Появление в 2008 году зеркальных фотокамер с функцией записи видео, возможность обработки материала в домашних условиях, но при помощи профессионального программного обеспечения — все это дало мощный толчок развития видеоискусства. Обрабатывать и снимать стало просто: не нужны ни кассеты, ни магнитофоны, ни громоздкое и дорогое оборудование. За 1000 долларов стало возможно купить камеру, которая выдает картинку телевизионного качества, но при этом помещается в наплечной сумке.

И хотя на телевидении зеркальные фотоаппараты не получили распространения по целому ряду причин (в том числе из-за огромных матриц, перегревающихся после 10-20 минут записи), но для развития видеоискусства техническая революция стала, как модно говорить, «точкой роста». Активизировались различные неформальные группы, которые получили возможность не только снимать видео, но и находить своего зрителя, публикуя свои работы в социальных сетях и на таких сервисах как vimeo и youtube. В конце концов на сегодняшний день это привело к формированию сообществ, занимающихся, как правило, не только художественной видеосъемкой, но и организующих киноклубы, встречи с именитыми режиссерами и так далее.

О том, как подобные процессы происходят в Уфе и Саратове, мы поговорили с одним из организаторов уфимской студии «KinoMak» Дарьей Кустовой и с лидером саратовского киноклуба «Другое кино» Катей Телятовой.

Уфа: «КиноМак», «Киновзрыв» и киношкола

- Дарья, уфимская киношкола Булата Юсупова, видимо, является неким центром притяжения для тех, кто хочет попробовать себя в кино. Ты тоже выпускница этой школы. Расскажи, что это за организация?

Это местная киношкола. В 2010 году была создана для обучения азам сценарного мастерства, по режиссуре, по операторскому мастерству. Обучение длится от 2 до 5 месяцев в зависимости от того, какой курс выбираешь. Стоимость курсов тоже разная.

- Выпускников готовят для работы на телевидении?

Нет четкого профиля. Если есть желание, то приходишь, платишь, занимаешься. Если учишься на режиссуру, то снимаешь короткометражку по итогу. Есть с несколькими кинотеатрами договоренность: составляются альманахи из выпускных работ и показываются на большом экране.

- Сколько стоит курс и какой порядок цен?

Когда я училась, курс режиссуры стоил 16 тысяч рублей. Сейчас, я слышала, что за сорок, но не знаю точно. Здорово цены поднялись.

- А кто организаторы этой школы?

Булат Юсупов сам и создал. Он профессиональный режиссер с ВГИКовским образованием.

- Какая судьба у ребят, которые заканчивают школу? Они применяют где-то свои знания?

Некоторые начинают что-то своё снимать, кто-то идет дальше учиться. Есть те, кто даже выпускную работу не снимают, застревают, например, на написании сценария, на съемочном процессе, на монтаже. Для меня было полезно чем? Были даны азы и было дано понимание того, что можно что-то делать, что это реально. Пропало ощущение, что кино это такая сфера деятельности, в которую невозможно попасть. А самое главное — я нашла единомышленников. Познакомилась с ребятами, которые тоже сходят с ума по кино. Через какое время мы решили, что нам нужно создать свою студию. И организовали «KinoMak».

- «KinoMak» привозил в Уфу Йоса Стеллинга. Чем еще занимается студия?

У нас три направления: мастер-классы и воркшопы, прокат и производство. Мастер-классы сами видите. Йос Стеллинг не первый, кто приезжает. По второму направлению у нас есть свой фестиваль «Киновзрыв», на котором показываются российские короткометражки в основном молодых режиссеров. На первом фестивале, например, мы показывали работы ребят из питерского киноинститута (бывший ЛГИТМиК — ленинградский институт театра, музыки и кино, ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства — Ред.) и ВГИКа. В основном, это дипломные и курсовые их работы. А с 19 июня у нас запускается такой же фестиваль, но по документальному кино. То есть каждые две недели будет показываться в Доме Академии наук какой-то хороший документальный фильм. После фильма обсуждение. Кроме того, в рамках того же «Киновзрыва», каждые две недели будем демонстрировать еще и художественный фильм. И раз в два месяца идет короткометражка.

- Третье ваше направление — это производство кино. Над чем вы сейчас работаете?

У нас сейчас на постпродакшене (заключительный этап работы — Ред.) документальный полнометражный фильм «Счастливые люди» о наших творческих ребятах. Снимала Оксана Максимчук, она режиссер. Она, кстати, как раз помогла нам выйти на Стеллинга. Оксана работала у него продюсером на «Душке». Наши ребята из «KinoMaka» познакомились с ней на встрече в Сибири прошлой осенью. Оксана пообщалась с несколькими нашими людьми, загорелась идеей снять про них документальное кино. Нашли даже деньги на проект. В марте всё сняли.

- Можно сказать, что «KinoMak» стал вашей работой и источником заработка?

Нет, мы пока не можем себе этого позволить. У нас пока ничего не окупается. Мы по большей части выходим в ноль или чуть-чуть в плюс, но этот плюс не такой, чтобы позволить себе на это жить.

- Где вы берете деньги на кино?

Нет какого-то места, где бы мы брали деньги. Но, например, документальные фильмы, которые я упоминала, мы делаем при поддержке Академии наук. Финансирование в основном будет от нее. Постоянные показы «Киновзрыва» мы организуем вместе с кинотеатром «Родина».

- То есть, нет постоянных спонсоров, есть партнеры по конкретным проектам?

Да.

Саратов: Дом кино, «Саратовские страдания», документалистика

- Катя, расскажи, как обстоят дела с кино в Саратове? Что вы снимаете?

На самом деле, всё довольно тяжело. Наша самая главная задача сейчас — это поднять документалистику. А в принципе, художественные фильмы, которые у нас снимают, это какая-то любительская, уж простите, х..ня, которая выкладывается Вконтакте непонятно для чего. Абсолютно не смонтированная, но будто бы «артхаус», «искусство» — всегда можно найти отговорку вроде «да ты просто ничего не понял». Что касается чего-то более или менее профессионального: когда нам кто-то помогает, тогда оно и получается. Например, к нам приезжал Оливер Коин, немецкий режиссер. Он стажируется в России. Почему-то он выбрал Саратов. Он нам помогал снимать короткометражку «Велосипед». До этого мы еще адаптировали на современный лад «Служебный роман». Там была буквально одна сцена снята. Получилось неплохо, но на презентацию почти никто не пришел.

- Есть ли в Саратове какое-нибудь сообщество, объединяющее тех, кто пытается снимать кино?

Все так или иначе друг друга знают, потому что город очень маленький (в Саратове проживает 840 тысяч человек — прим. авт.). Собирались делать какую-то тусовку, но так ничего и не получилось. Есть Дом кино, который старается сбить всех в какую-то кучу.

- Расскажи, что это за структура - Дом кино?

Наверное, в каждом городе есть свой Дом кино, построенный еще при Советском Союзе.

- В Ижевске, к примеру, нет...

По сути, это такой кинотеатр, который показывает чаще всего фильмы, получившие призы Венецианского, Канского, Берлинского и других фестивалей. На базе же Дома кино проходит знаменитый фестиваль документального кино «Саратовские страдания». Все проблемы документалистики решаются опять-таки на базе Дома кино. Сейчас его деятельность активизировалась. Они пытаются привлечь туда молодых, талантливых людей, чтобы попробовать создавать какой-то свой продукт. Там сейчас директором Татьяна Зорина, которая еще и главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники, и директор фестиваля «Саратовские страдания». Она устраивает мастер-классы, зазывает каких-нибудь интересных режиссеров, сценаристов.

- А кто это финансирует?

Не знаю на счет финансирования, но сейчас они пытаются выиграть государственный грант на съемку документального фильма. Для этого даже собирался большой «круглый стол», где общими усилиями пытались придумать, какая тема документального фильма сейчас наиболее актуальна.

- Почему такой особый интерес к документальному кино?

Художественных фильмов сейчас очень много. Стеллинг, например, сказал, что сейчас художественные фильмы выходят намного реалистичнее, чем документальные . Наверное поэтому. Ведь раньше документальное кино было очень сильное: Герц Франк, Роберт Флаэрти... И мы, Россия, практически основоположники документального кино: Дзига Вертов - мастер и монтажа, и документалистики. Поэтому нельзя забывать тот опыт и нужно возрождать то, что осталось забытым. Ну и к тому же «Саратовские страдания» это, по большей части, фестиваль документального кино.