Объявления о предстоящем сокращении автобусного маршрута № 320 сообщением поселок Ягул – ул. 9-е Января (Ижевск) появились незадолго до Нового года. Информацию об этом ИПОПАТ распространил на подвижном составе и остановках общественного транспорта. По словам представителей местных администраций поселков Хохряки и Ягул, пассажироперевозчик принял это решение в одностороннем порядке, не согласовав свои действия с муниципальными органами власти.

Существенному сокращению подвергся «городской» конец пригородного маршрута. Прежняя схема рейсов предусматривала движение автобусов по Воткинскому шоссе вплоть до ул. Школьной, поворот к администрации Индустриального района и на ул. Дзержинского. Затем через ул. 9-е Января автобусы возвращались на Воткинское шоссе для нового рейса в пригород. Таким образом, маршрут № 320 кольцом протяженностью более 3 км опоясывал территорию густонаселенного микрорайона Ижевска.

По новой схеме, введенной с января 2014 года, автобусы ИПОПАТ доходили лишь до поворота с Воткинского шоссе на ул. 9-е Января, после чего разворачивались в обратный путь, исключив объезд городской территории. При этом пассажиры, высаженные в месте пересечения двух многополосных магистралей, вынуждены были добираться до «большой земли» самостоятельно.

«Нас высаживают на обочине дороги на самом перекрестке, где нет крытой остановки, нет даже намека на остановку, - говорилось в письменном обращении жителей в Хохряковскую поселковую администрацию. - Чтобы сесть на автобус, следующий в Хохряки, нужно пересечь три оживленные трассы без светофора. Причем шнырять туда и обратно предложено и детям, едущим в школу, и пожилым людям. Нас практически отрезали от города».

По словам главы Хохряков Николая Суворова, одних только учащихся школ, ежедневно пользующихся маршрутом № 320, насчитывается более 100 человек. Кроме того, каждое утро в Ижевск едут воспитанники детских садов с родителями и многочисленные взрослые жители пригорода, работающие в столице Удмуртии. Как известно, многие пригородные населенные пункты под Ижевском лишь формально относятся к Завьяловскому району УР, на деле же являются спутниками города. В этом отношении районные власти платят Хохрякам и Ягулу взаимностью: по словам Суворова, представитель местного руководства в Завьялово в январе даже «не смог вспомнить», подписывал ли извещения от ОАО «ИПОПАТ» об изменении схемы движения 320-го маршрута.

Тем не менее встреча возмущенных жителей пригорода с представителями ИПОПАТ состоялась в прошлый четверг, 9 января, в районной администрации в селе Завьялово. Как сообщают очевидцы, представитель транспортного предприятия заявил, что сокращение маршрута № 320 является лишь частью целенаправленной политики ОАО «ИПОПАТ», оптимизирующего сеть «сельских» маршрутов в связи с их нерентабельностью. На встрече была озвучена и сумма убытков, составляющая, по версии пассажироперевозчика, около 70 млн рублей в год.

В ответ глава Хохряков Николай Суворов и глава Ягула Сергей Баженов предложили рассмотреть возможность возвращения прежней схемы движения в обмен на компенсацию расходов ОАО «ИПОПАТ» из местных бюджетов. Обозначили свою позицию и сами жители пригородных поселков. «Сообщили о том, что в случае если их требования будут проигнорированы, вынуждены будут пойти на перекрытие Воткинского шоссе, - сообщил Николай Суворов. - Представитель ИПОПАТ обещал, что передаст своему руководству всё, что прозвучало на встрече».

Руководство ОАО «ИПОПАТ», судя по его реакции, к угрозе акций протеста отнеслось серьезно. Уже на следующий день после встречи в Завьялово, в пятницу, 10 января, автобусы № 320 вновь ходили по старой схеме маршрута - без сокращений в черте Ижевска, вызвавших возмущение жителей Хохряков и Ягула. По словам пресс-секретаря ИПОПАТ Натальи Кузнецовой, «длинный» 320-й, устраивавший жителей пригорода, возвращен на постоянной основе и о новом пересмотре в обозримом будущем речи не идет.

Тем не менее с учетом объявленной жителям Хохряков «антипригородной» политики ИПОПАТ угроза существенного ухудшения транспортной ситуации в окрестностях Ижевска сохраняется. Это могло бы стать логичным продолжением инициатив предприятия, которое в 2011-2012 годах было продано правительством Удмуртии новым собственникам, прячущимся за оффшорными фирмами на острове Кипр. С тех пор представители «частной компании» неоднократно давали понять, что тяготятся социальной ролью крупнейшего автотранспортного предприятия региона и хотели бы больше денег.

В конце 2012 года ОАО «ИПОПАТ» попросило РЭК УР об увеличении стоимости проезда в Ижевске разом с 15 до 18 рублей, ссылаясь на резкое увеличение себестоимости перевозок. Позднее выяснилось, однако, что ИПОПАТ не располагал экономическим обоснованием нового тарифа, а спустя 7 месяцев его же представители заговорили о «справедливой» цене билета в 17 рублей, фактически признавшись в том, что прежняя их оценка была завышенной.

С апреля 2013 года в арбитраже продолжается рассмотрение судебного иска ОАО «ИПОПАТ» к Министерству финансов России. Пассажироперевозчик потребовал из федеральной казны возмещения убытков в размере 65,7 млн рублей, связанных с перевозкой льготников по социальному проездному билету. Арбитражный суд Удмуртии в августе 2013-го вынес решение в пользу ИПОПАТ, которое затем было подтверждено в апелляционной инстанции. Однако Минфин РФ продолжает обжаловать эти акты, в частности, ссылаясь на то, что ОАО «ИПОПАТ» рассчитало себе суммы возмещения по собственным же отчетам о распределении социальных проездных, которые не имеют прямого отношения к реальным расходам предприятия. В декабре дело принято к рассмотрению в ФАС Уральского округа.

Наконец, под занавес 2013 года ОАО «ИПОПАТ» выдвинуло многомиллионные претензии уже к бюджету Удмуртской Республики. 30 декабря в Арбитражный суд УР поступило исковое заявление перевозчика к Министерству финансов УР – ИПОПАТ требует от республиканских властей возместить 118,3 млн рублей убытков. В связи с истечением срока доверенности судебного представителя фирмы-истца 31 декабря суд на месяц оставил иск ОАО «ИПОПАТ» без движения.