Немного географии

Инструкторы нашей группы водят туры по двум маршрутам: Сива - Кама, который я посетила в прошлом году, и путешествие по реке Кильмезь. Последний для более продвинутой аудитории - тут есть и каменные порожки (назвать порогами их не получится - глубины и скорости течения маловато), и коряги, подстерегающие под водой и норовящие проткнуть байдарку.

Ещё маршрут по Кильмези длиннее, порядка 40 километров. Всё это расстояние проходят на байдарках двумя группами по 20-30 человек, делая стоянки, чтобы перекусить и переночевать прямо на берегу. У каждой группы свой инструктор, а то и два. Но если команда сплоченная и новичков мало, главная его задача подпинывать всех на общие работы вроде колки дров и следить, чтобы никто не отстал от общей группы.

All inclusive

Наш байдарочный поход - это такой плюшевый вариант суровых будней настоящих туристов. Участникам не надо запасаться палатками, байдарками и спальниками. По прибытию на стартовую точку, куда нас доставляет автобус, все необходимое выдают на руки. Инструменты походной кухни вроде котелков-топоров и походный паек раздается дежурным. В рационе байдарочника макароны с тушенкой, рис с тушенкой, каша с тушенкой, изредка разбавленные пряниками или, что неожиданно, борщом.

Байдарки выдают разобранными, и куча металлических дуг и непонятных рам пугает только в первый раз. Во второй ты уже бравируешь словами вроде «галоша» (резиновый чехол байдарки) и «сборка бортов».

Байдарка - твой друг и брат на всё время похода. Соберёшь плохо - встанешь, проткнешь - встанешь, неправильно погрузишь вещи - будешь спать в мокрой палатке.

Команда молодости нашей

Я не командный игрок, но в походе задействованы инстинкты, которые живут в каждом из нас со времён пещерных людей: «Чтобы выжить, ты должен жить в стае». Народ, который ходит в подобные туры - дружелюбный и отзывчивый. Тебе помогут по первому зову, чего бы он не касался: внезапная мель или готовка обеда, или не взятый с собой активированный уголь. Такая сплоченность заражает - и вот уже ты сам начинаешь метаться, предлагая свободные руки.

Есть свой шарм и в вечерних посиделках возле трескучего костра. Тебя окружают не просто люди, это те, кто, как и ты, сегодня съел пуд соли. Греешь ноги, ешь кашу с песком и любишь их всех - чумазых, весёлых, усталых - не за что-то, а просто так.

Опасности дороги

Утонуть в Кильмези (да и в Сиве) невозможно. Речки мелкие, почти везде их можно пересечь вброд. Отбиться в пути от группы тоже проблематично, течением байдарку всегда вынесет на точки сбора. Если лодка порвалась о корягу, то на берегу её залатают.

В походе по Кильмези самой большой бедой для нас стал дождь. За все время пути он собирался бессчётное количество раз, и иногда смена солнца на почти тропический ливень занимала считанные минуты. Дуновение холодного ветра, по воде пробегает волна, и вот уже тебя словно градом накрывают сотни тяжелых холодных капель. Дождевики не спасли, все плыли мокрые с ног до головы и сквозь зубы матерились.

Теперь, когда нас спрашивают: «Ну, как там, на Кильмези?», мы, словно бывалые ветераны, тихо отвечаем: «Дождь», и в прострации смотрим в небо.

Алкоголь

Русская культура настойчиво требует любой выезд на природу совмещать с активными возлияниями. Я не поклонник крепких напитков, но считаю, что ребята, захватившие коньяк с колой, остались в выигрыше. Алкоголь, как известно, расширяет сосуды и создает эффект согревания. А при нашем условном лете (+12 даже днем), это было не лишним.

Конечно, вопрос всегда в дозировке. Мы сплавлялись двумя группами, и у соседей, говорят, мужчины напивались до бессознательного состояния, засыпая днём в байдарках. Наши «альфы» держали себя пристойно и от коньяка только ещё душевнее выводили «Только мы с конём…».

Походная жизнь

Когда я рассказываю знакомым о походах на байдарках, то слышу что-то вроде: «О, дикая природа! Дивные красоты». Возможно, я сейчас разобью чьи-то фужерные мечты, но поход на байдарках – это, прежде всего, работа в команде (как минимум, со вторым или третьим гребцом). Это боль в плечах и руках из-за гребли и с непривычки сна на земле. Это часовой караул возле костра, чтобы высушить вымокшую до белья одежду, и мытье посуды в холодной проточной воде.

Не поймите меня превратно, на Кильмези правда дивно - и сосны там как на японских гравюрах, и стрижи, живущие в норках на глиняном берегу, песчаные косы, лопушки на берегу, чудный запах пряных трав вечером, туман над водой… Но это всё не дается просто так.

Красоты реки открываются только тогда, когда ты смирился с песком, который скрипит на зубах и под ногтями, когда вечно мокрые и холодные ноги перестают раздражать, а нехватку пальцев, сведенных от гребли судорогой, просто игнорируешь. Вот тогда ты и замечаешь, как волшебно на реке. И уже не гребёшь как полоумный, а тихо дрейфуешь и слушаешь, дышишь рекой.

В сухом остатке

Поход на байдарке - это отдых не для всех. Но если в серые офисные будни появилось желание испытать себя на прочность, начинайте паковать вещи.

Лучшее, что есть в походе, это необратимость - ты не можешь встать посреди реки, топнуть ножкой и потребовать забрать тебя домой. Волшебник на голубом вертолете не прилетит. Весь путь от старта из-под моста в Малых Сюмсях до высадки в Удмуртской Кильмези придется совершить именно вам.

Три дня дикой жизни, и простые блага цивилизации вроде горячего душа или унитаза кажутся вам манной небесной. А уже потом, завернувшись в тёплый плед и просматривая походные фотографии, нет-нет да и вздохнёшь с ностальгией по пройденным под дождем километрам.