vkurse.dayudm.ru


Новые инструменты

Количество инструментов у современного журналиста стремительно растет. Когда я пришел в «День» в 2007 году, сайт нашей газеты был лишь вспомогательным инструментом для печатного издания. Хотя уже тогда популярность интернет-ресурса была на уровне 800-1000 уникальных посещений в день. Потом произошел резкий скачек. За год аудитория удвоилась и тут же уперлась в некий потолок, который медленно отодвигается до сегодняшнего дня. Сегодня ежедневная уникальная аудитория сайта dayudm.ru равна (а порой кратно превышает) недельному тиражу бумажного издания. Поэтому сегодня можно говорить, что сайт стал основным инструментом распространения информации.

При этом среди других интернет-изданий наши рейтинги снизились. Сайты «Сусанин», «Аргументы и факты», «Я люблю Ижевск» за счет больших объемов новостной составляющей и во многом за счет трансляции федеральных, а не только местных событий увеличили свою аудиторию до 10-17 тысяч уникальных посетителей в день. Теперь они занимают нишу своеобразных гибридов: для федеральных ресурсов их аудитория слишком маленькая, а для региональных слишком большая. Такая позиция, возможно, имеет смысл с позиции привлечения рекламодателей, но с точки зрения СМИ ущербна: практически все федеральные новости этим изданиям приходится «копировать» с «настоящих» федеральных новостных ресурсов. Своих журналистов в других регионах у этих изданий, естественно, нет.

Знать читателя в лицо

Потом появились социальные сети и блоги. Группы «Вконтакте», «Фейсбуке», подписчики в «Твиттере» позволили СМИ персонализировать свою аудиторию, узнать читателя «в лицо». Они во многом были рассчитаны на привлечение новой аудитории: людей, которые не готовы ходить на новостной сайт каждый день, но которым удобно читать новости в своей ленте fb или твиттера.

Эффективным инструментом стали и блоги. Сайт «Сусанина» в этом смысле удачный пример. В блогах стало формироваться «экспертное сообщество», о нехватке которого очень много говорилось и говорится до сих пор. Правда, в уютных бложеках это «экспертное сообщество» формируется не из тех, кто считается лучшим в своей области, а из тех, кто готов высказываться на ту или иную тему. Часто это очень разные люди. На деле блоги не создали «экспертного сообщества», но дали возможность получать информацию без посредников, которыми являются журналисты.

Так или иначе блоги стали серьезным инструментом. Все мы помним, что в те времена, когда Дмитрий Медведев заводил себе «блох в свитере», даже Александр Волков обзавелся персональным блогом. И на сайте правительства был создан раздел «блоги руководителей», который существует и сегодня, хотя в нем, конечно, ничего нет.

Приблизительно в середине 2010 года началась новая волна. На сайтах СМИ все чаще стали появляться видеозаписи с мероприятий. Так как в интернет-СМИ работают в основном «печатники», и мало у кого из них есть опыт работы на телевидении в роли оператора или монтажера, то видеоформат давался тяжело. Надо признать, что и сегодня он остается мало востребованным. В частности, это происходит потому, что работа над видео требует дополнительных технических и профессиональных ресурсов. Но принципиальный слом все же произошел: раньше, чтобы снять видеосюжет, нужна была целая команда телевизионщиков, а теперь для этого достаточно пары человек, вооруженных зеркальным фотоаппаратом за 20 тысяч рублей и штативом. Есть реальные примеры, когда сегодня для федеральных телеканалов сюжеты в регионах снимаются не на профессиональные камеры за 150-200 тысяч рублей, а на обычные зеркальные фотоаппараты. При этом картинка часто не уступает, а по некоторым параметрам (например, по глубине резкости за счет больших матриц), превосходит телевизионную.

Принципиальная разница заключается, конечно, в том, что телевидение создает сюжеты для огромной аудитории, а у сайта в любом случае аудитория гораздо меньше, и привлечение дополнительных ресурсов может оказаться слишком затратным предприятием. Совсем в другом положении находятся независимые издания. Для газеты «День», которая долгие годы была искусственно вытеснена с рекламного и розничного рынков республики, поиск новых форматов всегда был вопросом насущной необходимости.

Стриминг

Сегодня мы видим возможность для развития в Ижевске нового формата подачи информации: онлайн трансляция. В России в этой области тоже произошла революция. Например, телеканал «Дождь» в ежедневном режиме берет онлайн интервью по скайпу. При этом до недавнего момента единственный способ вывести корреспондента в прямой эфир с улицы, заключался в том, чтобы привезти на место событий микроавтобус аппаратуры с огромной спутниковой тарелкой на крыше. При этом в команде, помимо журналиста, были звукорежиссер, водитель, монтажер и оператор, если, конечно, не нужен был ещё и отдельный осветитель. Стоит ли говорить, что вся эта аппаратура и работа специалистов стоили и стоят очень и очень дорого. Как правило, гораздо дороже, чем микроавтобус, в котором возят всю эту технику и людей.

Интернет все поменял. Мы сейчас не говорим об аудиториях, которые у интернета и телевидения все еще очень разные по охвату. Мы говорим о возможностях. Выйти в прямой эфир сегодня можно с планшета или телефона. До недавнего времени проблемой была скорость связи: 3G формат часто не давал достаточной проходимости сигнала. Но в этом году многие операторы планируют запустить в Ижевске LTE сети (4G). Как правило, в этих сетях скорость достаточна для видеовещания в качестве 360p (640 на 360 точек), 480p (800 на 480 точек) и выше. 480P – это практически широкоэкранный аналог телевидения стандартного качества (720 на 576 точек). На сегодняшний день сети LTE в Ижевске ввел только один сотовый оператор.

#вкурседня

В поисках новых форматов мы поставили себе амбициозную задачу - создать гибкую систему онлайн трансляций, с помощью которой можно было бы выходить в эфир и с планшета на улице, и с нескольких камер в студии, производя монтаж и накладывая титры «на лету». Все почти готово.

В качестве пользовательского интерфейса мы предлагаем вам использовать сайт vkurse.dayudm.ru. Для просмотра трансляций вы можете так же использовать наш канал YouTube youtube.com/user/dayudm1, хотя сайт имеет ряд преимуществ.

#вкурседня состоит из двух основных частей: окна просмотра и «телепрограммки», то есть расписания трансляций в открытом календаре. Календарь обновляется журналистами и в нем можно будет найти перечень предстоящих трансляций, а так же ссылки на видео с прошедших мероприятий. Там же на сайте размещены наши контакты и ссылка на наш хештег в твиттере #вкурседня, подписавшись на который вы сможете быстро узнавать о новых запланированных трансляциях.

Первые полевые испытания в полном режиме нашей системы (четыре микрофона плюс две видеокамеры) предстоит провести 5 апреля на ток-шоу «Что нам делать с «наследием Волкова»?, которое начнется в Доме ученых в 12-00. Трансляция на сайте, возможно, запустится чуть раньше.

После испытаний системы мы будем готовы к регулярной работе.

Помимо собственных трансляций, мы готовы к сотрудничеству со всеми, кто хочет опробовать формат онлайн трансляций на своем мероприятии.

Своя трансляция

Если вы не являетесь организатором мероприятия, но хотите что-то увидеть в онлайн, то у вас есть два пути. Вы можете рассказать нам об этом мероприятии (контакты есть на сайте). Тогда мы сами решим, интересно ли нам вести трансляцию онлайн оттуда. Второй вариант: вооружиться мобильным устройством с поддержкой 4G (телефон или планшет с соответствующей функцией) или любым другим хорошим интернетом и отправится на это мероприятие самостоятельно. В этом случае вы тоже можете связаться с нами и обсудить возможность публикации трансляции на #вкурседня. Если это мероприятие покажется интересным для нашей аудитории, то оно бесплатно будет включено в «телепрограммку». Зрители смогут увидеть вашу трансляцию на нашем сайте или нашем канале youtube.

Если вы организатор мероприятия и хотите, чтобы мы оказали вам услугу по проведению трансляции, то нужно позвонить по номеру телефона редакции 78-20-05 или написать письмо в адрес editorday@ya.ru на имя главного редактора газеты «День».

Технические возможности трансляции во многом зависят от места проведения мероприятия. В неэкстремальных условиях мы готовы вести трансляцию с двух камер, записывая звук с четырех беспроводных микрофонов, которые одновременно могут быть подсоединены к звукоусиливающей аппаратуре (пульты, колонки). Монтаж и наложение эффектов при этом происходит «на лету». В условиях плохой погоды, плохой связи с интернетом и прочих проблемах функционал будет урезан.

Перспективный эксперимент

Вряд ли среди ижевских СМИ онлайн трансляции быстро приобретут широкую популярность. Все же их регулярная организация требует значительных усилий. Однако несмотря на то, что этот формат пока можно считать экспериментальным, мы верим, что он имеет большие перспективы. Особенно для независимых СМИ, которые при ограниченных бюджетах смогут передавать прямые трансляции непосредственно с места событий.