Глубокой ночью наш самолет совершил посадку в международном аэропорту Даболим – единственном аэропорту штата Гоа, являющемся к тому же частью военно-морской базы Индии. В Индии сейчас осень. Сезон спелого ароматного манго. Деревья сбрасывают листья и дают плоды. С полей собирают третий урожай риса. Днём температура доходит до 45 градусов, ночью «падает» до 35. Водоёмы пересыхают. Очень скоро в Индии начнется многомесячный сезон дождей…

Сразу по прибытии в отель после суток, проведенных в пути, мы "познакомились" с индийцами - персоналом нашего отеля. Не успели мы оглянуться, как они вырвали наш багаж, чтобы протащить его несколько метров до бассейна и тут же стрясли чаевые, объявив, что в номер мы попадем только после полудня. А пока можно посидеть тут на чемоданах.

Забегая вперед скажу, что вытягивать деньги и попрошайничать в Индии - обычное дело. Торговцы ананасами «доставали» нас даже когда мы уединенно загорали в тени скал. На просьбу принести нож для разрезания фруктов администраторы отеля тут же доставали из карманов какие-то захудалые лезвия и предлагали купить их. Лодочники отказывались перевозить на другой берег реки, пока пассажиров не набьётся «под завязку». Но, добавив 20 рупий «сверху», легко можно было устранить любое неудобство. На рынке всегда можно было сбить начальную цену до половины. Попрошайки, нищие просто хватали за руки, жестами показывая, что они голодны. Средняя зарплата трудоустроенных жителей Гоа – 1,5 тысячи «нашими» в месяц. Доход, считающийся очень хорошим – 3 тысячи «наших».

Во всяком белом человеке индийцы видят миллионера. Пожалуй, это недалеко от истины. 500 тысяч российских рублей – это миллион индийских рупий.

Первая прогулка по Гоа – в сторону пляжа, 20 минут ходьбы от отеля. После неё сильно захотелось обратно в Ижевск. Кругом мусор, пыль, грязь, смрад и коровьи «лепёшки». Плюс сумасшедшее, беспорядочное, лихорадочное дорожное движение, ежесекундно сигналящие автобусы, такси, скутера и рикшы. Ни тротуаров, ни спасительных «зебр»!

Но к вечеру, выспавшись и плотно поужинав в шейке – по индийским меркам ресторане – мы оказались в другой Индии. Мусор исчез, а запахи возникали лишь эпизодически. Просто в предрассветный час дворники еще не успели прибрать за русскими туристами, всю ночь развлекавшимися за стаканом дешевого рома или портвейна. На Гоа два типа русских туристов: те, что всегда были пьяны, и те, что вставали в пять утра и отправлялись на экскурсии.

Сами индусы рассуждают о мусоре вокруг  них так: дерево, скидывая листву по осени, за собой не убирает. Живущий подобен дереву. Придет сезон дождей и океан смоет, заберет всё ненужное, действительно грязное.

Местная кухня не могла оставить нас равнодушными: прекрасно сготовленные, сдобренные ароматными травами, приправами и соусами морепродукты, птица, свежие салаты, а также молочные коктейли и свежевыжатые соки из экзотических фруктов - манго, папайи, маракуйи, чико, ананаса...

А вот «индийский чай» оказался мифом. В Индии нет культуры чаепития, равно, как и культуры выращивания, сбора, заготовки, хранения и заваривания. Индийские чайные плантации вышли из некогда украденных у китайцев двух чайных кустиков.

Первое удивление в Индии – перевернутая луна. Растущий месяц здесь не в форме зеркальной буквы «С», как у нас, а вроде чаши или подвешенной подковы. Второе удивление – вороны. Они очень распространены на Гоа. Туристы ставят им в укор кражу с балконов купальников.

На экскурсии мы побывали в Хампи – деревне на руинах бывшей столицы Виджаянагарской империи; во множестве индуистских и католических храмов, а также в церкви, примирившей в себе пять религий. Видели плантацию специй, водопад Дудхсагар («Молочный океан»); путешествовали на джипах по джунглям; выезжали в соседний штат Карнатака к самой высокой в мире статуе бога-разрушителя Шивы и многое другое…

Сами жители Индии без пиетета относятся к богатейшему культурному наследию своей страны. Они могут потихоньку растаскивать на повседневные нужды камни с руин древнего города, признанного всемирным наследием «ЮНЕСКО», они не вглядываются в древние фрески. «Бог ушел отсюда навсегда» - скажут они.

Вообще в индийском пантеоне более 33 миллионов различных сущностей. В домашней божнице аборигенов легко уживаются Ганеша, Тримурти Брахма, Вишну и Шива, Иисус и Дева Мария. Боги не ссорятся между собой. По местным понятием потому, что среди них нет «ревнивых». К божествам в Индии приравнены слоны, обезьяны, змеи и, конечно, Священная корова, Корова-Мать. Священные быки, живущие в индуистских храмах, и в самом деле величественны: они крупны до небывалых размеров, всегда вычищены, вымыты, наряжены в венки и дорогие украшения, обласканы людским вниманием. На улицах Гоа всегда увидишь блуждающую корову, которую водители терпеливо пропускают на дорогах. За травмирование или убийство коровы в некоторых штатах страны можно угодить в тюрьму на срок до 10 лет или выплачивать неподъемный штраф, плюс масса очистительных церемоний и благотворительных пожертвований.

А вот кошки и собаки в Индии влачат жалкое существование – тощие, брошенные и забытые существа. Индусы убеждены, что собаки и кошки в предыдущем круге Сансары были плохими людьми: либо пропойцами, либо колонизаторами…

Больше 80 процентов населения - приверженцы индуизма. Атеистов почти нет. Мифология преподается в школе как краеведение. Индийцы глубоко убеждены, что индуизм невозможно приобрести или принять. Настоящим индуистом нужно родиться. Так что разгуливающие по чужеземным городам кришнаиты - не те, за кого себя выдают.

Кастовость в Индии никуда не пропала. Каждый знает, кем он родился и к какой касте принадлежит: брахманам (священнослужителям), кшатриям (воинам), вайшья (торговцам, скотоводам и земледельцам) или шудрам (слугам и разнорабочим). «Прыгнуть» выше невозможно, да и сами такие помыслы, по мнению индийцев, портят карму и грозят в следующем воплощении снисхождением в низшую касту.

Не смотря на ограничения своей касты тяга школьников к знаниям огромна и неподдельна. Среднее образование формально бесплатное, как в России. Но время от времени надо покупать школьные принадлежности и форму, выкладывать деньги на ремонт классов, обновление библиотечного фонда и т. д. Школьники сами зарабатывают себе на обучение, окончание школы – на их ответственности. Родители могут научить своего ребенка только тому, что умеют сами: сеять, ловить рыбу, торговать кокосами...

Индия – страна контрастов. Здесь живут самые богатые и самые нищие люди на Земле.

Рядом с дворцами миллиардеров умирают от голода и болезней бедняки в трущобах. Возле пятизвездочных отелей у потухшего костра на земле спят попрошайки.

Но всех объединяет стремление жить, не нанося вреда и не чиня зла всему живому вокруг: будь то мать, сосед, случайный прохожий, животное, букашка, дерево или растение. Непричинение вреда ни мыслью, ни словом, ни делом.

В штате Карнатака мы стали свидетелями потрясающей сцены. Подросток из бедняцкой деревни почистил банан и терпеливо стал кормить им обезьяну, отличающуюся от своих круживших неподалеку сородичей какой-то болезненной стесненностью движений и худобой. Подойдя ближе, мы рассмотрели, что у обезьянки нет части передних лап. «Плохая карма», – серьезно сказал парень. - «Она не может лазать по деревьям и самостоятельно счищать кожуру с бананов. Нам приходится подкармливать ее», - добавил он.

Если когда-нибудь будете возвращаться из Индии, в качестве сувениров стоит прихватить натуральные кашемировые платки, драгоценные камни и ювелирные украшения, шахматы, аювердические лечебные препараты, краски из пыльцы растений для «Холи», и, конечно же, специи. Мы перепробовали у рыночного торговца специй в городе Мапуса все виды снадобий и, расчихавшись, сделали ему месячную выручку: 14 мешочков специй различных сортов общим весом в два килограмма.