Формально так всё и будет. Выборы состоятся при самой низкой явке в истории прямых выборов высшего должностного лица Удмуртской Республики и при минимальном числе зарегистрированных кандидатов, среди которых впервые не появится реальный соперник действующему главе республики. При таких условиях «за» врио Главы УР Александра Соловьёва в процентах наверняка проголосует гораздо больше избирателей, чем когда-либо голосовало за бессменного президента Волкова, что на первых прямых выборах президента УР в 2000 году, что на вторых в 2004-м. Качественная проблема предстоящих 14 сентября в Удмуртии выборов Главы УР в другом — избравшись на должность и избавившись от приставки «врио», Александр Соловьёв, скорее всего, не станет популярней в глазах избирателей и не «выстроит» новую «вертикаль» внутри истеблишмента республики, чем всегда завершал свои политические кампании экс-президент Волков.

Раньше всё было

Прямые выборы высшего должностного лица в истории Удмуртии проходили всего два раза. И оба раза при засилье административного ресурса и вакханалии «чёрных технологий», которые отрабатывали специалисты из «штаба Волкова». Тем не менее, каждый раз это были альтернативные выборы с реальной и очень острой политической повесткой и борьбой между основными соперниками. И в 2000-м году, и в 2004-м число кандидатов, участвующих в выборах Президента УР было примерно равным — десять (плюс минус 1-2 кандидата). Действовавший в те годы порядок регистрации — подписные листы с подписями избирателей или вполне посильный денежный залог позволяли проходить регистрацию даже тем, у кого к началу выборов не были созданы собственные штабы. Введенный при возвращении прямых выборов глав субъектов РФ «муниципальный фильтр» сделал невозможным старт каких-либо «несогласованных» кандидатов.

Трое на одного

На первых прямых выборах Президента УР в октябре 2000 года при относительно невысокой явке избирателей — 50,3 процента, «за» Волкова проголосовали 228,4 тыс. имеющих право голоса жителей республики. Это всего 37,8 процента от пришедших на избирательные участки. Четырнадцать лет назад политическая победа Волкова была обеспечена не его личной популярностью, а отсутствием в удмуртском выборном законодательстве второго тура и участием в выборах сразу трёх основных соперников: Павла Вершинина (первого заместителя председателя Госсовета УР), Николая Ганзы (премьера УР) и Андрея Солуянова (депутата Госдумы и совладельца крупного медиа-холдинга). Все вместе Вершинин-Ганза-Солуянов набрали на первых выборах Президента УР 291,8 тыс. голосов. Объедини они свои ресурсы под «единого кандидата» и председатель Госсовета УР (в то время высшее должностное лицо Удмуртии) Александр Волков отстал бы от этого «единого кандидата» на несколько десятков тысяч голосов избирателей.

Один на один

Особенность вторых выборов президента УР, состоявшихся в марте 2004 года, заключалась в том, что Александр Волков сдвинул их на полгода раньше окончания своих полномочий, соединив республиканские выборы с выборами Президента России. С этим связана высокая явка 2004 года — 67,3 процента. Из них «за» Волкова проголосовали 437,5 тыс. избирателей — 54,3 процента (Прим. - «за» Путина на территории Удмуртии в тот же день — 75,97%). Вполне вероятно, что реальный результат президента Волкова был несколько ниже и тогда должен был состояться второй тур, но такого поворота событий, конечно, постарались не допустить. При незначительных величинах, требовавшихся Волкову для прохода через 50-процентный барьер штаб основного соперника Волкова -
известного кардиохирурга и общественного деятеля Евгения Одиянкова не мог помешать «правильному подсчёту голосов». Участие во вторых выборах президента УР приняли несколько «технических» кандидатов с обеих сторон, в том числе брат Евгения Одиянкова Юрий Одиянков, а также два уроженца Удмуртии, которыми, очевидно, двигали собственные амбиции. «За» братьев Одиянковых проголосовали 172,5 тыс. избирателей (21,4%), за всех остальных пятерых кандидатов в совокупности — 63,3 тысячи (7,8%). Весомое третье место на выборах 2004 года было отдано «против всех» - 120,7 тыс. избирателей (15%).

Порочная пропорция

Как бы существенно не различались по явке и составу участников первые и вторые выборы Президента Удмуртии, структура избирателей, голосовавших «за» Александра Волкова, оставалась почти неизменной. При том, что лишь чуть больше трети избирателей Удмуртии живут в сельских районах, в «голосах Волкова» их доля в 2000 году составила 51,1 процент, а в 2004 году — 52,2 процента. В то же время в Ижевске, где живут более 41 процента избирателей Удмуртии, доля голосов «за» Волкова в 2000 году составила 21,1 процент, в 2004 году — 25,2 процента. Рост доли ижевчан в электорате Волкова объясняется произошедшей сменой власти в Ижевске — в 2000 году во главе столицы республики стоял Анатолий Салтыков, а в 2004 году более пластичный Виктор Балакин, так что весь ижевский админресурс попал в распоряжение республиканских властей. В то же время общая доля горожан в электорате Волкова к 2004 году даже немного уменьшилась (в 2000 г. - 48,9%; в 2004 г. - 47,8%), хотя в городах проживают более 760 тыс. избирателей, т.е. 63 процента жителей Удмуртии, обладающих правом голоса.

Сбалансировать политическую поддержку между городом и селом президент Волков так и не смог, а у сменившего его в феврале текущего года Соловьёва такой шанс теоретически появился, но, скорее всего, его уже не получится реализовать на практике. Более того, при Соловьёве эта порочная пропорция, скорее всего, ещё сильнее сместиться в сторону сельских районов.

Шанс для Агашина

По объективной причине многие жители Ижевска и, что особенно важно, десятки тысяч наиболее активных избирателей — пенсионеров не проголосуют за Соловьёва. В день выборов, 14 сентября их просто не будет в городе. Чтобы мотивировать ижевчан вернуться с загородных участков и прийти на избирательные участки требуются не просто политтехнологии, нужно создать сильный внутренний порыв, о чём, похоже, сегодня никто даже не думает, а в августе-сентябре будет поздновато что-то предпринимать. Такая ситуация, кстати, в 2015 году (когда должны пройти муниципальные выборы в городах) может дать неплохой политический шанс сити-менеджеру Ижевска Денису Агашину. О Волкове, поставившем его на эту должность с перспективой взрастить себе «преемника», к тому времени начнут забывать, а Соловьёву уже недостаточно будет просто демонстрировать, что он другой человек (не такой, как Волков), придётся доказывать, что он что-то здесь решает. Формально такими полномочиями он, конечно, будет располагать, но вот фактически может получиться так же, как сейчас с выборами.

Текст для публикации передан через адвоката.


Структура избирателей на территории Удмуртской Республики

Общая численность избирателей - 1 млн. 212 тыс. 738. По состоянию на 01.01.2014 года.
Источник: ЦИК УР