Сергей без обиняков заявляет, что является знаменитым удмуртским скульптором. Благодаря лояльности к его творчеству городских чиновников и поддержке спонсоров ему удалось навтыкать в Ижевске уже не один «плод» своего вдохновения: электрика на столбе у ТЦ «Омега», воробьёв на линиях электропередач у памятника Дерябину, гигантские ключи на ул. Пушкинской, малярный валик (из-за размеров больше похожий на асфальтоукладчик) у перехода УдГУ, красный клубок напротив ВЦ «Галерея» и т.д.

На очереди – писающая собачка, огромная жаба, трехколесный велосипед и бюст Чайковского... Еще одно создание блогера – путешественник, сидящий на крыльце турфирмы (напротив Резиденции Главы УР), несколько дней назад, по информации в соцсетях, был похищен, на месте остался лишь чемодан.

Для всех своих творений Сергей де Бугруа выбирает людные места в центральной части Ижевска. Свои арт-объекты Бугруа ваяет в соавторстве со своим отцом. Для своей деятельности они открыли фирму – так называемое «ателье металлов» «deBugrua» со своим штатом дизайнеров, художников, литейщиков.

За неделю до установки Нефтяника монтажники из некого ООО «Адат» выковыривали тротуарную плитку возле лестницы, ведущей к входу в Институт нефти и газа УдГУ, и водружали на расчищенное место гранитное основание под Нефтяника.

На мой вопрос, по чьему заказу выполняются подрядные работы, рабочие кого только не перебрали: горадминистрацию, Бутченко (ред. - главный художник Ижевска), какое-то частное лицо, Институт нефти и газа и даже нефтяного магната Михаила Гуцериева, чьим именем назван новый вузовский корпус. Чтобы сузить круг поиска потенциального заказчика, я попросила старшего среди рабочих набрать телефон директора фирмы. Однако мой телефонный собеседник, представившийся руководителем ООО «Адат», не захотел назвать имени своего заказчика. Вернув телефон прорабу и уже отходя от бригады, я расслышала, как тот отчитывался: «Я никого не выдал, честное слово, всё нормально!».

Сергей де Бугруа тоже не раскрывает заказчиков Нефтяника: «Ко мне обратилась группа инициативных людей – меценатов с идеей установить в городе скульптуру человека, который однажды выбрал себе такую профессию, которой он гордится, которую ценит и любит», - пишет он в своем блоге в ЖЖ. Над скульптурой нефтяника, по словам Сергея де Бугруа, в его ателье корпят с начала этого года.

«Сейчас в мастерской самое видное место занимает новая скульптура… «Нефтяник». Она уже сейчас мне дорога, как ребенок, поэтому я не могу больше о ней молчать. Как и все люди, я обожаю наблюдать за результатом своей работы – ни с чем не сравнится восторг, когда видишь, как из бесформенной жижи глины получается фигура, которая … приобретает даже не столько внешний облик, а настоящие характер, душу и эмоции», - описывает де Бугруа свой творческий процесс.

Глиняная модель нефтяника в процессе ее ваяния вдруг обрела образ отца Бугруа, - делится в своем ЖЖ скульптор: «Мой папа засиделся накануне в мастерской - доводил до ума детали и, не задумываясь, слепил ему лицо, словно с себя… Все, кто видят лицо Нефтяника, восклицают: «О! Да это ж Владимир Григорьевич!»

Сообщается, что памятник будет сделан из двух металлов: сам нефтяник из стали, а вентиль и фонтан - из бронзы. Величина скульптуры - 2,25 метров. Постамент для Нефтяника будет располагаться почти на одном уровне с землей, т. е. прохожие смогут беспрепятственно подходить к скульптуре. Можно даже будет, по словам самого Бугруа, «посидеть на нефтяном фонтане».

Преподаватели Удмуртского госуниверситета, в сквере которого должен появиться Нефтяник, как оказалось, не в курсе планов «великого скульптора». Ректор УдГУ Галина Мерзлякова дала свое разрешение на водружение скульптуры Бугруа, не посчитав нужным обсудить затею с Нефтяником с университетским сообществом. Узнав о готовящемся из Интернета, ряд преподавателей забили тревогу, но их обращения к ректору не заставили Галину Витальевну пересмотреть свое решение.

Об авторе, его «творчестве» и будущей скульптуре нефтяника преподаватели, с которыми мне удалось переговорить, отзываются крайне скептически.

«Свои аргументы против размещения скульптуры нефтяника перед главным входом в нефтяной корпус университета я уже излагал ректору и повторю их Вам», - начал нашу беседу кандидат искусствоведения, член Союза художников и Союза архитекторов России, заслуженный деятель искусств УР, Почетный гражданин Ижевска, профессор Евгений Шумилов.

«Между уровнем профессионального мастерства автора памятника Пушкину и автора скульптуры нефтянику – резкий разрыв. Первый – всемирно известный, профессиональный скульптор, лауреат государственных премий СССР, председатель правления Московского объединения художников Международного художественного фонда, профессор Александр Бурганов. Второй – самодеятельный автор, не имеющий высшего художественного образования, литейщик по профессии, работающий под творческим псевдонимом Сергей де Бугруа. Размещение их работ рядом – то же самое, что над картиной Рафаэля в Лувре повесить картину учащегося детской художественной школы. По выигрышности расположения скульптура нефтяника окажется даже в лучших условиях, чем памятник Пушкину. Уверен, что этот казус дурно повлияет на процесс обучения студентов факультета искусств: снизит для них планку профессиональных амбиций, - рассуждает Евгений Федорович. - Помимо всего сказанного, участок, где Бугруа собирается поставить свой памятник, перенасыщен скульптурными объектами. Статуя Пушкина, стела бывшему ректору УдГУ Виталию Журавлёву, две мемориальных доски, статуя Ломоносова, симметрично которой планируется поставить еще одну статую — удмуртского просветителя Григория Верещагина».

Декан филологического факультета Удмуртского Университета Елена Подшивалова отмечает, что университетский сквер – это не просто топографическая единица, это - эстетически организованное пространство, несущее в себе насыщенную культурную информацию и культурную память, это территория форума, сцена. Не городское пространство, а студенческое.

«Университетское пространство должно воспитывать эстетический вкус, а не разрушать его, - говорит Елена Подшивалова. - Преобразованная при Виталии Журавлёве территория университетского сквера связывает разрозненные по архитектуре здания университета идеей студенческого пространства, которое является продолжением интеллектуального аудиторного пространства. Фигура Пушкина – центральная на всей территории сквера. Она установлена рядом с самым старым корпусом университета – гуманитарным. Именно этот корпус воплощает в себе идею национального просвещения Удмуртии: с 1931 года здесь готовили учителей для средних школ республики. Фигура молодого Пушкина, приближенного по своему возрасту к студенческой поре, по соседству со старейшим корпусом университета - знак национальной культуры, знак творческого вдохновения, символ формирования личности, интеллектуального и культурного насыщения человека, символ формирования гражданственности и профессионализма».

«Агрессивное, антиэстетическое внедрение в целостную территорию, на мой взгляд, – это волюнтаризм, – говорит Елена Алексеевна, - потому что мы рушим идею, заложенную в оформление пространства студенческого городка. Кроме того, новый памятник (в отличие от памятника Пушкину – фигуры общемирового культурного масштаба, исполненного Бургановым) сделан непрофессиональным скульптором. Если тонко исполненный, поставленный в пространство с учетом законов восприятия, памятник Пушкину изваян не жизнеподобно (это его эстетическая модель, не абсолютная копия и мифопоэтизация пушкинской фигуры), то второй памятник – самодельный и не представляет собой никакой эстетической ценности. И устанавливать его в уже организованное пространство и тем самым перенасыщать его, - это свидетельство недостаточного вкуса и непрофессионализма тех, кто это собирается совершить. Скульптура нефтяника будет контрастировать со скульптурой Пушкина, безусловно, в невыгодном для автора нефтяника свете. Очевидность разницы в мастерстве загубит имя скульптора нефтяника. Не украшает этот контраст и университет. Что, кроме недоумения, может вызвать у гостей Удмуртии соседство Пушкина с нефтяником?» - добавила напоследок декан Филологического факультета.

«Памятник нефтянику имеет право на существование в Ижевске. В нефтедобыче Удмуртия занимает свое уникальное место. Именно здесь, у нас были разработаны технологии глубинного бурения. Но для скульптуры нужно найти более адекватное место, связанное не с академическим, а с индустриальным пространством, которое этот арт-объект мог бы структурировать», - говорит доктор наук, профессор кафедры русской литературы и фольклора УдГУ Марина Серова.

На критику Бугруа, позиционирующий себя в Интернете, как «похабник, скандалист и блог-тафгай», отвечает ёрническим тоном - мол, заказчик заказал, я исполнил, леплю не скульптуры даже, а арт-объекты… Однако в этой истории ясно одно: город – это не частная территория анонимного «заказчика», где можно реализовывать чьи угодно воплощения безвкусицы.