Прошлые годы удмуртский язык был геттоизирован, был недостаточно включен в общественную жизнь республики. Этот стандарт отношения сформировался ещё в 19 веке и до сих пор никем не пересмотрен. Его воспроизводят, пусть и полусознательно, все: Президент республики, который никогда не произносил по-удмуртски ничего, кроме приветствия; депутаты, видящие в изучении удмуртского языка угрозу стабильности общества; простые жители республики, когда они говорят, как некрасив удмуртский языкТутэйшый язык
Удмуртский язык в Удмуртии это не язык какой-то иноземной экзотики. Удмуртский язык - родной язык трети населения республики, язык наследия (то есть язык родителей и бабушек) другой трети населения республики и язык знакомых, друзей и новых родственников оставшейся трети жителей нашей республики. Давайте будем честными. Удмуртский язык - это такая же неотъемлемая часть этой земли, как италмасы, родники и двойные названия удмуртских деревень. Зная всё это, как можно отсылать к тому, что общество не готово к такому шагу или что общество может отнестись к инициативе негативно, как поясняют причины отказа от обязательности председатели профильных комиссий Госсовета. Удмурты и бесермяне, русские и татары, мари и армяне Удмуртской Республики - мы все соприкасаемся с удмуртским языком и культурой.
Но при этом почему-то о введении обязательных уроков говорят как о грядущей трагедии. В чем же дело? В отношении удмуртского языка сохранились установки из старых времен: подшефный язык, язык деревни. Что мы можем получить от знания удмуртского языка? По большому счету, такого рода вопросы нерелевантны тому, что в действительности стоит за введением обязательного изучения удмуртского языка. Задайтесь вопросом: для чего школьникам изучать русскую литературу? Можно ли знание Чехова и Достоевского обернуть в конкурентоспособность на мировом рынке? Прямым образом - только если это славистика или литературоведение. Непрямым – во множестве самых разных сфер. Уроки языка и литературы даются не для развития какой-то практической выгоды в ее утилитарном понимании, а для обеспечения культурной преемственности и обеспечения детям доступа в мир российской культуры и в культурные контексты российского общества. Российская история, русская литература – это та ткань, из которой соткано в том числе и наше современное общество.
Но эта ткань будет неполной и прерывистой, если в ней не будет места удмуртскому языку. Ведь в Удмуртии удмуртский язык дает доступ к большому историческому и культурному фону, в котором живут все народы нашей республики. Изучая удмуртский язык, мы наконец-то получаем возможность отнестись к удмуртской культуре изнутри, из перспективы ее собственного языка, а не того, что доступно глазу внешнего наблюдателя.
Преодолевая старые стереотипы
Прошлые годы удмуртский язык был геттоизирован, был недостаточно включен в общественную жизнь республики. Этот стандарт отношения сформировался ещё в 19 веке и до сих пор никем не пересмотрен. Его воспроизводят, пусть и полусознательно, все: Президент республики, который никогда не произносил по-удмуртски ничего, кроме приветствия; депутаты, видящие в изучении удмуртского языка угрозу стабильности общества; простые жители республики, когда они говорят, как некрасив удмуртский язык или просят говорить по-русски в общественном транспорте или в социальных сетях.
Представляете, какой психологический дискомфорт испытывает каждый удмурт, проходя через это испытание устаревшими стереотипами. Ребенок из удмуртскоязычной семьи идёт в школу, где придираются к акценту в речи. Едет в Ижевск, там неодобрительно смотрят, когда он общается со своими друзьями в троллейбусе на родном языке. Самое главное, что все удмурты проходят это испытание в школьном и юношеском возрасте, когда личность и характер только формируются. Как известно, родной язык, язык семьи крепко связан с идентичностью человека, а она - с его самооценкой и чувством собственного достоинства.
Все в Удмуртии говорят по-русски, и говорящий по-русски всегда будет понят. Но другой язык – другой мир. Попробуйте поговорить со своими соседями-удмуртами по-удмуртски, обратитесь к своей бабушке или тёще на удмуртском, и вы увидите, какой отзывчивостью вам отплатят в ответ. Говоря по-удмуртски, вы узнаете и почувствуете то, что не может быть раскрыто возможностями другого языкаОписанные психологические механизмы, производящие мощнейшее стрессовое воздействие на юного человека, - ужасное испытание. И многие даже не поверят, что такого рода психологические испытания, связанные с унижением идентичности и культуры, людям приходится переносить в 21 веке. Но это так. Спросите своих удмуртских знакомых. Узнайте, что им не по своей вине пришлось пережить.
Шаг к равноправию
Вводя обязательные уроки удмуртского языка, мы делаем шаг в сторону того, чтобы пересмотреть эти вековые стереотипы и ввести новые стандарты отношений и ценностей в общественную жизнь республики, где народы и их языки не ранжируются по шкале популярно/непопулярно, полезно/бесполезно и перспективно/бесперспективно.
Вводя обязательные уроки удмуртского языка, мы говорим, что для общества удмуртская мать и стоящая за ней удмуртская культура ребенка важны не меньше, чем русский отец. И если культура отца передается через всю систему федеральных и региональных институтов, то кто позаботится о передаче языка матери? Посмотрите на это другими глазами. Да, все в Удмуртии говорят по-русски, и говорящий по-русски всегда будет понят. Но другой язык – другой мир. Попробуйте поговорить со своими соседями-удмуртами по-удмуртски, обратитесь к своей бабушке или тёще на удмуртском, и вы увидите, какой отзывчивостью вам отплатят в ответ. Говоря по-удмуртски, вы узнаете и почувствуете то, что не может быть раскрыто возможностями другого языка.
В том, что в Удмуртии недоиспользуется потенциал удмуртской культуры и удмуртского языка, нет повода для гордости. Помнить предков, ценить новых родственников и соседей и уметь обращаться к ним на их языке – вот это вызывает уважение.
Наше общее наследие, наша общая ценность
И если мы все окутаны связями с удмуртским языком, почему мы относимся к этому как к недоразумению или исторически несущественному факту? Почему мы относимся к этому из логики: вот удмурты пусть сами и учат, пусть сами и защищают свое наследие? Ведь если это общий фон (а для кого-то и источник) для всех в республике, то этому источнику нужно дать более целенаправленную поддержку.
Чтобы какая-то ценность сохранялась как часть всего общества, общество должно оказывать ей поддержку, должно эту ценность культивировать. Если мы признаем, что удмуртский язык - второй язык для большинства жителей республики, ценность для нашего общества, значит, мы все должны его культивировать, мы все должны в той или иной степени иметь к нему отношение и знать его. Нам от этого не убудет.
Удмурты теряют свою национальную идентичность не потому что им кто-то не дает учить родной язык, а потому что удмуртская культура сегодня не притягивает людей. Она не отвечает их запросам, она не выглядит привлекательной в современном мире. И удмуртский язык часть этой культуры.
Вы призываете к борьбе со стереотипами, рассуждая о самоценности знаний? Но нет никакой самоценности. Английский учат, потому что на нем разговаривает весь мир; предметы общеобразовательного курса нужны, чтобы дать базу, которая позволит школьнику сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
На образование человек тратит огромные усилия и ресурсы, поэтому вопрос полезности и перспективности полученных знаний играет огромную роль. Зачем учить удмуртский? Чтобы спасать удмуртов от вымирания? Или у вас есть другой ответ на этот вопрос?
Создание позитивного образа удмурта — вот чем нужно заниматься. Что мы знаем про удмуртов? Что они на первом месте по количеству суицидов в мире? Что у них быстро развивается алкогольная зависимость?
Есть что-то позитивное, чем удмурты могут удивить остальных? Музыка, кстати, отличный пример. Тылабурдо, Сайлент Вугур, Бурановские бабушки. В этом направлении и нужно двигаться: искать таланты и создавать им условия для развития. А введение обязательного удмуртского языка в школах только создаст напряжение, которого сейчас пока нет.
Удмуртский нужно учить, чтобы знать и понимать тех, с кем вы живёте бок о бок. А русский зачем учить? Не проще ли сразу учить китайский?
Надо много чем заниматься, но это не отменяет того, что пора всем живущим в республике изучать удмуртский язык, так как это общая ценность.
Суициды и алкоголь - это уже устаревшие данные, всё меняется.
Удмурты не должны чем-то удивлять: примите нас как данность. Тем более, что мы самая неотъемлемая данность на земле Удмуртской Республики
В статье показана мотивация - изучайте удмуртский язык, чтобы понимать язык своих соседей, друзей, родственников. Изучайте удмуртский язык, чтобы иметь доступ к удмуртскоязычной культуре. Изучайте удмуртский язык, чтобы получить интеллектуальные преимущества от знания нескольких языков.
Изучение удмуртского языка не вызовет никаких проблем у детей, детям языки даются легко.
1.Господину "Чазов Сергей 26 февраля в 01:03"
Касаемо- " Вы призываете к борьбе со стереотипами, рассуждая о самоценности знаний? Но нет никакой самоценности. Английский учат, потому что на нем разговаривает весь мир; предметы общеобразовательного курса нужны, чтобы дать базу, которая позволит школьнику сделать осознанный выбор своей будущей профессии."
Вопрос-а почему это Вы решаете за школьников,какой выбор они сделают в будущем?Почему Вы пытаетесь лишить их этой возможности.Кто сказал, что у школьника ТОЧНО НЕ БУДЕТ интереса к удмуртскому языку, культуре,истории Удмуртии...
С чего Вы взяли, что Вы можете это решать за них?
2.Есть одна мудрая мысль, если ты кого то не понимаешь-поставь себя на его место.
Не русский язык вымирает,численность русских не сокращается такими устрашающими темпами, как численность удмуртов.
Любой здравомыслящий человек понимает, что без тех мер, которые сейчас пытаются предпринять, сложно будет остановить эти процессы.
Касаемо создания позитивного образа удмурта-согласен.Но тот образ,который нам когда то привили (пьяницы, неучи...) давно же в прошлом.Бывая в командировках в разных регионах вижу -русские и другие национальности точно пьют не меньше удмуртов.Скажу больше-учился в национальном классе, количество спившихся и не получивших высшего образования моих русских одноклассников значительно больше!Как это объяснить?Все просто -негативный образ был создан искусственно и поддерживался исключительно для осознания своего несуществующего превосходства отдельными узколобыми членами нашего общества.Не вижу никакой разницы между интеллектуальными способностями русского и удмурта, как и склонности к пьянству или отсутствия такового. В этом мы равны.
3.Тем, кто хочет порассуждать на эту тему,рекомендую озаботиться проблемой чистоты русского языка.
Филологи бьют тревогу-русский язык засорен заимствованиями. Язык Пушкина и Лермонтова утрачивает свою самобытность...
Не тем Вы занимаетесь!!! Поймите удмурты вам не враги, мир в Удмуртии сохраняется исключительно благодаря терпимого и неагрессивного нашго характера. Уверен будучи жителем Чечни или Дагестана подобные высказывания вряд ли кто то из вас себе позволил.Сами знаете почему... А здесь можно.Так получается?
4.Касаемо искать таланты.
Как их искать, если скоро некому будет петь на удмуртском, разговаривать на удмуртском. О чем мы говорим!
5.Господину "vadim 26 февраля в 12:53" -прежде чем называть кого то тупорылым павлинами, сделайте в жизни что нибудь хорошее!Эти высказывания явно от ощущения своей несостоятельности и небольшого ума!Только такой человек может дать взятку учителю, вместо того чтобы напрячь свой мозг и выучить еще один язык. Да Вы похоже и русский то не очень знаете и уважаете. На Ваши вопросы дано уже дали ответы.
6.И теперь самое главное, обращаюсь ко всем кто пытается внести разлад в отношения удмуртов и русских на фоне обострившегося языкового вопроса-не надо этого делать.Национализм так и сквозит в высказываниях некоторых господ.Самореализуйтесь в чем то другом.Не думаю, что ваши дети очень сильно перенапрягутся выучив несколько тысяч удмуртских слов и научившись понимать еще один язык,а еще лучше разговаривать на нем.