Первые ласточки

В пятницу, 21 марта, платежные системы Visa и MasterCard внезапно, как говорится, без объявления войны прекратили обслуживание карт четырех российских банков «Россия», «Собинбанк», «Инвесткапиталбанк» и «Северный морской путь» (сокращенно СМП-банк). Этими картами невозможно было расплатиться в торговых точках и банкоматах международной сети. Деньги выдавали только в офисах банков на территории России. В тот же день в США были заморожены счета банка «Россия» - речь идет о сумме 54 млрд рублей.

Жертвами блокировки стали почти 300 тысяч россиян - владельцев карт Visa и MasterCard: 170 тысяч клиентов «СМП-банка», 160 тысяч из Банка «Россия» и 60 тысяч из «Собинбанка». Таким образом, пока пострадал лишь каждый 500-й россиянин. Если США запретят Visa и MasterCard работать со всеми российскими банками, это станет началом полномасштабной экономической войны между двумя полюсами глобального противостояния. Но уже то, что произошло, неминуемо приведет к снижению оборотов по безналичным операциям туристов с помощью карт. Выезжающие за рубеж россияне просто будут брать планируемую к тратам сумму наличными.

Реальным минусом от введения финансовых санкций является «бегство» иностранных фондов с российского рынка. За неделю с 13 по 19 марта 2014 года отток капитала с российского фондового рынка составил 34 млн долларов против притока 133 млн долларов неделей ранее. Международные рейтинговые агентства снизили прогноз по рейтингу России со стабильного на негативный. Поскольку у среднего бизнеса капитал на развитие производства является в основном заемным, то западные кредиты для него станут более дорогими.

А что дальше?

20 марта Президент США Барак Обама подписал указ о возможности (в случае необходимости) введения санкций против ключевых секторов российской экономики.  Многие эксперты поспешили поднять американцев и их союзников на смех: «Что может Запад сделать русским в экономике? Запретить им доступ в Диснейленд?» Лично я подобный оптимизм разделяю далеко не в полной мере.

Действительно, сегодня очень многое можно купить в Китае или где-то еще. Но, к сожалению, НЕ ВСЁ. Нельзя купить многие из необходимых кому-то лекарств, медицинских приборов и высокотехнологичного оборудования. Это значит, что в самое ближайшее время нам предстоит пережить дефицит медикаментов, а также невозможность приобретать и ремонтировать купленную на Западе технику.

Миллионы россиян - владельцев иномарок уже крепко почесывают темечко и думают над вопросом: отчего в последние две недели вдруг в разы увеличилось количество объявлений о продаже подержанных европейских, японских и американских авто?

Лично я еще очень хорошо помню, каким способом США свергли президента Чили Сальвадора Альенде. Американцы наложили эмбарго (запрет) на поставку в эту страну запчастей для… грузовиков. Потом был транспортный коллапс, многотысячные демонстрации возмущенных чилийцев и в финале - «чилийский майдан». И путч генерала Аугусто Пиночета.

Хорошо, что западные автомобили можно довольно безболезненно заменить их китайскими клонами. А как быть с самолетами? На данный момент парк гражданской авиации России на две трети состоит из самолетов иностранного производства. В трех крупнейших российских авиакомпаниях на долю «Эрбасов» и «Боингов» приходится 84% у «Аэрофлота», 97% у «Трансаэро» и 100% у «S7Airlines».  Что если прекратится поставка запасных частей для сотен самолетов, которые без надлежащего ремонта рано или поздно просто перестанут подниматься в воздух?  Впрочем, я отнюдь не склонен переоценивать значение авиаперевозок в жизни большинства россиян. В конце концов, можно запросто прожить без отдыха в Египте, а в Турцию плавать из Сочи по Черному морю.

Дело – Труба

Теперь немного о том, какие рычаги в отношении Крыма имеются в руках Киева. Самое первое, что приходит на ум – это отсутствие у крымчан источников электроэнергии и достаточного количества воды. К сожалению, Крым удовлетворяет свои потребности в электроэнергии примерно на 8%, остальное поступает с территории незалежной.

Что касается воды, то во все крымские города она подается по трубопроводу из Каховского водохранилища на реке Днепр. Потребности полуострова в воде на 85 % удовлетворяются именно так. Даже если по-быстрому набурить на полуострове артезианских скважин, проблему не решить, так как запасов пресных подземных вод в необходимых объемах там просто нет - дефицит воды будет составлять порядка 40%. Вместо того, чтобы строить водоопреснительную станцию или доставлять водичку танкерами с Кубани (к слову, и то, и другое влетит в копеечку), можно и нужно вспомнить об опыте блокадного Ленинграда.

В наши дни уже немногие помнят о том, что помимо автомобильной «дороги жизни» Ленинград и Большую землю связывали трубопровод и линия электропередач (ЛЭП), проложенные по дну Ладожского озера. «Артерия жизни» действовала почти два года, в течение которых в город было перекачано более 40 тысяч тонн горючего. Благодаря ЛЭП, со второй блокадной осени электроэнергию получали все предприятия и целых три тысячи жилых домов Ленинграда! При всей кажущейся фантастичности данного проекта он гораздо более прост в осуществлении, чем на Ладоге. Дело в том, что Крым отделен от остальной России всего 3,8 километрами моря, тогда как подводная блокадная «артерия жизни» была гораздо длиннее - 21,5 километр.

Санкции или грабли?

Между тем Запад многократно применял против нас все существующие виды санкций. Вспоминается и бойкот Олимпиады-80, и эмбарго на поставку зерна в СССР, и запрет на продажу в страны Варшавского договора вычислительной и иного высокотехнологичного оборудования.

Самое уязвимое место России это глубокая зависимость от экспортной выручки. Наша страна экспортирует 27% добываемого газа, 30% леса, 40% нефти, 60% черных металлов, 80% цветных металлов. Доходы России от экспорта составляют полтриллиона долларов в год. Львиную долю - 73% от этой суммы дает продажа за рубеж нефти и газа, что дало основания говорить о сидении России на «нефтяной игле».

Что бы сегодня вы сделали на месте Барака Обамы и его подельников? Правильно! На прошлой неделе Запад обсуждал вопрос будущей энергетической безопасности. В переводе на понятный язык это означает поиск новых источников энергоносителей для Европы. Именно поэтому на прошлой неделе США сняли эмбарго на поставку иранской нефти в страны Евросоюза и Японию. Что касается голубого топлива, то возникающий дефицит газа для Европы в объеме 130 млрд кубометров готовы покрыть Норвегия и страны Северной Африки.

Есть, конечно, и такие независимые соседи, как Китай, Белоруссия и Казахстан, но на их долю сейчас приходится лишь 20% экспорта российской нефти и 10% газа. В перспективе Китай готов ежегодно покупать до 30% экспортируемого российского газа, однако для этого нужно построить трубопровод.

Чем на подобный шантаж может ответить Россия? К счастью, такой инструмент у нее имеется. Претензии американцев на роль «главного смотрящего» по миру основаны на обладании печатным станком, который день и ночь печатает миллиарды ничем не обеспеченных зеленых бумажек. В случае чего Россия пригрозила отказаться от использования доллара в международной торговле и перейти на более перспективную мировую валюту…

Ай да Путин!

Очень хочется верить, что возрождение «железного занавеса» даст экономике России уникальный шанс возродить отечественный автопром, авиастроение, фармацевтику и т.д. и т.п.  Ради великой Идеи единства с Крымом в ближайшие годы предстоит построить несколько крупных портов, электростанций, а также грандиозный железнодорожно-автомобильный мост через Керченский пролив. Все эти проекты могут и должны стать локомотивом очень многих отраслей российской экономики.

Крымский кризис и общественный подъём, приведший к росту поддержки Путина среди россиян, дают шанс решить наиболее важную и первостепенную государственную задачу – прекратить продолжающееся более 20 лет разграбление природных богатств России. Масштабы разграбления поражают воображение. По подсчетам Бориса Хейфеца из Института экономики РАН, из нашей страны ежегодно легально вывозится в офшоры не менее 50 миллиардов долларов и еще 15-20 миллиардов долларов с применением сомнительных схем.

Так, далеко не самая крупная по российским меркам компания «Удмуртнефть» на протяжении последних лет платит в бюджет 4,5 млрд рублей налогов.

А в виде чистой прибыли выкачивает из Удмуртии 18,5 миллиардов, которые уходят её хозяевам из «Роснефти» и китайской компании «Синопек». И так происходит по всей нашей необъятной стране!

При нынешних темпах добычи нефти в России (500 млн тонн, из которых 200 млн тонн уходит за рубеж) мы гарантированно обеспечены черным золотом лишь на 30 лет. Если Запад откажется от закупок 160 млн тонн российской нефти, то Россия сохранит статус нефтедобывающей державы на 20 лет дольше. Наши дети и внуки еще скажут нам за это спасибо. Отложенное нами про запас «черное золото» очень пригодится потомкам, чтобы выиграть в середине XXI века противостояние с новым мировым лидером - Китаем.

Лично мне очень импонирует спокойное поведение нашего Президента. То, как он обыгрывает легко впадающих в истерику Обаму, Оланда и иных политиков Запада. Самое главное это то, как Путин использует любую негативную ситуацию в пользу России. Запад объявил о замораживании счетов олигархов за рубежом? «Ребята, так ведь я вас об этом предупреждал еще 3 года назад» - напутствует их президент.

Думаю, что ослабление олигархов в результате западных санкций Путин максимально использует для осуществления своего стратегического замысла под названием «Левый поворот». Эта идея предполагает национализацию нефтегазовой отрасли с целью использования колоссальных доходов от экспорта углеводородов не на покупку футбольных клубов или отдельных игроков, а на дальнейшее укрепление мощи российского государства.

Поэтому я совершенно явственно представляю, как где-нибудь в Прибалтике зритель смотрит по телевизору новости из российского Крыма и с уважением к опасному, но достойному геополитическому противнику вдруг восклицает: «Ай да Путин! Ай да русский сын!»…