В Уфе, в отличие от Ижевска, есть своя киношкола, которую организовал режиссер Булат Юсупов. Выпускники этой школы организовали киностудию «КиноМак», которая занимается не только производством фильмов, но и организует встречи с режиссерами, проводит семинары, ведет киноклуб. Приезд Стеллинга так же было организован этой киношколой.

С первых же минут, как на микрофоне Йоса загорелся красный сигнал, стало ясно, что речь пойдет совсем не о том, на что мы рассчитывали. Наша небольшая компания видеолюбителей ехала в Уфу, надеясь услышать лекцию на тему, обозначенную организаторами: «Как снять кино без бюджета». Но речь пош\ла совсем не об этом. Стеллинг рисовал на доске трапеции, образующие ромб. Каждая «долька» означала некий этап в производстве кино: поиск финансирования, написание сценария, съемки, монтаж. Люди вокруг меня старательно перерисовывали схему себе в блокноты. Поясняя свой рисунок, Стеллинг уточнял, что часто одним людям лучше удаются диалоги в сценариях, а другие лучше могут продумать обстановку, окружающую героев. Поэтому лучше иметь несколько сценаристов, у каждого из которых будут свои сильные и слабые стороны. Хотелось спросить, что делать, если у вас нет ни одного сценариста?

Рассказ, скорее, соответствовал лекции «Как снять фильм, если у вас куча денег». Стеллинг, конечно, упомянул, что у него много друзей: операторов, сценаристов, композиторов. И вообще он старается заводить личные отношения с теми, с кем работает. Это снижает стоимость производства. Однако что делать, если среди друзей вы не можете набрать готовую съемочную бригаду? Если сценарист, оператор, режиссер и композитор — это один или два человека? «Первое, что вам нужно — это время. У вас есть два года, три года, чтобы создать фильм длительностью девяносто минут» - продолжал Стеллинг. Только потом мы узнали, что сам режиссер снимал свою первую картину 7 лет, поэтому, видимо, 2-3 года это не так долго, по его мнению.

Он явно встретился не с теми людьми. По вопросам, которые позже звучали из зала, было ясно, что у публики, которую невозможно назвать «коллегами» Стеллинга, совершенно другое отношение и другое понимание того, что значит «снимать кино». Стеллинг говорил о режиссуре как о профессии, рассчитывая, может быть, что в зале сидят люди, готовые посвятить кино свою жизнь. Но в зале сидели молодые ребята, для абсолютного большинства из которых видеосъемка не больше, чем хобби. Очевидно, что кто-то из них действительно хотел бы выйти на профессиональный уровень, хотел бы снять настоящее кино. Но для этих людей все эти схемы, которые чертил Стеллинг, были не нужны. Их интересовали насущные для дебютанта проблемы: где взять денег, как работать с непрофессиональными актерами и так далее. О подобных вопросах речь почти не шла. Возможно, в этом вина самой аудитории, которая была не готова к встрече со Стеллингом.

Тема кино без бюджета всплыла, когда маэстро стал рассказывать о своем первом фильме. У Йоса Стеллинга тоже не было денег, когда он снимал первую работу под названием «Марикен из Неймегена» в 1974 году. Ему было в то время 29 лет.

Не имея бюджета, Стеллинг все же оплачивал работу съемочной группы. Оплачивал «баллами». Каждый, кто принимал участие в съемках, получал некоторое количество этих баллов. Они ничего не значили и навсегда бы остались «палочками» в блокноте, если бы фильм не имел успеха. Но успех был такой, что картина тут же была представлена на Каннском кинофестивале во Франции. Вырученные с проката деньги поделили согласно баллам. Кинооператор купил себе дом, а Йос Стеллинг - два кинотеатра в родном городе. Красивая история. Хотя что имеет в виду Стеллинг, когда говорит, что у него не было денег, неизвестно. Средневековые костюмы и интерьеры, массовки из десятков актеров, прекрасная озвучка — откуда всё это взял никому неизвестный тогда режиссер? Возможно, разгадка заключается в том, что в то время отношение к кино, как к хобби, вообще было невозможно. Это сейчас видеокамера есть у каждого в телефоне и можно снимать совершенно бесплатно всё, что тебе хочется. А в 1974 году Стеллингу, например, снимать приходилось только по выходным. Потому что магазин, в котором молодой Йос арендовал кинокамеру, в субботу и воскресенье не работал и арендная плата в выходные дни не начислялась. Поэтому можно было взять камеру в пятницу и вернуть в понедельник, заплатив при этом только за один день, что значительно дешевле.

Если бы свой первый фильм Стеллинг снял на айфон, то, наверное, он лучше бы понимал, почему у слушателей возникают вопросы типа «Сколько камер нужно, чтобы снять авторское кино?» или «Как бороться с гордостью, если вы сняли фильм?». Все три часа, пока шла встреча, между режиссером и аудиторией чувствовался барьер непонимания. Преодолеть его, к сожалению, так и не удалось. Время закончилось неожиданно. Йос Стеллинг дал всем автографы и ушел.

И все же большинство из тех, с кем мне удалось пообщаться, остались довольны этой встречей. И не потому, что узнали что-то новое о том, как нужно снимать кино.

Стеллинг хороший рассказчик. Приятно слушать, как он говорит о своей жизни, рассуждает о том, что такое любовь, или рассказывает, что вообще заставляет его снимать кино. Это не практические знания, их вряд ли можно использовать на съемочной площадке, но это интересные рассказы. Возможно, только об этих историях и стоило бы писать.

«Мой секрет в том, что у меня есть друзья» - сказал Йос Стеллинг. Он подчеркивал это постоянно. Создавалось ощущение что Йос живет в маленьких Нидерландах, которые, как он сам выразился, нужно искать с помощью Гугла, в маленьком городке среди своих друзей и родных, снимает для них фильмы, которые потом все они смотрят в купленных Йосом кинотеатрах. Сказочный мирок великого режиссера. Вряд ли есть рецепт создания такого мира. Возможно, и сам Йос его не знает, хотя на вопросы слушателей он отвечал предельно честно. Когда его спросили, сколько нужно камер, чтобы снять авторское кино, то он ответил, что нужна, как минимум, одна камера. Зал хихикал над девушкой, задавшей вопрос, а Йос отвечал совершенно серьезно, будто бы его спросили о чем-то важном. Серьезно и подробно он отвечал на любые, даже самые странные вопросы. То ли Йос Стеллинг действительно видел в нас «коллег», то ли просто чувствовал себя на столько оторванным от нынешнего поколения, что не решался давать оценки, что глупо, а что нет.