Никаких «строек века»

Поскольку я не экономист, а всего лишь скромный госслужащий одного из республиканских ведомств, сразу оговорюсь: в этом материале я не даю оценок экономической эффективности проектов, которые были реализованы за годы президентства А.А. Волкова. Как обыватель, я на собственной шкуре, кончено же, ощущаю некоторые знаковые события и явления. Например, то, что при строителе Волкове основной упор в новостях делался на успехи в строительной отрасти, тогда как при дорожнике Соловьёве информационные ленты чаще пестрят сводками с фронтов по ремонту дорожного полотна. Как говорится, кто чем знаменит, тот о том и говорит.

Однако кое-какими наблюдениями, в том числе положительными, я могу поделиться. В 2004 и 2006 годах у меня родились сыновья. В двухлетнем возрасте я безо всякого блата устроил того и другого в детский сад. Напоминаю, что это происходило в тот период нашей истории, когда добрая половина детсадов давно превратилась в офисы всевозможных организаций. Здания детсадов занимали Ижевское БТИ, фирма «АСПЭК», нефтяной гигант «Белкамнефть» и даже несколько отделений милиции – все были рады получить добротные здания, построенные когда-то под девизом «Все лучшее – детям».

Но и в это смутное время в Ижевске продолжали функционировать целые скопления, я бы даже сказал - агломерации детских садов. Я имею в виду детсадовский «городок» за Кардиоцентром, где на одном квадратном километре в районе улицы Герцена сохранилось целых шесть (!) из когда-то построенных семи детских дошкольных учреждений. Не знаю почему, но высотных жилых домов рядом с этими садиками стояло всего три штуки, а все остальное приходилось на частный сектор. Следовательно, почти всех питомцев родители водили и возили туда за многие километры от дома.

Впрочем, помня о том, что «любая путевка в детсад – это большая удача», мы с наследниками каждое утро весело шагали по пешеходному моста над речкой Карлуткой, а затем преодолевали почти отвесный 50-метровый подъем на выходе к улице Фронтовой.

Кругом вода

Еще один зримый факт заботы Александра Александровича о согражданах известен мне, что называется, по долгу службы. Как известно, для Удмуртии одним из неприятных наследий советской эпохи стала недостроенная Нижнекамская ГЭС. В 1979 году станцию запустили на половину мощности, заполнив водохранилище лишь до отметки 63,3 метра. На затопляемых территориях Башкортостана и Удмуртии планировалось постепенно построить защитные сооружения и затем поднять уровень воды до 68 метров. Но тут случилась «перестройка», развал СССР и о планах Партии просто забыли.

В 2000 году под руководством президента Путина начался экономический рост. В Татарстане электроэнергии стало не хватать. Вот тогда-то и вспомнили, что при работе в полсилы Нижнекамская ГЭС вырабатывает в год лишь 1,3 миллиарда киловатт-часов, а при проектной отметке водохранилища (68 метров) ее выработка должна удвоиться до 2,67 миллиарда киловатт-часов!

На правительство Удмуртии и ее первого президента обрушился сильнейший прессинг. Руководство Татарстана использовало всё своё влияние и московские связи для того, чтобы «дожать» Волкова, дабы он дал согласие на повышение уровня водохранилища до расчетной отметки. За счет дополнительно вырабатываемой энергии Удмуртии обещали покрывать ущерб от затопленных территорий.

Однако наш Президент подписывать ничего не стал, а дал поручение просчитать сумму ущерба, которые понесет наша сторона в случае реализации проекта. Выяснилось, что по предложенной Татарстаном схеме срок возврата понесенного нами ущерба составит 50-60 лет! В 2005 году по инициативе Волкова было составлено совместное обращение от президентов Удмуртии и Башкортостана на имя Президента России. Аналогичное обращение на имя Председателя Правительства РФ приняли также депутаты Госсовета УР.

Таким образом, от Удмуртии была отведена угроза затопления десятков гектаров лесных и сельскохозяйственных земель, а также многочисленных объектов нефтедобычи в Каракулинском, Камбарском, Сарапульском, Киясовском и Завьяловском районах.

Но самым опасным последствием от повышения уровня до 68 метров могло стать ускоренное разрушение высокого (правового) берега Камы, как это происходит в иных районах республики (Докша, Галево и других местах).

В конце концов, на Каме сохранился последний участок, не подтопленный Нижнекамским водохранилищем. Это популярное место отдыха с прекрасными ландшафтами, куда ежедневно устремляются тысячи рыбаков и туристов со всей республики и даже из других регионов – Пермской и Кировской областей.

Ницца – в подметки не годится

В приснопамятном 2003 году водичка из ижевского водопровода запахла хорошо знакомой болотиной, виной чему было непонятное словечко «геосмин». С тех пор даже бабушки, сидящие на скамейках, узнали о существовании зловредных сине-зеленых водорослей. А люди образованные рассказывали о том, что питьевую воду можно делать из чего угодно – вопрос только в цене. Например, космонавты на орбите пьют воду, полученную методом регенерации из их собственной мочи, так как отправлять бутылями питьевую водичку в космос слишком накладное дело.

Слава нашему «Ижводоканалу», который быстренько закупил химикаты, подобные тем, что используют космонавты для очистки своих физиологических жидкостей. Вода из крана пахнуть перестала, но вид Ижевского пруда от этого не изменился: в конце лета казалось, что его поверхность залита краской цвета морской волны - для тех, кто не помнит, так выглядит парадная форма советских офицеров, а заодно и скопления тех самых сине-зеленых водорослей.

Руководству республики удалось оперативно решить вопрос об очистке Ижевского пруда от донных отложений (ила), в которых размножаются сине-зеленые водоросли. Самое ценное то, что все деньги, а это отнюдь немалые средства – 265,7 млн рублей были выделены Удмуртии из федеральных источников. За 3 года работы удалось очистить дно на площади 83,5 га и извлечь 849 тысяч кубометров донных отложений.
Скептики могут сказать, мол, большая часть поднятых отложений – это вовсе не ил, а обыкновенный песок. Тем не менее, работа была небесполезна. Вдоль правого берега пруд был углублен и исчезли так называемые зоны мелководья. Повысилась проточность этих участков, а главное, вода стала более холодной и некомфортной для размножения сине-зеленых.

В 2007-м на левом берегу начали забивать сваи, левый берег постепенно стал все больше приобретать цивилизованный вид. За 5 лет работы он был укреплен так называемой шпунтовой стенкой на протяжении 2745 метров. Средства на это были потрачены действительно немалые – 940 миллионов рублей. Однако львиная доля расходов (729 миллионов рублей) поступила из федерального бюджета. При этом средства выделялись исключительно при условии софинансирования – 75% дает Москва и остальные 25 % выделяет республика.

Берегоукрепление позволило городу создать красивую современную набережную, которую действительно не стыдно показывать нашим гостям. Стало притчей во языцех вспоминать слова экс-президента Волкова: «Наша набережная – лучше, чем в Ницце»… Ну, а раз так, то зачем мне мотаться в эту самую Ниццу, если там не лучше, а, наоборот, хуже, чем у нас? Это ж сколько денег я сэкономлю на билетах, визах и гостиницах? Уж лучше я последую примеру Лёни Голубкова и куплю жене сапоги.

Набережная набережной, а в других районах города (гиблые места есть даже в паре сотен метров от Администрации г. Ижевска), где сегодня можно пройти только в резиновых сапогах…

Мнение автора публикации может не совпадать с позицией редакции.