Большинство советских выпускников трудились по специальности, делали хорошую карьеру в исследовательских институтах и на производстве. Моя мама всегда твердила мне, что только диплом ВУЗа сможет дать достойную работу и уважение в обществе. Для того времени это была истина.

Вместе с инфляцией и девальвацией денег в 90-е годы произошла девальвация и других человеческих ценностей, в том числе девальвация знаний, науки и образования. Знания и образование сейчас не стоят ничего! Главное тому подтверждение визуализируется в переходах метрополитена: любой диплом можно приобрести в московском метро за 300-500 долларов. Ленивые могут заказать диплом ВУЗа через интернет. Диссертации большинства наших начальников сплошной проплаченный плагиат. Порядочному человеку стало стыдно говорить, что он имеет ученую степень...

Важность той или иной профессии в настоящие дни измеряется в деньгах. Проститутка в Ижевске получает 2-3 тысячи рублей в час, преподаватель Ижевского ВУЗа - в десять раз меньше! В то же время тех, кто хорошо учился в институтах и университетах, часто можно встретить за прилавками магазина или в рядовых менеджерах у незарегистрированных предпринимателей.

А всё почему? Пока умники и умницы грызли гранит науки, который во многом уже потерял связь с реальностью, иными словами, получаемые знания превратились в «мусор», слабые троечники и твердые двоечники получали в реальной обстановке другие знания об актуальных рыночных отношениях. Данный освоенный материал с болезненным (зачастую криминальным) опытом, как никогда лучше отвечает реалиям времени — ценен и востребован.

Можно поговорить и об оборотной стороне медали высшей школы. Сумма получаемых в альма-матер современных знаний не мотивирует молодежь к движению вперед. Хороший выпускник учебного заведения напичкан информацией, как правило о том, чего делать нельзя. У него сложился четкий стереотип: что-либо организовать самому сложно, причиной тому - бюрократия, сплошные запретительные законы и запутанные юридические требования.

Почему заезжие парни с ближнего и дальнего зарубежья делают у нас успешный бизнес и богатеют в короткий срок? Не потому, что они сделаны из другого теста. Я встречал бизнесменов из Средней Азии, не умеющих ни читать, ни писать по-русски. Вы видели когда-нибудь наш Налоговый (в нём 398 статей) или Гражданский (1551 статья) кодексы? К ним кроме того прилагается ещё 1,5 миллиона подзаконных нормативных актов. Один мой клиент жаловался, что в полиции его «пытали», ударяя кодексом по голове. Было больно: очень толстая и тяжелая книжица. Использовали, можно сказать, по назначению.

Теперь представьте, приезжает иностранец, голова которого «девственно чиста». В ней нет нашего образования. У него одна мысль и одно желание – заработать денег. Никаких барьеров и препятствий перед ним нет, т.к. он о них просто ничего не знает. Ему легко и свободно. Возникающую проблему он решает по мере поступления. То, то называется «на месте»: отстёгиванием. От такой доброты чиновники и сами стараются идти навстречу «хорошему человеку»: готовят разрешительные документы да и вообще решают всевозможные «проблемы».

По дошедшим до меня по неофициальным каналам данным, «откат» за открытие крупного гипермаркета в Ижевске якобы составляет 30 миллионов рублей. О данном виде таксы все знают, ее имеют ввиду где-то на уровне высоких кабинетов.

Такие знания в институтах не получишь. Вот и получается, незнание – сила! - лозунг современности.

Чиновничество презирает местное население за «негибкость в отношениях», а местные жители ненавидят приезжих за то, что у тех всё получается легко. Отсюда и растут нетолерантные, зачастую даже националистические настроения в обществе.

Чего народ хочет от образования? Востребованности в современной жизни. Если полученные знания регулярно пригождаются на практике - в жизни, работе и бизнесе, тогда они востребованы. И только тогда они чего-то стоят. Но почему этим никто не занимается? У меня сложилось впечатление, что Министерство образования и науки, как федеральное, так и наше удмуртское - главные враги образования.

Два года назад я по простоте душевной написал Министру образования РФ Ливанову письмо с предложением хоть в какой-то мере улучшить существующую систему образования. Я писал, что получаемое нашими детьми образование оторвано от реальной жизни и догматично. Среди прочего указывал на то, что транспорт и коммуникации являются важнейшей составляющей повседневной жизни человека. Автомобиль пришел в каждый дом. Почему выпускники школ не знают элементарных правил дорожного движения? Дисциплину «Автодело» читают в частных автошколах, она охватывает не всех школьников. Само обучение ведется в факультативном, заочном режиме. На выходе низкое его качество. В связи с этим предлагал министру в качестве эксперимента ввести 3-х-летний курс обучения водительскому мастерству для учеников старших классов средних школ. Как я это видел: 8-9 классы изучают правила дорожного движения, теорию вождения автомобиля, устройство автомобиля, его техническое обслуживание и ремонт, а в 11-м классе они получают практический курс вождения автомобиля. Итогом такого обучения должна стать сдача экзаменов в ГИБДД и получение водительского удостоверения по окончании средней школы. Хорошее приложение к аттестату об образовании, не правда? Такая дисциплина могла бы стать реальным шагом к получению незакомплексованной молодежи с навыками, в действительности востребованными современной экономикой.

Из Москвы мне ответили, что этим должны заниматься на уровне республики, а из Минобразования УР пришел путаный ответ, в сухом остатке которого мысль о том, что внедрить это на уровне республики не представляется возможным. Получается, что пустыми и поверхностными знаниями забивать головы детей — это пожалуйста, а дать то, что будет им пригождаться ежедневно - не представляется возможным.

Министерство образования России пошло еще дальше, законом отменив награждение успешных выпускников золотыми и серебряными медалями. Как оказалось, в ведомстве решили от них просто отказаться. Фактически, это диверсия против нации. Ясный знак обществу о государственной политике по снижению престижа знаний. Такое ощущение, что они там живут в параллельной реальности. Так подумать, ну зачем нам золотые медалисты? Лучше же увеличивать поголовье инфантильных дураков! Ладно хоть в Ижевске и Удмуртии вручили медали отличникам. Но осадок-то остался.

Маразм крепчает. Премьер Дмитрий Медведев утвердил перечень иностранных образовательных организаций, самостоятельно поступив в которые российские граждане могут рассчитывать на получение социальной поддержки, т.е. на финансирование. Размер программы за счет ассигнований федерального бюджета в 2014–2016 годах составляет 4,41 млрд. рублей. Это значит, что мы будем нашими деньгами кормить иностранные учебные заведения и, следовательно, сократятся средства на финансирование своих. Был бы толк. Очевидно же, что молодежь получившая образование в Берлине, Париже или Лондоне, уже никогда не вернется в Россию. Мы не сможем их депортировать на Родину ни при поддержке ФСБ, ни через иные спецслужбы

Не проще бы было на эти 4 миллиарда рублей нанять зарубежных ученых и преподавателей? Пусть они обучают молодежь в России. Заодно появилась бы мотивация поднять зарплаты нашим преподавателям. Стыдно платить российскому преподавателю в 15 раз меньше, чем иностранцу. Со временем кто-то из иностранных ученых, возможно, решил бы остаться в России, возможно, навсегда. В Москве при Петре I была «немецкая слобода», в которой селились и жили иностранные специалисты. Триста лет с тех пор прошло, а память о ней жива. По этому опыту в Ижевск можно было бы привести десятка два западных ученых.

В конце 1946 года в Ижевск также была направлена группа немецких конструкторов-оружейников: Хуго Шмайсер - изобретатель первой в мире штурмовой винтовки StG 44, Карл Барнитцке - главный конструктор фирмы Gustlof Werke и его заместитель Оскар Шинк, создатели пулемета MG42, Вернер Грунер и Курт Хорн (фирма «Гроссфусс») и другие. Всего 16 человек. Немецкие ученые и инженеры работали в КБ машиностроительного завода (тогда завод № 74) до лета 1952 года. Михаил Калашников - тоже не коренной ижевчанин, был направлен к нам во время войны. С прибытием таких людей в Ижевск «Ижмаш» стал одним из главных мировых центров стрелкового оружия и сосредоточением мировых технологий стрелкового вооружения. Тогда конкурентов у него фактически не было.

Иных уж нет, а те далече.