Удмурты записали себя в Красную книгу. «Решением ЮНЭСКО 21-й век для удмуртов будет последним веком» - заявил председатель всеудмуртской организации «Удмурт Кенеш», бывший спикер Госсовета УР Игорь Семенов. И проблема заключается не в том, что удмурты спиваются, кончают жизнь самоубийством или еще что-то в этом роде, чем принято объяснять вымирание народонаселения. Вовсе нет. Проблема заключается в том, что удмурты перестают считать себя удмуртами. Ключевую роль, по мнению Игоря Семенова, здесь играет знание родного языка.

Президент «Удмурт Кенеш» Игорь Семенов.

«Никуда они не делись. Просто в семьях уже родители с детьми не разговаривают на родном удмуртском языке, а в большей степени разговаривают они на русском. И просто-напросто дети, не владеющие удмуртским языком, себя записывают, хоть корни у них удмуртские, русскими» - объяснил причину проблемы Игорь Семенов.

Разные цифры

Все это отражается в статистике. По словам Семенова, в период между двумя последними переписями в России количество удмуртов сократилось более чем на 160 тысяч человек.

Открытые источники не подтверждают эти цифры. Последняя перепись населения состоялась в 2010-ом году. Однако до этого перепись проводилась не в 2000-ом, как положено, а в 2002-ом. Это было связано с тяжелыми последствиями кризиса 1998-ого года, из-за которых пришлось отложить перепись на целых два года.

По данным 2010-го года в России проживает 552.299 удмуртов. Цифры же 2002-го года говорят о том, что в России к тому времени насчитывалось 636.906 удмуртов. Разница составляет 84.607 человек. Это тоже немало, но все же в два раза меньше, чем заявил на днях лидер «Удмурт Кенеш» Игорь Семенов.

Законодательные инициативы «Удмурт Кенеша» касаются не всей страны и федерального законодательства, а лишь одной республики. Мы попытались выяснить, существует ли подобная проблема непосредственно в Удмуртской Республике.

Согласно открытым данным общероссийских переписей в 2010-ом году удмуртов в Удмуртии насчитывалось 410.584 человека. Что на тот момент составляло 28% от всего населения республики. В 2002-м году по данным переписи в Удмуртии проживало 460.584 удмурта, что составляло 29% от населения республики. Цифры удивительные. Согласно им за 8 лет удмуртов стало ровно на 50 тысяч человек меньше. С точностью до человека. Данные за 2010-й год можно проверить на сайте www.perepis-2010.ru. А данные за 2002-ой год размещены на сайте www.perepis2002.ru.

Но какими бы волшебными не казались эти цифры, они показывают, что ничего чрезвычайного в республике с удмуртами вроде бы не происходит. Незначительные колебания численности вполне возможны.

К примеру, в 2012-м году Елена Торохова, кандидат филологических наук, доцент Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, в статье «О языковой политике в Удмуртской республике» привела данные того года. По ее словам, удмурты в численном соотношении в республике составляют 31 процент от всего населения.

На фоне этих данных становится неясно, почему «Удмурт Кенеш» предлагает столь радикальные меры. Ведь если поправка будет принята, то отказаться от изучения удмуртского языка не сможет никто. В обязательном порядке его будут изучать все, невзирая на национальность.

Игорь Семенов рассказал, как он видит реализацию своей инициативы. «В нашей поправке предусматривается поэтапный переход, начиная со второго класса. На сегодняшнем этапе есть возможность обеспечить этот процесс учительскими кадрами республики. Есть такая возможность. Финансовая возможность также изучена. Если закон будет принят и изучение языка во всех вторых классах во всех школах республики начнется с 1 сентября 2014-го года, то потребуется всего 6,7 миллиона рублей. Всего. Процесс будет длиться три года. В пятнадцатом году будет второй, третий класс. В 2016-м году второй, третий, четвертый класс. Это в комплексе со всеми обеспечительными мерами потребует от бюджета 51 миллион рублей» - рассказал Игорь Семенов.

Уже сегодня депутаты Госсовета УР начали изучать инициативу «Удмурт Кенеша». Возможность введения удмуртского языка как нового обязательного предмета обсуждалась на заседании фракций. По словам Игоря Семенова, коммунисты уже приняли решение поддержать эту инициативу. «Однозначного подхода сегодня нет. Есть сомнения. Рабочая группа собиралась не один раз. Фракции проводили круглые столы. Например, КПРФ проводили круглый стол. Я принимал в нем участие. Коммунисты решили поддержать эту поправку. Я думаю, отдельно надо проводить работу со всеми депутатами. Надеюсь, они с пониманием отнесутся к сложившейся ситуации» - заявил Игорь Семенов.

Чиновники-удмурты

Но обязательный удмуртский это не единственная мера, предлагаемая руководством «Удмурт Кенеш». В арсенале сторонников закона есть не менее радикальная инициатива: обязать всех чиновников знать два языка: русский и удмуртский. Интересно было бы выяснить, как относятся к этой инициативе сами республиканские чиновники, начиная с Президента Удмуртии Александра Волкова, который языком титульной нации так и не овладел.

«Конечно, только этой мерой (введением обязательного удмуртского – прим. «Д») мы, наверное, не сможем переломить ситуацию. Нужен комплексный подход. На будущий год и правительство, и Госсовет УР в своих планах предусмотрели внесение изменений в закон о государственных языках и иных языках народов Удмуртской Республики. Там уже сегодня норма закреплена и в Конституции в том числе, что удмуртский язык является государственным языком. Но должны быть еще привилегии. Я думаю, что нормы знания двух языков, удмуртского и русского, для государственных и муниципальных служащих в качестве поправок или еще как-то должны быть установлены. Мы намерены принять участие в разработке этого закона» - заявил Игорь Семенов.

Общественное мнение

Как относятся люди к предложениям «Удмурт Кенеша», мы попытались выяснить, проведя экспресс-опрос. Из 48 респондентов лишь 15 человек (31,3%) выступили за обязательное изучение удмуртского языка. Остальные 33 человека высказались против.

На городском форуме Izhevsk.ru эта тема тоже вызвала бурные обсуждения. Большинство людей либо выступают против, либо вообще не верят в то, что подобная поправка может быть принята. «Как факультатив - согласен можно ввести, но с «обязаловкой» - не канает. Даже в садах с изучением удмуртского, родители-татары очень разоряются по этому поводу. Так что не пройдет эта инициатива» - считает пользователь с ником gorin84. «Лучше бы сделали профклассы или профшколу с таким уклоном, а чисто всех под гребенку не вижу смысла...» - считает пользователь 426066ivan. По поводу данных переписей о сокращении численности удмуртов пользователь Olg@ заявила: «Если человек в глубине души не считает себя удмуртом, если не гордится своей национальностью и не хочет быть причастным к ней, к ее культуре - для чего вообще этот сыр-бор с насильным обучением языку?».

Музыка

Если кто-то и делает удмуртский язык и удмуртскую культуру привлекательной, то это точно не бывшие чиновники, возглавляющие сегодня «Удмурт Кенеш», а обычные музыканты. «Тылабурдо», «Silent woo goore» и, конечно, «Бурановские бабушки» – это музыкальные группы завоевавшие популярность за пределами и Удмуртии, и России. Все они поют на удмуртском языке.

Пока бюрократы из «Удмурт Кенеш» придумывают способы, как навязать удмуртский язык, молодёжная группа «Silent woo goore» делает удмуртский язык модным.

Мы обратились к Светлане Ручкиной, солистке «Silent woo goore», с просьбой высказать свое мнение по поводу инициативы «Удмурт Кенеша». Светлана рассказала, что с удовольствием отдала бы своего ребенка в школу, где изучают удмуртский язык. Сама она из удмуртской семьи, но в детстве родители говорили с ней на русском, поэтому национальный язык пришлось изучать самостоятельно: в школе ни факультатива, ни языкового кружка не было. Несмотря на это, сегодня она свободно владеет удмуртским языком.

Однако Светлана Ручкина считает, что обязательным изучение удмуртского языка быть не должно. «Нельзя никого заставить. Искусственным путем ничего не выйдет. У многих родителей это вызовет только негативную реакцию. Общество должно быть готово к таким нововведениям. А мы, мне кажется, не готовы. С другой стороны было бы очень хорошо, если бы в каждой школе была возможность факультативно изучать удмуртский язык. У меня, например, в свое время такой возможности не было. Думаю, многим было бы интересно познакомиться с удмуртской культурой, с языком. Потому что у удмуртского другая грамматическая структура, несколько другие принципы».

Сегодня судьба поправки, предложенной Игорем Семеновым, выглядит весьма туманной. Однако тот общественный резонанс, который она вызвала, не будучи даже рассмотренной ни на одной сессии Госсовета Удмуртской Республики, говорит о том, что необдуманное решение в этом вопросе может еще больше взбудоражить общество и усугубить проблему.