Где эта улица?

В течение 20 лет суммарная площадь заасфальтированных улиц в Ижевске практически не изменилась. За это время в городе введена в строй лишь одна новая магистраль - улица Чугуевского. Из общей территории нашего города на долю проезжей части приходится около двух процентов. Для сравнения, в Москве этот показатель выше в 2 раза, в Париже – в 6 раз, а в большинстве городов США аж в 10 раз! Попробуйте отыскать проезжую часть в микрорайоне «Бумммаш». На пять квадратных километров там имеется лишь одна узенькая и постоянно петляющая улочка. Называется она, конечно же, Буммашевская!

Чтобы выбраться из создавшегося бездорожья, Ижевску необходимо строить новые магистрали и расширять уже имеющиеся дороги. Мы лет на 15 опоздали с расширением улицы Азина, проезд по которой уже давно стал головной болью для большинства водителей. Намечаемое продление улицы 10 лет Октября, конечно, убавит проблем жителям городка Металлургов, но никак не отразится на пробках в центре города.

Меньшее из двух зол

Каждый из вас не раз замечал, как нещадно дымят выхлопные трубы наших городских автобусов. Двигаясь в гору, один такой «Волжанин» или «НЕФАЗ» способен поставить настоящую «дымовую завесу». Но при техосмотре владельцев легковушек без пощады заворачивают даже при незначительном превышении нормы выхлопа СО и СН. Спрашивается, какой смысл бороться с малолитражками, если всего один автобус может отравить гораздо больше воздуха, чем сотня личных авто? Не логичнее ли начинать борьбу за чистоту атмосферы с тех, кто вносит наибольший вклад в ее загрязнение?

К сожалению, сегодня ни экологам, ни работникам ГИБДД нет никакого дела до густого сизого дыма от автобусов (лично я еще ни разу не видел, чтобы сотрудники ГИБДД останавливали не в меру дымящие машины ИПОПАТ). Конечно, в одночасье отказаться от использования такой техники не получится. Тем не менее, городу пора постепенно переходить на более экологичные виды транспорта. И начать, я думаю, надо с тех улиц, жители которых больше всех страдают от ядовитых выхлопов.

Ижевская улица Карла Либкнехта является «памятником» поистине наплевательского отношения архитекторов, строителей и городских властей к своим землякам. День и ночь по этой магистрали идет нескончаемый поток машин и автобусов, вся копоть и шум от которых поступают прямиком в форточки невинных граждан. Да и как может быть иначе, если жилые дома построены лишь в 10 метрах от проезжей части - словно это сделано в Токио или Мехико, где приходится экономить на каждом свободном клочке земли. Считаю, что в порядке доброй воли городских властей улицу Карла Либкнехта надо освободить от автобусов и перевести на менее экологически опасный вид транспорта, а именно, на… троллейбус.

В этом месте проницательный читатель вправе спросить, чем же троллейбус не угодил экологам, ведь он, как и трамвай, не имеет выхлопной трубы? Трубы он действительно не имеет, а вот покрышек изнашивает по несколько тонн в год. Дело в том, что переработка отработанных покрышек – настоящая головная боль для экологов. Из-за невозможности сдать старую покрышку в утиль ими буквально усеяны все придорожные леса и канавы.

Помощник или вредитель?

Конечно, в последние годы пассажир стал привередлив и пересел на маршрутки, которые в большинстве случаев идут по более короткому пути, чем трамваи, и троллейбусы. Вместо того чтобы ехать «зигзагами» и заезжать во все «спальные» районы, куда удобнее сесть на маршрутку и по прямой быстро добраться в нужное место. Выбирая маршрутку, мы совсем не думаем о том, что способствуем еще большей загазованности воздуха в нашем городе.

А ведь есть один вид общественного электротранспорта, у которого нет ни выхлопных труб, ни покрышек. Но, к великому сожалению, за последние 30 лет в Ижевске не было проложено ни одного метра новых трамвайных линий.

Что если потратить не очень большие деньги и проложить два километра рельсов по улице 10 лет Октября, от Буммашевской до Автозаводской? Тогда львиную долю пассажиропотока из центра города до ТРК «Петровский» можно пересадить на экологически чистые трамваи.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении трамвай - не такой уж «белый и пушистый», как кажется. С точки зрения экологии в разных частях города трамвай может быть либо полезен, либо вреден. Так, на городских окраинах с их широкими улицами вполне достаточно места для всех участников движения – автомобилей, трамваев и пешеходов. А в центре города – картина совершенно иная: пути занимают значительную часть и без того узких улиц. Кроме того, на остановках автомобилям приходится пропускать пассажиров для посадки и высадки из вагонов. Легковушки в это время простаивают с работающими моторами и воздух явно не озонируют!

Опыт всех без исключения крупных городов, будь то Нью-Йорк, Лондон, Москва, Киев или Уфа, показывает, что трамвай рано или поздно должен уйти из центра, чтобы не было парализовано движение остального транспорта. Уверен, что наш город тоже не станет исключением из этого правила. Как ни жаль ижевского трамвая, но раньше всего он исчезнет с улицы Ленина. Сегодня и эта улица, и параллельная ей Советская неизменно стоят в длинных пробках.

Если городские власти и руководство предприятия ИжГЭТ задумаются о перспективах на будущее, то разборка рельсов на улице Ленина не причинит больших неудобств для ижевчан.

Прощание с рельсами на улице Ленина позволит построить широкую магистраль, которая разгрузит автомобильное движение в сторону Старого аэропорта. При этом стоящие вдоль этой улицы опоры контактной сети, могут получить вторую жизнь: почему бы взамен экологически чистого трамвая от центра в сторону Старого аэропорта не пустить троллейбус? Ведь это, хоть и менее экологически чистый вид транспорта, чем трамвай, но и не такой явный враг нашему здоровью, как автобус.

Кабинка, сэр!

В день, когда я заканчивал написание этого материала, пришло любопытное известие о том, что команда британской компании «PRP» представила концепцию реконструкции Центральной площади города Ижевска. Из всего данного проекта я обратил внимание на предложение провести канатную дорогу с правого берега Ижевского пруда до Центральной площади.

При всей кажущейся экзотичности такой фуникулёр имеет целый ряд положительных качеств:

- по кратчайшему пути связывает Ленинский район с центром города;
- не зависит от уличных пробок;
- может использоваться как в транспортных, так и в экскурсионных целях.

Любопытно, что опыт эксплуатации подобного фуникулера имеется в Нижнем Новгороде. При стоимости проезда 75 рублей «канатка» имеет неплохую загрузку, поскольку позволяет избегать стояния в пробках на мостах через Волгу и Оку, а потому дает немалый выигрыш во времени при поездках по столице ПФО.

Что ж, поживем-увидим. Ведь любая идея проходит в сознании современников три стадии: «Что за ерунда?» «В этом что-то есть…» «Я всегда именно так и думал!»