Поскольку на сайте Региональной энергетической комиссии нет архивов ранее 2009 года, возьмём за точку отсчета именно этот год. В сентябре 2009 года РЭК утвердила очередной подъём цены на проезд - до 10 рублей за одну поездку.

Стоит вспомнить, что во второй половине «нулевых» годов энергетические, транспортные и коммунальные тарифы скакали как бешеные все вразнобой. В результате федеральные власти обязали всех «подравняться», после чего новые значения тарифов стали устанавливать один раз в год с начала календарного года. Пару лет такой порядок продержался. Но вскоре из общего ряда выскочили сначала газовики, потом энергетики, а следом за ними и все остальные.

Итак, как менялась цена на проезд в общественном транспорте Ижевска с сентября 2009-го до марта 2014 года. Цены за этот период поднимали семь раз, а общая стоимость увеличилась с 10 до 17 рублей. Каждый раз «шаг» составлял 1 рубль. При этом в начале и в конце 2012 года тот же рублёвый рост сопровождался пропагандистским «шантажом» в СМИ – транспортники пугали горожан возможным уровнем стоимости проезда в 17 и даже 18 рублей.

Попутно заметим, что во всех постановлениях РЭК формула, благодаря которой происходит новый виток в росте стоимости проезда, одинаково «пустая» - «Установить стоимость услуг по перевозке пассажиров в следующем размере…». То есть уже даже никто не заикается, что перевозчик, вообще говоря, должен прийти в РЭК с экономическим обоснованием, с расчётами в руках, чтобы доказать, что его затраты возросли на столько-то, что требуется поднять цену на такую-то обоснованную величину. Это подразумевает, что производитель услуги обязан обнародовать структуру тарифа, из которой видна была бы себестоимость перевозки и рентабельность данного предприятия.

Этого ничего нет. Нас просто ставят перед фактом – с 1 января… с 1 июля… с 1 сентября… стоимость проезда такая-то.

Но вернемся к 7-рублевому росту стоимости проезда за 5 с половиной лет. Сравним эту «эскалацию» с официальной таблицей инфляции в России за те же годы и месяцы. Оказывается, с сентября 2009-го по февраль 2014 года суммарная инфляция в стране составила 29,93 процента. А проезд в Ижевске подскочил аж на 41,8 процента! Так что эти рублёвые добавки отнюдь не так уж безобидны. Как говорят на Руси, с миру по нитке – голому на рубаху. Правда, в нашем случае, этот «голый», скорее всего, куда как не беден, особенно если учесть, что пару лет назад ИПОПАТ был продан правительством УР в частные руки — компаниям, чьи реальные владельцы скрываются за кипрскими оффшорами.

В январе «Д» писал об электронной транспортной карте ижевских пенсионеров, о том, что перевод этих карт на безналичное пополнение за счет бюджета (то есть минуя перечисление денег пенсионерам) был произведен, скорее всего, для того, чтобы не «разбазаривать» бюджетные средства на стариков, а прямиком направить финансовый поток транспортникам.

Пока нет официальных данных, насколько удалось поднять процент пользователей социальной транспортной карты (первоначальная цифра была
20%), зато за время, прошедшее с начала безналичного активирования (январь-март) можно сделать уже некоторые выводы.

Если безналичное пополнение стартовало в декабре (на январь) с цифры 340 рублей за 40 поездок (то есть в среднем 1 поездка пенсионера обходилась городской казне в 8,5 рублей), то за февраль эта виртуальная для владельцев карт цифра уже подросла до 352 рублей (при том, что роста цены проезда для остальных пассажиров в этот период не было). То есть цена 1 поездки увеличилась на 30 копеек (с 8,5 до 8,8 руб.); а в марте терминал отпечатал чек, где значилась сумма 374 рубля, или 9,35 рубля за 1 поездку. Таким образом рост за три месяца составил
34 рубля или более 9 процентов при суммарной инфляции в январе-феврале текущего года 1,29 процента! Это на каких «дрожжах» взошли безналичные, виртуальные платежи, когда их перенаправили от пенсионеров прямиком в «карман» ИПОПАТ и ИжГЭТ?!

Стоит отметить странную «небрежность» РЭК: утвердив постановлением № 2/4 от 7 февраля 2014 года новую сумму в 374 рубля для транспортной карты пенсионеров, комиссия отменила предыдущее постановление - № 6/3 от 31 мая 2013 года, которым была установлена сумма перевода из бюджета владельцу карты суммы в 320 рублей. Загадка в том, что между прошлогодней суммой 320 рублей и суммой, назначенной с марта – 374 рубля эта величина менялась еще дважды – 340 рублей в конце прошлого и 352 рубля в начале этого года. Можно ли предположить (раз ссылка на отмену только майского 2013 года постановления), что эти два повышения произошли вообще «левым» способом, так сказать, волевым решением самих транспортников? А ведь такое допущение приведет нас к выводу, что между предприятиями общественного транспорта и бюджетом вообще нет никаких преград – бери больше, кидай дальше!

В заключении напомню 30-летним, что проезд в 60-х годах прошлого века стоил в Ижевске на трамвае 3 копейки, на троллейбусе 4 копейки, на автобусе 5 копеек. Когда отказались от кондукторов, платить перестала вообще, я думаю, треть, если не половина пассажиров. Такой «коммунизм», конечно, не пошел на пользу подвижному составу. Но общественный транспорт был и остается у нас на хорошем уровне. Если, конечно, не сравняется через пару лет по стоимости проезда с такси...