В октябре в ходе Инвестиционного форума банка ВТБ в Москве президент Удмуртии Александр Волков подписал концессионное соглашение. По его условиям на строительство моста через Каму из бюджета УР будет выделено 1,343 млрд рублей, из федерального инвестиционного фонда — 2,516 млрд рублей. Частный инвестор — ООО «Региональная инвестиционная компания» — вложит в проект 5,084 млрд рублей собственных средств и 5 млрд рублей заёмных. 

Кто строит?

«Региональная инвестиционная компания» зарегистрирована в центре Москвы в доме, расположенном в полутора километрах от Кремля близ Котельнической набережной. Её генеральным директором в ряде справочников значится Сергей Полевиков, занимающий также руководящую должность на заводе металлоконструкций «Тюменьстальмост», входящем в группу ООО «Мостострой-12» из Ямало-Ненецкого автономного округа. Председатель совета директоров компании «Мостострой-12» Александр Забарский подписал концессионное соглашение с президентом Волковым в качестве генерального подрядчика строительства моста через Каму.

По информации СМИ, «Мостострой-12» является крупным оператором, обслуживающим дорожно-транспортные нужды северных месторождений, дружественным ряду нынешних и бывших топ-чиновников Тюменской области. В свою очередь и министр дорожного строительства и транспорта УР Олег Гарин, выступая в октябре перед депутатами Госсовета Удмуртии, отрекомендовал компанию строителей как «одного из лидеров отрасли» в масштабах всей России.

Строительство моста через Каму начинается уже в 2013 году. В ноябре участники проекта намерены торжественно заложить символическую капсулу в первую его опору. Срок окончания строительства — 1 октября 2016 года.

Сколько стоит?

По иронии судьбы амбициозный проект, который откладывался много лет, потребовал от бюджета Удмуртии серьезных вложений именно в тот момент, когда ее государственные финансы оставляют желать лучшего. Из-за нулевых темпов экономического роста в 2013 году республиканская казна недополучила около 1 миллиарда рублей налогов, и в бюджете УР на 2014 год дорожный фонд будет сокращен с 4 до 2,5 миллиарда рублей.

Из этой суммы более половины — 1,334 млрд рублей — уйдут на текущий ремонт и содержание сети автомобильных дорог Удмуртии, включая уборку снега, уход за полосой отвода, установку дорожных знаков, нанесение разметки и т.д. От оставшихся средств почти половина — 545 млн рублей — пойдет на финансирование строительства моста через Каму и Буй. И лишь 300 млн рублей заложено в проекте бюджета Удмуртии на 2014 год на субсидии муниципалитетам, включая Ижевск, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог местного значения. По сравнению с 2013-м в следующем году финансирование ремонта местных дорог сократится в 4 раза. При этом республиканских субсидий на ремонт дворовых территорий на 2014 год и вовсе не предусмотрено (в 2013-м на эти цели выделено 200 млн рублей).

В 2015 году, согласно нынешнему проекту бюджета, весь дорожный фонд Удмуртии сократится с 2,5 до 2,2 млрд рублей, а расходы на строительство моста через Каму, напротив, вырастут с 545 до 738 миллионов. Поэтому уже и финансирование текущего ремонта и содержания автодорог УР планируется уменьшить с 1,334 млрд до 870 млн рублей. Таким образом, единственный объект, удаленный от Ижевска более чем на 100 километров, сегодня перевешивает для республиканских чиновников всю остальную Удмуртию. Однако и после завершения строительства многомиллионные траты на мост из казны не прекратятся.

Компенсация убытков

По официальной версии, в настоящее время дорожный трафик на Каме в районе Камбарки с использованием паромных переправ составляет до 3,5 тысячи автомобилей в сутки. Планируется, что сразу после сдачи моста в эксплуатацию он возрастет до 5,1 тысячи в сутки, а к 2030 году — более чем до 15 тысяч.

Но до 2030 года еще надо дожить, а пока расходы частного концессионера готовится компенсировать из бюджета Правительство УР. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олега Гарина, после начала эксплуатации моста через Каму из бюджета УР будет ежегодно выделяться 450 млн рублей (!) субсидии частнику на компенсацию его затрат на строительство в случае низкого трафика через платный мост. Общая сумма выплат из республиканской казны составит до 2,6 млрд рублей — предполагается, что концессионер в дальнейшем вернет их бюджету, когда начнет получать от моста прибыль.

Таким образом, уже в самом концессионном соглашении косвенно зафиксированы сомнения в том, что мост окажется востребован в первые годы после сдачи в эксплуатацию. «Наша задача состоит в том, чтобы сделать так, чтобы там был хороший трафик», — заявил глава Миндортранса УР Олег Гарин в интервью местным СМИ. Иными словами, в Удмуртии под гарантии бюджета построят мост стоимостью 14 миллиардов рублей и затем будут думать, как завести на него транспортный поток, чтобы частный инвестор не выставил республике ещё и счёт на недополученные им доходы. А ведь можно было отремонтировать дороги там, где, как в Ижевске, трафик уже имеется.