На следующий день я поехала посмотреть на месте, что угрожает Рабочему посёлку. Экскурсию для меня провела Людмила Александровна Томилова. Она живет в этом поселке, на улице Рязанской, входит в инициативную группу «протестантов», она же заявительница пикета. В курсе всех дел.

Поразительно, что электронная интерактивная карта «ГидГорода» «не знает» такой улицы – Рязанская. И, показывая на этом месте сотни две-три «квадратиков» (домов частного сектора), никак не называет порядка двадцати с лишним улиц. Богом (точнее, топографами) забытый край! А жители, как мне кажется, и довольны тем, что о них «забыли». Прежде действительно рабочий, нынче это практически малоэтажный, коттеджный посёлок для людей, можно сказать, «средней руки». Старики умирают, дома переходят к молодым, те стремятся устроиться надолго со всеми возможными удобствами, которые предоставляет строительный бум. Кругом возле оград в посёлке лежат бетонные блоки, кирпичные укладки, другой строительный материал – люди активно обживаются.

Вся социальная инфраструктура посёлка находится «заграницей» - чтобы попасть в школы, детские сады, больницы, магазины, надо перейти лог. С северо-запада и юго-востока (как древние городища!) посёлок «защищен» довольно глубокими оврагами (лог по-местному). А сам красуется «на лбу», на пригорке. Да до того удобно, что, как мне сказали старожилы, бабки в прежние времена друг к другу в гости ходили в одних носках – такая была трава, чистая и мягкая.

Когда я спускалась от остановки общественного транспорта «Зангари» с улицы Новоажимова, то шла вдоль ограды вокруг стройплощадки, которая заняла пустырь, отделявший Рабочую слободу от городской магистрали. Мне еще подумалось – «чего волноваться – стройка ведь даже не вплотную подходит к домам!». Дальше миновала благоустроенный родник, изливавшийся дальше ручейком. В заросшей кустарником пойме среди дня разливались соловьи.

Затем меня встретила Людмила Томилова. Как рассказала мне мой «экскурсовод», действительно, если бы застройщик ограничился тем «пятном застройки», которое сейчас огорожено забором, то проблемы посёлка были бы значительно меньше. Хотя они уже возникли.

Подводя инженерные коммуникации, строители сдвинули со «своего» овражного «берега» грунт (глину) в сам овраг. А этот овраг, будучи естественной границей посёлка, служил местом перехода жителям «из деревни в город». Сюда спускались дорожки с улиц Саранская, Почтовая, Орловская, Рязанская, Ростовская, Карсовайская и заканчивались мостками, по которым люди переходили в микрорайоны многоэтажной застройки вокруг Клубной. Все эти проходы-переходы смяли, засыпали, изговнякали. По сути, строители вынудили всех «селян» пользоваться единственным выходом на северо-запад – которым я спускалась от «Зангари». Поднялся скандал, люди, естественно, возмущались таким поведением застройщика. В итоге один переход, ближайший к остановке «Юбилейная столовая», им восстановили.

Кроме этой беды, есть другая – крайние дома из-за подвижки грунтов начали заваливаться. Один уже брошенный (возможно, расселённый застройщиком) дом я видела в конце одной из улиц. Видела явный перекос в других домах.

Тридцатого мая, не находя ответов на свои тревоги, жители Рабочего посёлка провели народный сход, на который собралось практически всё взрослое население микрорайона – судя по протоколу, в нём участвовало 498 человек. От застройщика – это «Уралдомстрой» - представителем был некто Андрей Светиков, известный в кругах местных пиарщиков деятель. «Уралдомстрой» считается фирмой, близкой к главе ижевской администрации Денису Агашину. Это его, «Уралдомстроя», высотка с претенциозным для Ижевска названием «Парус» достраивается прямо напротив городской администрации.

Как мне рассказала Томилова, в Ленинской районной администрации г. Ижевска дважды собирали председателей здешних уличкомов. Для них в вестибюле на 1-м этаже вывесили эскизы, как будет выглядеть в недалеком будущем микрорайон. Вывесили, да вскоре и убрали. Сейчас не висят. Эти собрания, по мысли чиновников, якобы должны были рассеять страхи и подозрения, но оказалось наоборот – представители уличкомов ничего толком не сумели рассказать соседям, только с толку сбили.

Я же поговорила с Евгенией Михайловной Журавлевой (живет в поселке с 1941 года), которая побывала на второй встрече уличкомов в районной администрации. Евгения Михайловна так передала мне содержание выступления представителя «Уралдомстроя» (фамилию она не запомнила) – что «будут сносить от Саранской до Овражной и Ростовской». Первый этап сноса – 2014-2016 годы. До 2020 года снесут ВСЁ вплоть до улицы Александровской, то есть фактически застроят оба нынешних микрорайона частной застройки, восьмой и девятый. Представитель обещал, что выкупать владения будут «по рыночной цене» (но тогда дома-то их будут «золотыми»! – Н.Г.). Сейчас «Уралдомстрой» возводит на уже освоенной стройплощадке девять 17-этажных домов (это из-за них, считают жители, «поплыли» крайние дома поселка).

А что такое для человека, затеявшего строить частный дом, пять лет? Их за хлопотами просто не заметишь, как они пролетят. Людмила Томилова утверждает, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство районные власти давали еще совсем недавно – в поселке появляются молодые семьи, которые купили участки в надежде построить себе дом не на пять лет, конечно. А если посмотреть на уже обжитые особняки, то говорить о «рыночной цене» при сносе даже в голову не придёт. Особенно если вспомнить, как под прикрытием городских властей «частник» «осваивал» микрорайон «Виктория» на Холмах – выкупали только землю, постройки вообще в счет не шли. Но там-то были хоть садовые дома, а здесь – крепкие особняки…

Уместно вспомнить середину 90-х годов, когда питерские проектировщики выполнили новый электронный Генплан Ижевска. Тогда разработчики выделяли различные зоны – в том числе малоэтажные коттеджные поселки, которые несли бы функцию «разгрузки» для мегаполиса. Так вот ведь Рабочий посёлок такой и есть, как он сложился! Зачем снова «буровить» по живому, по людям?! Та же Томилова показывает рукой на восток от места, где мы стоим – вот, пожалуйста, за околицей посёлка шихтовый двор Ижстали, его вот-вот выставят на продажу. Покупайте и стройте, что хотите.

Когда номер сдавался в печать.

В понедельник, 16 июня, в Ленинской администрации состоялись публичные слушания по проекту застройки микрорайона-8.

Они были организованы по всем правилам политтехнологии, то есть с целью затушевать главные вопросы и выпятить второстепенные. Для этого заблаговременно с подогнанными автобусами на слушания собрали несколько сот жителей из двух громадных многоквартирных домов по Клубной, 23 и 25 и будущие жители трех строящихся домов. А частный сектор (собственно Рабочий посёлок, которому грозит снос) оказался просто «задавленным», «размытым» среди жильцов многоэтажек. Правда, и у них были «неудобные» вопросы к застройщику, от имени которого «весь вечер на манеже» был всё тот же неунывающий Андрей Светиков. Так, им было крайне важно узнать, почему в новом «плане планировки» 17-этажных домов оказалось не три, как в прежнем, а девять, и куда девался детсад, имевшийся здесь (на бумаге) ранее?

Из 40-минутного «соло» Светикова, полного воды и лирических отступлений, можно было вытащить только то, что застройщик («Уралдомстрой») – это благодетель для частного сектора, потому что он «гарантирует» оставить их микрорайон в зоне «мало- и среднеэтажной застройки», не отдав его на растерзание неким другим компаниям, которые могут захотеть построить здесь небоскрёбы. А интересы собственников («ведь частную собственность никто пока не отменял») – превыше всего. Хотя «федеральные и муниципальные нужды» позволяют на них наплевать. Г-н Светиков даже пояснил, как это делают в других городах. Председательствующий на слушаниях зам главы района Алексей Горбачев вёл собрание с полным пониманием интересов застройщика, одергивая запальчивых домовладельцев.

В итоге путем манипулирования фактически через слушания «протащили» совершенно новый план планировки, отличный от уже утвержденного в 2012 году постановлением администрации № 839, с новыми границами застройки, охватывающими значительные территории частного сектора. Владельцы домов ответов на свои вопросы не получили