По своему статусу ОНК является негосударственной структурой, члены которой посещают колонии, изоляторы, ИВС на общественных началах. Они же ведут переписку с заключенными и ведомствами, осуществляют мониторинг за условиями содержания заключенных.

Общественные наблюдательные комиссии есть в каждом субъекте РФ, но они разные по численному составу и по тому месту, которое им удается занять в системе «сдержек и противовесов» с силовыми структурами. Ведь у общественников нет в руках ничего, кроме законодательства.

Нынешний созыв – третий. По регламенту каждый состав работает три года, затем общественные организации выдвигают новых кандидатов. Одни и те же люди могут быть в составе ОНК не более трёх созывов.

Пятого августа истек срок действия мандатов членов второго созыва ОНК по УР. 20 августа председатель Общественной Палаты УР Александр Фоминов вручил новые мандаты девяти членам обновленной ОНК (в первом созыве было всего 4 человека, во втором – шесть). Таким образом, удмуртская ОНК обновилась наполовину и увеличилась на треть, причем существенно «омолодилась» - в её составе появились совсем молодые люди с большим желанием заняться правозащитной деятельностью.

При вручении мандатов члены «новой» ОНК познакомились и друг с другом. Выступая перед Общественной Палатой УР, председатель удмуртской ОНК Лариса Фефилова отметила, что нашей организации удалось грамотно выстроить отношения с ФСИН и МВД, руководство которых считается с ОНК, не препятствует посещению мест лишения свободы, предоставляет возможность проверять бытовые условия, медицинское обслуживание и другие стороны содержания людей в неволе.

Как подчеркнула Лариса Фефилова, она ожидает от Общественной Палаты УР больше внимания к вопросам получения гражданства освободившимися из заключения людьми, а также будирования вопросов трудоустройства. В местах лишения свободы далеко не все заключенные могут иметь оплачиваемую работу, даже когда такое желание у них есть. Ведь общество, - подытожила она, - заинтересовано в том, чтобы вернувшийся из заключения гражданин социализировался и перестал представлять опасность для окружающих.

В новом составе ОНК по УР два профессиональных правозащитника, врач, педагог, помощник депутата, журналист, инвалид-чернобылец и две совсем молодые девушки, из которых одна зарабатывает на жизнь уходом за детьми, а вторая работает продавцом.

Пока у Общественной наблюдательной комиссии нет своего офиса – два года назад депутаты Городской думы не согласились закрепить за общественной организацией комнату из муниципального фонда. Поэтому для первой ознакомительной встречи им придется проситься «на постой» в резиденцию Главы УР, аппарат которого закреплен в качестве куратора за ОНК.