- Юля, какая у вас там погода?

- Погода – экзотическая для Ижевска. Солнце светит по-весеннему, зеленые пальмы, 9 градусов тепла, снег только на горных вершинах, порою льет дождь. В десяти минутах от моего пристанища – черноморское побережье.

- Как ты попала в состав сотрудников?

- Предложение о работе письмом на электронную почту выслала моя знакомая. В тот момент кадровые службы Олимпиады объявили массовый и срочный набор, так как была выявлена острая нехватка рабочих рук. Я как раз только-только уволилась из редакции, поэтому согласилась, не раздумывая.

Я ждала обещанных многочисленных собеседований, многоуровневых тестирований. Всего этого не случилось. Был один звонок по телефону: проверили на адекватность, справились о профессии, взглянули на фотографию и попросили заполнить не слишком подробную анкету. Без всякого отбора меня зачислили в ряды радиоинженеров, хотя ни в радио, ни в инженерной технике я особо не разбираюсь.

В конце ноября подписала с Олимпийским комитетом договор, где были обговорены сроки найма на работу в подрядную организацию, должностные обязанности, график и прочее. С 23 ноября по 10 декабря с нами проводили учебные и тестовые сборы - тиары. Они совпали с генеральной репетицией функционирования спортивных объектов – в это время Международный олимпийский комитет и международные инспекции часто проверяли нас, служащих на объектах.

Наша команда собрала легких на подъем, оптимистичных, интеллигентных, молодых людей, все с высшим образованием и знанием английского языка, как правило, не замужние, не женатые.

- В чём состоят повседневные обязанности?

- Плотная работа началась с 5 января. До начала Игр я обслуживаю Дворец Зимнего спорта «Айсберг». Во время Олимпиады буду снабжать рациями прибрежную деревню. В обязанности входит учет абонентского оборудования радиосвязи работников технических служб, персонала, спортсменов, судей, иностранных делегаций, журналистов, гостей на спортивном объекте, к которому я прикреплена. Строго под роспись выдаю и слежу за своевременностью возврата раций. Штука не дешевая: цена одного приемника 40-70 тысяч рублей. Рабочий график ближе к Олимпиаде ужесточается, работаю посменно: с 8 до 20 часов, далее - с 20 до 8 часов выходит напарник. Два дня работаю в дневную смену, затем один выходной день, и два дня выхожу в ночную смену.

Работа – не бей лежачего, простая и скучная. В промежутке между выдачей и принятием раций нам остается только сидеть в соцсетях, читать книги или общаться друг с другом. Но зато платят втрое больше, чем в Ижевске. Мой обратный билет на Ижевск заказан на 20 марта, но, чувствую, я его выменяю на более позднюю дату, чтобы застать курортный сезон.

- Выходит, олимпийский труд материально поощряется?

- Конечно, я как аккредитованный специалист получаю зарплату. Принимающая сторона также обеспечивает бесплатное питание, проживание и авиаперелеты. В целом за 2,5 месяца, охватывающие Олимпиаду и Паралимпийские игры, нам обещали заплатить порядка 120 тысяч рублей. Знаю, что рьяные болельщики ради того, чтобы увидеть Олимпиаду, устраиваются в олимпийские деревни уборщиками, горничными, кухарками. Они считаются волонтерами, трудятся бесплатно. По истечении срока пребывания волонтеров на олимпийских площадках у них даже фирменную форму изымают для утилизации, так как по закону волонтер должен трудиться на безвозмездной основе.

- Какие условия проживания?

- Нас, радиоинженеров Зимнего дворца «Айсберг», поселили в гостинице в прибрежном кластере Олимпиады в поселке Мирный Лазаревского района города Сочи. Вблизи - Верхне-Имеретинская бухта. Гостиничный комплекс состоит из небольших коттеджей - южных домиков. В трехместном номере, где я поселилась, есть душ, ванная комната, комфортные кровати.

Несмотря на обширную географию городов, почти в каждой комнате всегда обнаружится ижевчанин. До работы - пять минут ходьбы. Завтраки подают в гостинице, обеды доставляют на рабочее место. Кормят плотно и очень вкусно. Ужины, экскурсии, поездки и развлечения – за свой счет. В комплект формы сотрудника прибрежного кластера входят перчатки, кроссовки, непромокаемые нордики, термобелье, брюки, толстовка, футболка, джемпер с длинным рукавом, куртка, кепка, шапка, шарф. Стоимость комплекта порядка 30 тысяч рублей. По окончании Зимних игр нам обещали его подарить.

- Куда выбираетесь в свободное от учебы и работы время?

- В единственный выходной в неделе я выезжаю в Большой Сочи или в Адлер или в Абхазию. Для сотрудников Олимпиады проезд на новом электропоезде «Ласточка» - свободный, также как и в «шатлах» - автобусах с олимпийской символикой. В Крещение после купания в Черном море мы устраивали вечерки на берегу с хороводами и русскими народными танцами. По особым случаям оргкомитет устраивает нам вечеринки в арт-барах. После работы, выходя на прогулки, изучаем особенности местной архитектуры или ходим друг к другу в гости по отелям.

- Есть ли возможность посещать построенные спортивные объекты?

- У олимпийских сотрудников пока есть доступ к Олимпийскому парку. Но существуют и наглухо закрытые территории. Никто не запрещает покататься на скейтборных, санных, лыжных и биатлонных трассах, правда, по общему тарифу, без льгот. Чем ближе Олимпийские игры, тем строже пропускной контроль. Охраннику нужно демонстрировать каждую вещь, будь то расческа, зеркало или гигиеническая помада. На объекты нельзя проносить еду, воду. Однажды меня не пропустили из-за жевательной резинки.

На территориях олимпийских объектов разрешается находиться исключительно в спецформе. Работники и волонтеры обязаны заклеить черной пленкой марки своих мобильных телефонов и аксессуаров – не спонсоров Сочинских игр. Обезличены марки кофе и чая. Запрещается любая фотосъемка на площадках, где состоится открытие и закрытие Олимпийских игр, и на стадионах, где будут проходить соревнования. На предмет фотографирования запрещенных уголков отслеживают странички в соцсетях, за нарушения аннулируют аккредитацию. На территории олимпийских объектов, где будут проходить состязания, до окончания Олимпиады введен «сухой» закон.

Во время спортивных состязаний нам выдадут спецпропуска, по которым на территории олимпийского поселка мы сможем передвигаться только в определенной зоне: от дома до места службы. Доступ к спортивным объектам нам будет закрыт. Следить за соревнованиями и болеть за наших будем по телевизору.

- Какие настроения в олимпийском поселке?

- По приезде меня одолевал пессимизм. Казалось, Сочи обнажил главные российские пороки: лень, привычку откладывать до последнего и прихоть построить что-то вопреки здравому смыслу.

Казалось, что я попала на стройплощадку. Ребята, приезжая на учебу, обнаруживали, что спортивные объекты, к которым они прикреплены, еще не возведены. Вокруг – одни тупики, леса, бульдозеры и стройка-стройка-стройка. Возникло стойкое ощущение, что последний гвоздь этой глобальной стройки забьют в день церемонии открытия Олимпиады. К сегодняшнему дню хаос исчез. "Леса" и груды стройматериалов "перетекли" в законченные формы объектов инфраструктуры. Олимпийский парк приобрел ухоженный вид. 

- Какая готовность к Олимпиаде сейчас?

- Олимпийские объекты сданы и приведены в готовность к эксплуатации. Кое-где еще строители асфальтируют пешеходные дорожки и укладывают брусчатку, наносят разметку, монтируют олимпийскую символику, указатели, скамьи, мусорные баки. Службы благоустройства высаживают пальмы, фикусы и кипарисы, растягивают баннеры и транспаранты. По-моему, рабочие не смыкают глаз в прямом смысле этого слова.

Прибывают толпы болельщиков и гостей. Все спортсмены и делегации размещены в отелях и олимпийских деревнях. Открыты тренировки на трассах.

На днях волонтеры и сотрудники Олимпиады имели возможность посетить репетицию церемонии открытия Олимпийских игр. Билеты доставались с большим трудом. Мне повезло. Есть фишки, которые заставили прослезиться от гордости за родную страну. Раскрывать секреты не буду.

- Набившие оскомину вопросы. Стоило ли тратить на Олимпиаду такие огромные средства? И будет ли востребована эта гигантская инфраструктура после Игр?

- Да, члены оргкомитета, спортсмены, волонтеры, болельщики все время задаются этими вопросами. Здесь каждый квадратный метр пропитан деньгами. Дух больших денег витает повсюду: в сотнях свай, вбитых в болотную жижу Имеретинской низменности, в мерцающих глыбах Ледовых дворцов, Диснейлендах, в сотнях прожекторов и световых пушек, в отелях и ресторанах. Запах больших денег здесь не выветривается.

Да и я сама чувствую себя «золотым» сотрудником, режим экономии на нас точно не включают. Я не знаю, то ли проект изначально был столь призрачный, что пришлось вложить огромные средства для его воплощения в жизнь, то ли России недостало опыта организовать Олимпиаду более экономно.

Но в грандиозной стройке, думаю, есть положительные стороны. Сочи на многие годы вперед обрел статус международного курорта, не хуже Куршевеля. Реклама будет работать на олимпийскую столицу на протяжении десятилетий. После завершения Олимпиады в городе планируется проведение «Формулы-1», «Большой восьмёрки», чемпионата мира по футболу. По слухам, некоторые спортивные объекты после Олимпиады собираются демонтировать и перевезти в другие регионы. Еще несколько спортивных объектов якобы могут перепрофилировать в торговые площадки и профилактории.

- Чем намерена заняться после Олимпиады?

- Олимпиада дала шанс для поднятия деловой планки. В планах – перебраться на постоянное место жительства из Ижевска в Москву. Заработанные здесь средства станут первоначальным капиталом.