На днях в редакцию пришли двое жителей многоквартирного дома № 249 по ул. Коммунаров. Они попросили дать им номер «Дня» с публикацией об инциденте в одном из домов на ул. Союзная, где по указанию руководства Единой УК были сорваны замки, установленные новой управляющей компанией. Мероприятие прошло с применением физической силы в отношении пенсионеров, пытавшихся загородить своими телами двери служебных помещений. Затем на дверях в эти помещения Единая УК установила сигнализацию и сдала их под охрану частному охранному предприятию.

Жители с ул. Коммунаров сообщили, что у них схожая ситуация, правда, обошлось без насилия. Однако, доступ к общедомовым приборам учета так же заблокирован и оснащен системой сигнализации, так что обслуживать коммуникации, снимать показания счетчиков жители сегодня не имеют возможности. Стороной конфликта, как и на ул. Союзная, выступает Управляющая компания «Единая», от которой дом № 249 по решению общего собрания собственников ушел с 1 июня, выбрав непосредственный способ управления.

Судя по тому, о чем мне рассказали жители с ул. Коммунаров, 249, «схема», по которой действует Единая УК, осложняя жизнь «строптивых» домов, в общем и целом отработана. Методы, применяемые в этой схеме: не отдавать документацию (техпаспорт, поквартирные карточки и т.д.); не пускать в служебные помещения и к приборам учета; вносить раздрай в ряды жителей через прежних своих «уполномоченных»; создавать путаницу в финансовых расчетах с целью давления искусственно созданными, таким образом, долгами.

Несколько слов о том, что это за дом № 249, в котором управляющая компания разжигает новый конфликт. Дом этот, оказывается, непростой, даже в известном смысле уникальный и исторический. Построен металлургическим заводом в два приёма — южная часть в 1933 году, северная - в 1936-м. Фундамент дома — на бутовом камне. Межэтажные перекрытия - деревянные. Просторные комнаты, высокие потолки. За долгую историю дома здесь сменилось уже несколько поколений старожилов. Все друг друга более или менее знают. И — главное — любят свой дом! Дорожат его местоположением (напротив Дома Радио) и уникальностью. Понимают и хотят донести до коммунальщиков эту мысль — что дом требует особого, осторожного к себе отношения. Иначе его легко погубить, как это показала история с демонтажом деревянных желобов, в которые была уложена магистраль отопления (в доме верхняя разводка) — после того, как убрали фрагменты желобов и укутали трубу в современные изоляционные материалы, начались испарения, от которых обледенела кровля. А, начав крушить лед на кровле, искрошили железо... Хотя кровля была отремонтирована в начале нулевых, и до 2012 года нареканий не вызывала. Это один из печальных примеров неквалифицированного подхода к обслуживанию не типового дома. А мало ли других «слабых мест» в системах, прослуживших людям более 80 лет!

Как их дом оказался в Единой УК, жители рассказывают с возмущением. Когда Горжилуправление начало разваливаться, дом сначала ушел под управление УК «Фасад», затем в «Азалию». А после банкротства последней жители обнаружили, что их дом «куплен» одной из компаний Рауфа Кутдузова вместе с другим жилым фондом, находившимся под управлением «Азалии».

Мне рассказали об информационном собрании, состоявшемся в апреле 2012 года, на котором Наиль Кутдузов, приглашая под управление тогда еще УК «Доверие», так и не предоставил текст договора управления. Никто, говорят жильцы, с бюллетенями не ходил, за «Доверие» не агитировал, однако уже 12 июля 2012 года вдруг объявился протокол заочного голосования, в котором собственники якобы выразили желание войти под управление этой УК. Хотя, судя по платежкам, средства жителей уходили в структуру Кутдузова уже с января 2012 года.

За два года «сотрудничества» собственники убедились, что доверять «Доверию» (а затем сменившей её Единой УК) ни в коем случае нельзя. Основания для недоверия следующие.

Годовой отчет за 2013 год был представлен лишь после настоятельных письменных обращений в апреле 2014 года. При этом выявленные жителями несоответствия по расходованию средств на ремонтные работы, вывоз мусора и т.д. остались без объяснений.

В 2013 году «Доверие» на ремонт отмостки затратило 243 тыс. рублей «И где эта отмостка?» - показывают мне жильцы закатанные в асфальт уходящие под землю стены. Этот вид ремонта, говорят они, входил в 4-миллионную смету, когда дом ремонтировали по «федералке», но выполнен тогда не был. То же самое – по ремонту входных групп и системы отопления.

Замена одной лампочки обходится жителям дома в 60 рублей! А строка «вывоз ТБО», появившаяся вдруг отдельно от строки «содержание/обслуживание» по факту оказалась двойным обложением, поскольку расходы на вывоз мусора уже содержатся в тарифе на содержание и обслуживание дома.

Прежний Совет дома № 249, говорят мои собеседники, по их мнению, полностью «плясал под дудку» «Доверия» (Единой УК). Ни на какие вопросы о странностях платежных документов или производства работ получить ответов было невозможно. Акты подписывались, видимо, не глядя и даже задним числом.

И вот в конце мая этого года, после информационного собрания, инициативная группа, согласно Жилищному кодексу, начала процедуру заочного голосования, где, среди прочих, стояли вопросы о расторжении договора управления с Единой УК и выбор нового способа управления — непосредственной формы управления МКД.

Голосование прошло успешно — в нем приняло участие 56 процентов голосующих площадей дома, из них 100 процентов высказались за уход от Единой УК и переход в непосредственное управление. Выбор сделан. Протокол оформлен, бюллетени подшиты. Нанята обслуживающая организация, которая... не может приступить к исполнению, потому что Единая УК саботирует передачу документов и препятствует доступу к коммуникациям.

Что дальше? Дальше уполномоченный Председатель Совета МКД подает иск в суд на бывшую «управляйку» для истребования незаконно удерживаемых документов и снятия блокировки со служебных помещений. Но пока суд да дело, в дом продолжают поступать двойные платежки — одна от Единой УК, другая — от обслуживающей организации, которой собственники поручили выполнять функцию начисления платы и сбора средств. И разница между первой и второй, говорят они, существенная, за два месяца примерно 1,5 тысячи рублей. То есть Единая УК «обслуживала» их дом намного дороже!

Наконец, задействовано и психологическое «оружие» - своего рода «агенты влияния». Недавно в доме расклеили по подъездам объявления о том, что инициативная группа начинает процедуру «очного» (!) голосования с тем, чтобы «сломать» майский протокол о переходе к непосредственному управлению и вернуться в Единую УК. Насколько реально провести такое голосование? - спросила я жителей. Инициативная группа представлена жильцами восьми квартир второго подъезда (всего в доме 56 квартир и офисы разных организаций).

Жители дома разделились. Но, по мнению членов Совета, «оппозиция» просто введена в заблуждение, не понимая разницы между договором управления и договором обслуживания при непосредственном управлении. Разница же состоит в том, что при непосредственном управлении сами собственники будут решать и знать, за что, кому и сколько платить, и будут иметь гарантию качества выполненных работ. Люди уже начали разбираться в тонкостях ЖКХ и хотят сами управлять своим домом, а не тупо подписывать акты за якобы выполненные работы или по завышенным ценам.

Между тем, процесс прощания с Единой УК, видимо, набирает обороты. В соседнем с 249-м, домом № 239, стоящем ближе к ул. Советской, по словам тамошних жителей, уже полностью разошлись с Единой УК, хотя и сдают управляющей компании помещение под офис. Видимо, там не нашлось, на кого опереться.