Между тем, согласно нормативам, на каждого жителя Ижевска должно приходиться не менее 16 квадратных метров зелени. По факту этих «зелёных» метров всего 5 с половиной, или в три раза меньше. Но кого из начальства, принимающего решения о вырубке еще одного, очередного зеленого массива, это останавливает?

Что с бульваром Гоголя?

В предыдущем номере «Д» мы рассказали о начавшихся земляных работах в «устье» бульвара Гоголя, где он втекает в улицу Советскую. В связи с этим защитники бульвара вышли к месту работ, чтобы остановить их и напомнить градоначальникам о данном ими обещании не трогать историческую кленовую аллею.

Три дня провела в одиночном пикетировании возле разрытой ямы Людмила Сабурова, жительница одного из окрестных домов, социолог, кандидат наук. Её единомышленники тем временем собирали подписи горожан под обращением к властям города с требованием прекратить посягательства на деревья, расположенные вдоль бульвара.

За это время к ней приезжали различные чиновники, уговаривая пикетчицу снять свой «пост», аргументируя это тем, что, мол, пока стройки не будет. Но Людмила Альбертовна поставила условием прекращения акции встречу с врио Главы республики Александром Соловьёвым или ГФИ по УР Дмитрием Мусиным.

И такая встреча состоялась, но не благодаря «понаехавшим» городским чиновникам, а с помощью «своих»: известная защитница бульвара Майя Степановна Пермитина в порядке личной инициативы умудрилась «отловить» врио Главы УР Соловьёва при его переездах по городу и прямо на улице получила его согласие принять инициативную группу и выслушать их проблему.

Таким образом, несколько активистов из числа защитников бульвара 10 июля побывали в резиденции Главы Удмуртской Республики.

Вот что написала об этой встрече в своём блоге участвовавшая в разговоре с «первым лицом» Людмила Сабурова:

«Очень оперативно отреагировал ВРИО Главы УР на обращение горожан в защиту зелёных зон вообще, и бульвара Гоголя, в частности. <...> Александр Васильевич принял представителей инициативной группы по защите бульвара, внимательно выслушал всю информацию и наши предложения.
Что в “сухом остатке”?

1. Подтверждено намерение менять сложившуюся практику уничтожения зелёных зон в городе в интересах частных застройщиков. Важно, что ВРИО понимает необходимость пересматривать те местные правила градостроения и землепользования, которые позволяют застройщикам беспрепятственно, на законных основаниях “проглатывать” одну зелёную зону за другой, а Администрации, опять же беспрепятственно, раздавать эти участки земли, не оставляя городу ни малейшего шанса остаться экологически благополучным, комфортным и зелёным.

2. Выражена готовность искать способы решения конкретного конфликта вокруг бульвара Гоголя, который тянется с 2006 года и уже “зашёл очень далеко”. <...>

3. В ближайшее время А.В. Соловьёв лично осмотрит территорию бульвара, более подробно ознакомится с документами, в т.ч. с проектами благоустройства бульвара и проектом строительства (к слову - ему уже кто-то пытался внушить, что там будет построено “прекрасное здание, которое только украсит бульвар”)

4. Решено создать рабочую группу для поиска решения в интересах горожан. Рабочая группа будет прорабатывать все возможные с точки зрения закона варианты возвращения бульвара городу.

5. Рабочая группа будет взаимодействовать на регулярной основе не только с Администрацией Ижевска, но и с представителями общественности. То есть - с нами, с инициативной группой».

Говоря о «человеческом» аспекте встречи, Людмила Сабурова отметила искреннюю заинтересованность Соловьёва в решении проблемы. «Чувствуется, что с темой он уже очень хорошо знаком, и что есть понимание тупиковости сложившейся градостроительной ситуации».

«Ходокам» понравилось, что он не разбрасывается обещаниями «простых решений». Но дал слово (и поручение) изучить ситуацию и связаться с общественниками. Попросил неделю срока.

На самом же бульваре после прокладки ливнёвки пока затишье. Полосатая лента-ограждение переместилась ровно на северную границу предполагаемой площадки строительства банка. Не молчаливая ли это «демонстрация»?

Крестики-нолики

Пока разбирались с бульваром, в редакцию пришли новые «ходоки» - оказывается, у администрации города появился «аппетит» на так называемый «тимирязевский парк». На самом деле, это никакой не парк. По сути, это взобравшаяся на пригорок «сросшаяся» с природным лесом пойма речки Карлутки, выходящая опушкой на скоростную улицу 10 лет Октября между ул. Удмуртской и ул. 40 лет Победы.

Чтобы попасть сюда, надо спуститься в овраг позади ночного клуба «Мега» и взобраться на противоположный склон. Вокруг вас будет нормальный лес средней полосы России. Смешанный по своим породам. Здесь есть сосны, еще живые столетние ели, много берёз. В «тимирязевском парке» нет асфальтовых дорожек, но все тропки хорошо утоптаны. В лесу даже относительно чисто (если не считать стоянок бомжей вокруг заброшенного стадиона позади профилактория завода «Редуктор»). Для новых высоток «Два капитана», недавно воткнутых в конце улицы Софьи Ковалевской, и для большого микрорайона многоквартирных домов между Тимирязева и Авангардной этот «дендропарк» фактически является «зоной разгрузки», где зимой по склонам оврагов, спускающихся к речке, можно кататься на санках и лыжах, а летом - дышать свежим воздухом, несмотря на близость большой дорожной магистрали.

Но у администрации Ижевска появился «интерес» перевести и этот «островок» зелени в зону многоэтажной жилой застройки. Во всяком случае, этому были посвящены публичные слушания, прошедшие в администрации Индустриального района г. Ижевска еще во второй половине июня. Защитить «тимирязевский парк» от застройки пришли двое - рядовой житель, который гуляет здесь с детьми, и ижевский «яблочник» Михаил Назаров, который считает, что в Ижевске есть не менее десятка свободных площадок для желающих вести строительство. И что для этого вовсе необязательно сводить на нет взрослый лес, служащий горожанам верой и правдой. Но возражения в силу малой численности оппонентов были «слабыми».

«Для реализации намерений собственника»

Интересно, многие ли из горожан обратили внимание на информационное сообщение на сайте Izh.ru такого содержания:

Администрация города Ижевска, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, организует и проводит публичные слушания по рассмотрению Проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска. <...>

Экспозиция Проекта будет представлена в здании ГУАиГ Администрации г. Ижевска (холл 1-го этажа) по адресу: ул. Песочная, 11б.

В период работы выставки будут организованы встречи с представителями Администрации города Ижевска. О времени и участниках встреч будет сообщено заранее в официальных информационных сообщениях Администрации г. Ижевска. <...>

Публичные слушания продлятся с 15 мая 2014 г. по 15 июля 2014 г.»

К сообщению прикреплен документ, состоящий из двух частей. Первая — это поправки, вносимые в текст Правил землепользования и застройки. Вторая — это проект изменений в карту градостроительного зонирования, которая является графическим приложением
№ 1 к упомянутым Правилам.

Всего таких изменений здесь двадцать. Касаются они конкретных мест. И звучат так (к примеру): «Корректировка границ зоны Р3 (зоны зелёных насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения) на зону ЖД1-1 (зона многофункциональной жилой и общественно-деловой многоэтажной застройки) по границам земельных отводов. Для реализации функционального назначения зданий и земельных участков собственников». В общем, текст для неспециалиста трудный.

В этот понедельник, буквально накануне истечения срока «заочных» слушаний, мы с Людмилой Сабуровой побывали в Управлении архитектуры на Песочной, 11б, чтобы попытаться понять, что за документ?

В вестибюле управления на стенке слева от входа висят распечатанные 11 листов того самого документа. За трубу отопления заткнут журнал для отзывов. Он содержит один «отзыв»-возражение с приложением собранных подписей.

На нашу просьбу о встрече с сотрудником, отвечающим за эти «слушания», вниз спустилась секретарь публичных слушаний Елена Турбанова, сотрудница отдела градостроительства и планировок. Уже в ходе беседы с ней к нам присоединился Николай Климовцев. «Мой начальник» - сказала о нём Елена. Сам он на это возразил, сказав, что является заместителем начальника управления.

С Еленой Турбановой разговор мы начали с выяснения, почему в основном проекты изменений касаются перевода зелёных зон в зону жилой застройки? Турбанова возразила, что нет, три проекта (из двадцати) как раз наоборот переводят обратно в зелёную зону. Вопрос: а сколько наоборот? Этого она сказать не смогла. А я уже после встречи в ГУАиГ подсчитала: 11 (!) из двадцати.

Второй вопрос к Турбановой: были ли обещанные в информационном сообщении встречи специалистов с общественностью? Ответ: вот завтра (15 июля, последний день «слушаний») состоится публичное мероприятие в зале управления. Мы с недоверием попросили показать нам это объявление, что и было продемонстрировано – действительно, висит на сайте… И кто об этом узнал своевременно?! Констатирую – публичного и экспертного обсуждения документа не было.

Подошедший Климовцев (довольно молодой человек с круглым, «ласковым» лицом) начал с утверждения, что никаких «заочных» слушаний не бывает, что «приходите завтра». От него мы узнали, насколько сложен и тернист путь собственника, решившего изменить разрешенный вид использования части участка, которым он владеет – его заявление проходит через комиссию заместителя главы администрации Климова, где многие заявления, на самом деле, «заворачивают». Николай Михайлович сообщил нам также, что данные слушания – чистая формальность, потому что собственник всегда прав распорядиться на своё усмотрение своей собственностью, тогда как муниципалитет обязан привести к единству зонирование его участка.

На наше недоумение, каким образом в собственности частных (физических и юридических) лиц оказываются городские земли рекреационного назначения, Николай Климовцев покивал на «противоречивое законодательство» 2004-2007 годов, когда много земли утекло в неизвестном направлении. А теперь, мол, всё, собственник вправе!.. При этом он настойчиво призывал нас внимательно читать Градостроительный кодекс, «в котором всё сказано». И сокрушался – «и что теперь делать?!» (в смысле обратного хода нет). «Что было раньше, забудьте!» - с пафосом восклицал он.

Уже под конец встречи он вдруг обратил внимание на мой старенький мобильник, который я держала в руке – «Вы что, записываете?» - резко оборвал он себя. И успокоился, когда я сказала, что нет. «Вы же сами не ходите на слушания! Вот если бы пришли человек 500 – 700, тогда другое дело». Хотя, конечно, результаты слушаний имеют «рекомендательный характер». И что теперь нам делать? - спросили мы. Писать Ушакову, он рассмотрит (наше пожелание изменить Правила застройки) и ответит. Это мы уже «проходили»

О том, как прошли «слушания» во вторник, мы расскажем в следующем номере «Д».