В Минобразовании на телефонный запрос о степени готовности такого документа отвечать отказались – предложили прислать письменный запрос. Но пока там готовят ответ, успели появиться новые вопросы.

Трёхходовка от Теслевой

Ситуация с «реорганизацией» сразу трёх ижевских школ – 90-й, 50-й и 7-й – выглядит еще хуже, чем со «слиянием» 56-й гимназии и 67-й школы. По крайней мере, здесь гораздо сложнее применить те якобы «стратегические» принципы, о которых заявляют чиновники – «догрузить», «подтянуть», «улучшить».

Вот как, по мнению г-жи Теслевой, должна выглядеть «реорганизация» в данном случае.

Школу № 90 (с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла) с её родного «гнезда» на Ленина, 82 целиком собрались перенести в здание школы № 50 (ул. 40 лет Победы, 62), которая недогружена примерно наполовину. Из 50-й, в свою очередь, выводятся все коррекционные классы (т.н. классы «седьмого вида» для детей с задержкой психического развития) – этих классов там 15 из 33 (158 из 545 учеников). Эти дети, по замыслу чиновников, должны быть отправлены в школу № 7 (ул. Ворошилова, 57), где на данный момент уже есть три «своих» коррекционных класса. И, возможно, присвоят этой школе статус «коррекционной».

Если бы речь шла о мешках с картошкой, то такой вариант был бы уместен. Но это люди, и они возмущены, пишут петиции Астахову, в прокуратуру, местным омбудсменам (детскому и по правам человека). Они негодуют! Почему?

90-я школа находится практически в центре – в ней учатся дети со всего города. Предполагаемый переезд многие восприняли негативно – один класс собрался уйти целиком, уже забрали документы 8 человек, видимо, предстоят потери и среди педагогов.

По словам директора 90-й Галины Чичкиной, отношение к передислокации у неё двоякое – с одной стороны, в нынешнем виде школа достигла предела, нужны новые площади – под мастерские, спортивный зал, первых классов она бы набрала больше, чем один (многим приходится отказывать). С другой стороны, здание 50-й находится в плохом состоянии – кровля, трубы и т.д. Значит, потребуются солидные вложения в ремонт, а здесь, на Ленина, всё обжито, в создание комфортных условий вложено немало, в том числе родительских средств.

К тому же, в новом формате девяностой придется принять в свой состав общеобразовательные классы, это около 400 человек (за минусом детей с ЗПР). То есть появится новая и немалая «головная боль». Возможно, не такая уж это мелочь, если представить себе, какие социальные конфликты могут возникнуть при объединение «элитной» школы с обычной «пролетарской». По всей видимости, именно это волнует родителей нынешних учеников 90-й.

Глубоко возмущены и родители тех, кто учится в коррекционных классах. В 50-й школе они сосуществуют с «обычными» классами уже много лет. Здесь сформировался педагогический коллектив с особыми навыками, осуществляется один из базовых принципов школьной реформы – т.н. инклюзия (наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов). И родители имеют все основания опасаться, что отлаженная система, при которой их дети, во-первых, получали после 9-го класса «нормальный» документ об образовании, а, во-вторых, на самом деле, приобретали навыки социализации, что такая система не выдержит «пересадки». Одна из мам не поленилась и съездила в 7-ю школу на Ворошилова, 57 и сообщила на родительском активе о своих впечатлениях. Речь даже не о школе, а о дороге туда – школьнику надо пройти от остановки транспорта две лесопосадки. А ведь это дети, чьи родители вряд ли в большинстве имеют возможность отвозить и привозить своих детей в школу на машине.

Возмущены и родители 7-й школы – три класса коррекции среди более чем пятисот учащихся – это еще терпимо. Но если изменится статус учебного заведения, то им придется искать «пятый угол»…

Лгут, темнят, передёргивают…

В этой ситуации больше всего поражает, как ведут себя ответственные должностные лица. Вместо взвешенного подхода чиновники не договаривают и уходят от прямых ответов. Вот только несколько примеров лжи. Встречаясь с родителями коррекционных классов, начальник управления образования Светлана Петрова на вопрос, зачем надо переводить коррекционные классы из 50-й школы, заявила, что у этой школы заканчивается срок лицензии по этому виду образовательной деятельности. В тот же день родители зашли на сайт школы, где, согласно регламенту, размещены все базовые документы, в том числе лицензия. Она для «седьмого вида» у школы бессрочная.

Другой пример. Ирина Теслева во множестве телевизионных и газетных интервью, которые сейчас чуть ли не ежедневно даёт чиновница по данной проблеме, утверждает, что школа № 90 находится в аварийном состоянии. Уважаемая Ирина Михайловна, довожу до вашего сведения, оба здания – основной корпус на ул. Ленина, 82 и начальная школа в бывшем садике на ул. Воровского, 146 – не имеют статуса аварийных. Зачем говорить неправду? Предписания, выданные санэпиднадзором для помещений, где занимаются начальные классы, касаются выполнения ряда требований нового СанПиНа и требуют небольших финансовых вложений, которых школе почему-то не дают.

В СМИ гуляют разные цифры, сколько школ в городе перегружено, сколько недогружено. То ли 45 процентов, то ли 30, то ли наоборот… Так вот из достоверного источника сообщаю – всего 20 школ города (чуть больше 20 %) имеют нагрузку меньше нормативной. И та не имеет тех угрожающих параметров, которыми пугают чиновники.

Наконец, очень странно выглядит ссылка г-жи Теслевой на необходимость дождаться от министерства образования УР «порядка оптимизации». Ведь всего лишь год назад одним росчерком пера (постановление № 3 от 14.01.13 г. с изменениями, внесенными постановлением № 519/1 от 15.05.13 г.) сити-менеджер Ижевска Денис Агашин «слил» воедино лингвистический лицей № 25 с «простой» школой № 66. Почему тогда не потребовалось утверждать какой-то «порядок»? Кстати, постановления № 3 нет в открытом доступе ни на сайте г. Ижевска, ни на образовательном портале, хотя есть прямое требование законодательства публиковать документы, затрагивающие интересы граждан.

Нет никакой стратегии

Обвинив родителей на собрании в 67-й школе в отсутствии «глобального мышления», зам Агашина по социалке Ирина Теслева убеждала их, что администрация уже третий год осуществляет некую «стратегию» в образовательной сфере Ижевска и планируемая «реорганизация» - её составная часть.

Поскольку в завершённой фазе сегодня есть только слияние 25-й и 66-й школ, то по ней и попробуем оценить предполагаемый «положительный эффект». Пока во «второй корпус» (бывшая школа № 60) выведена начальная ступень лицея и тут же учатся общеобразовательные классы бывшей 66-й. На еще живом сайте упразднённой 66-й школы находим текст под заголовком «Совершенствование и оптимизация», где говорится, в частности, следующее: «Директором Лингвистического лицея № 25 организован грандиозный ремонт здания, в реконструкцию вложено более 4 млн рублей, из них 2 миллиона – средства некоммерческого фонда развития лицея. Добавилось 4 кабинета с интерактивными досками, проекторами, ПК для всех первых классов. Заменены трубы холодного и горячего водоснабжения, впервые всё здание подключено к горячему водоснабжению; сделана замена канализации, замена отопления; замена полов на 1 этаже на керамогранит. Созданы новое фойе и обеденная зона, в заготовочную столовую приобретено новое современное оборудование, старую столовую ожидает реконструкция. Сделаны новые подвесные потолки с заменой освещения в 11 кабинетах 2-го этажа. Заменено 313 кв. метров линолеума в 6 кабинетах. Отремонтированы и восстановлены 6 туалетов. Отремонтировано книгохранилище для учебников с новой противопожарной дверью. В спортзале заменены экраны радиаторов, переделана инвентарная комната, установлены новые двери на запасной выход. Отремонтированы 150 комплектов стульев и 3 комплекта корпусной мебели. С территории школы спилены и убраны старые деревья. Поставлены новые межкоридорные двери на всех трёх этажах двух главных лестниц. Отремонтировано крыльцо и вся входная группа, вход в здание теперь с левого крыльца» и т.д.

Можно только приветствовать, что всё это сделано в школе, видимо, бедствовавшей до этого много лет. Но ведь сделано то, что обязана была делать, но не делала местная власть. Вот вам и вся «стратегия»...

Где-то год назад было разрушено 4-этажное здание общеобразовательной школы на территории расформированной школы-интерната № 2. В интернатские времена она работала не только для детей, содержавшихся в интернате, здесь учились и дети из прилегающих домов. Географически именно эта школа могла бы принять учеников из микрорайонов новой жилой застройки. Но администрации г. Ижевска, видимо, выгоднее продать эту землю застройщику. Теперь, благодаря таким «стратегическим» решениям, город имеет абсолютно «белое пятно» в отношении школ для огромного массива жилья, откуда в ближайшие 2-3 года ждут притока школьников. Куда?! Все школы по периметру этого «белого пятна» - это 56 (элитная, перегруз), 24 (элитная, норматив), 58 (обычная, норматив), 90 (элитная, норматив), 50 (обычная, недогруз)…

Местные «стратеги» относятся к школам, как к «хозяйствующим субъектам», а для выработки реальной стратегии нужны другие люди – педагоги, экономисты и менеджеры образования, которых для начала власти должны хотя бы собрать и выслушать.