Органы власти и институты гражданского общества в республике упустили шанс, отталкиваясь от достижений советских времен и политических и законодательных возможностей 90-х годов, начать системную модернизацию экономики и социальной сферы Удмуртии.

Сворачивание возможностей происходило постепенно. Раз за разом общество лишали реальных механизмов влияния на решения, принимаемые органами исполнительной и законодательной власти Удмуртии, а сами власти в свою очередь утрачивали реальные инструменты для проведения какой-либо экономической политики. Итогом такого тотального отчуждения стала утрата республикой внутренних источников для развития.

Во исполнение резолюции митинга, прошедшего в столице Удмуртии 16 ноября, продолжается сбор предложений от граждан для включения в программу будущего Главы Удмуртской Республики. Доработанный вариант «программы будущего» планируется презентовать на массовом митинге на Центральной площади Ижевска в феврале 2014 года, после того как станет известно, кого Президент России назначит временно исполняющим обязанности Главы УР. Сегодня «Д» публикует проект основных положений готовящегося программного документа, который в ближайшее время планируется обсудить с группой экспертов для уточнения направлений дальнейшей его доработки. Ждём ваших предложений по адресу:
г. Ижевск, ул. В. Сивкова, д. 171, редакция газеты «День». Связаться с координатором (Сергей Щукин) можно по адресу эл. почты: editorday@ya.ru
Сегодня Удмуртия — это территория, на которой независимо от интересов граждан — жителей республики и влияния региональных и местных властей извлекают сверхприбыли несколько крупных компаний международного и общероссийского масштаба и государственных корпораций — худшей версии бывших союзных ведомств. Граждане — жители Удмуртии и органы государственной и муниципальной власти отчуждены от природных ресурсов, основных субъектов экономики и даже от инфраструктуры своих территорий. Огромные денежные средства выкачиваются из карманов граждан — жителей Удмуртии через общероссийские торговые сети и энергосбытовые компании. Качество жизни ежегодно снижается, а её стоимость, наоборот, растёт. Отсутствие адекватной промышленной политики привело к дефициту рабочих кадров на предприятиях. Разорение сельхозпредприятий вынудило жителей сельских районов трудоспособного возраста бросать родные сёла в поисках случайного заработка в городах. Самый болезненный симптом стагнации — уезжающая из Удмуртии насовсем молодёжь, которая считает свою малую родину местом без перспективы.

Удмуртия — регион, традиционно считавшийся стабильным в вопросах обеспечения безопасности, стал регионом, где суды и органы прокуратуры не обеспечивают в должной мере защиту прав и свобод граждан в случаях, когда угроза безопасности исходит от органов власти, правоохранительных органов и должностных лиц, злоупотребляющих своими полномочиями. Органы государственной и муниципальной власти отстранились от рассмотрения по существу жалоб граждан — жителей Удмуртии, не умеющих и не имеющих реальной возможности защищать формально гарантированные им Конституцией УР права и свободы в каком-либо, в том числе судебном, порядке.

К настоящему времени все текущие финансовые вопросы власти региона вынуждены решать в долг, перенося разрешение основных проблем на плечи будущих поколений. Государственный долг Удмуртии уже приблизился к сумме доходной части бюджета республики, а в структуре расходов доля зарплат работникам бюджетной сферы стала основной. При этом в период с 2014-го по 2016 год бюджет Удмуртской Республики должен будет выплатить кредитным организациям порядка 22 млрд рублей в счёт ранее заимствованных властями денежных средств. Реального механизма решения этой задачи в рамках действующего законодательства в настоящее время не существует. Роль республиканских властей в управлении экономикой сегодня сводится к ежегодному распределению нескольких миллиардов рублей денежных средств через бюджетные заказы в строительной и дорожной отраслях. Это то немногое, что было оставлено федеральными властями на откуп региональному и местным уровням власти в обмен за централизацию основной части бюджетных ресурсов.

Настало время, когда в интересах защиты прав граждан — жителей Удмуртии, развития республики как экономически самодостаточного субъекта Российской Федерации требуется начать кардинальный пересмотр отношений между гражданами, институтами гражданского общества и органами власти всех уровней. Необходимо перевести накопившиеся претензии к местным и республиканским властям в программу перемен в интересах большинства граждан — жителей Удмуртской Республики. Власти в свою очередь должны пойти на кардинальные меры, направленные на снижение социальной напряжённости. Цель перемен — создание финансовой базы и раскрытие внутренних общественно-политических и других источников для развития Удмуртской Республики в интересах благосостояния граждан — жителей Удмуртии.

Для начала продвижения к данной цели считаем, что Президенту Удмуртской Республики (Главе Удмуртской Республики) необходимо принять следующие решения:

1. Инициировать роспуск Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва и провести 14 сентября 2014 года досрочные выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва одновременно с выборами Главы Удмуртской Республики.

2. Досрочно отправить в отставку председателя Правительства Удмуртской Республики Питкевича Ю.С. После назначения временно исполняющего обязанности Главы Удмуртской Республики сформировать Правительство Удмуртской Республики по новому принципу — структура и состав правительства должны формироваться под реализацию конкретных проектов.

3. Инициировать проведение 13 сентября 2015 года выборов глав муниципальных образований городов и районов Удмуртии с полномочиями руководителей местных администраций на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

4. Инициировать внесение изменений в законодательство Удмуртской Республики с целью перехода к выборам мировых судей мировых судов Удмуртской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

5. Инициировать направление законодательной инициативы о внесении изменений в федеральное законодательство с целью реализации ст. 132 Конституции Российской Федерации — осуществление органами местного самоуправления охраны общественного порядка, предполагающей создание муниципальной полиции и выборы руководителя органа внутренних дел (муниципальной полиции) муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

6. Инициировать внесение изменений в законодательство Удмуртской Республики с целью максимально возможного облегчения порядка проведения республиканского и местных референдумов. Законодательно закрепить порядок обязательного вынесения на обсуждение в форме референдума (местного или республиканского) всех решений о строительстве за счёт бюджета объектов сметной стоимостью свыше 500 млн рублей.

7. Инициировать направление законодательной инициативы о внесении изменений в федеральное законодательство с целью пересмотра распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в части сохранения за регионами права на 60% платежей за пользование недрами (углеводородного сырья) и 100% арендной платы за пользование лесным фондом.

8. Законодательно закрепить «замораживание» на период с 2014-го по 2016 год роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, а также на перевозку пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

9. Объявить налоговые каникулы в части платежей в республиканский и местные бюджеты Удмуртской Республики на период 2015-2016 гг. для субъектов малого бизнеса, занятого в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства.

10. Принять меры для минимизации массовой практики назначения уполномоченными органами и должностными лицами административных штрафов в отношении граждан и юридических лиц, превратившейся из меры защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина в исключительно фискальный инструмент извлечения дополнительных доходов в интересах чиновников.