Приглашение на Первый Международный молодежный образовательно-патриотический форум «Таврида» пришло от организаторов из Москвы за месяц до начала мероприятия. Сообщалось, что заявки для участия подали около 5 тысяч человек. Отбор прошли только 2 тысячи. В целом жизнедеятельность форума обеспечивали около 3 тысяч человек – кроме участников это волонтеры, служба безопасности, охрана, медицинские работники, спасатели, повара, ведущие, лекторы, почетные гости, водители, проводники в поездах, экскурсоводы, уборщики и рабочие, создавшие в чистом поле инфраструктуру для палаточного городка.

Приключения начались с регистрации участников на Казанском вокзале в Москве. За день до этого нам выслали детальную схему Казанского вокзала с указанием места сбора - своего рода фильтр для самозванцев. Каждому из участников требовалось распечатать схему и молча предъявить ее при регистрации. Сама по себе такая карта в руках должна была стать сигналом для спецслужб. Но, судя по всему, охрана вокзала была предупреждена.

Весь состав поезда был сформирован специально для участников слета, поэтому садили на него по талончикам. Везли без регламентированного расписания стоянок, проводники затруднялись обозначить время прибытия, состав начинался с 10-го вагона (табличка с цифрой была нарисована ручкой на листе А4 и приклеена к оконному стеклу), а сам поезд назывался «Симферополь-Нальчик-Москва».

На станции Лихой в 164 км от Ростова-на-Дону наш поезд стоял две минуты. Но эти две минуты стали самыми тяжелыми за все время пути. Из окон вагонов мы наблюдали, как неиссякаемый поток людей с баулами группами спускался с железнодорожного моста к платформам, где их в сопровождении сотрудников УФМС, МЧС и врачей рассаживали по вагонам. Женщины, мужчины, дети, старики оставили дома все, что у них было, когда началась война.

На обратном пути на той же станции, только в противоположном направлении, мимо нашего поезда пронеслись два состава с танками, бронетехникой, передвижными военными станциями скорой помощи.

Переправы через Керченский пролив в порту «Кавказ» на 35-градусной жаре мы ждали около 4 часов. Недолго, если сравнивать с тем, что переживали водители и пассажиры автомобилей. Тянувший сигаретку парень в порту рассказал нам, что он ждет своей очереди уже 31 час, а вообще настраивают на 40 часов. Вереница машин, вдоль которой наш поезд ехал медленным ходом на протяжении 10 минут, как бы подтвердила слова туриста, отдавшего предпочтение российскому Югу. Сама переправа через пролив на пароме занимает не более двадцати минут.

За десятидневное пребывание на «Тариде» до меня дошли три новости с паромной переправы в Керчи. Народ перевернул машину депутата Госдумы, пытавшегося проехать без очереди, женщине по той же причине пробили голову и на жаре от инфаркта скончался мужчина. На обратном пути такой длинной очереди уже не наблюдалось. Вдоль трассы «выросли» полицейские будки, стояли машины скорой помощи, были организованы пункты быстрого питания, туалеты и даже душевые.

С парома мы сошли на берег в Керчи. В порту развевался российский триколор. Приветливо зазывал транспарант: «Добро пожаловать! Республика Крым». Мой навигатор в телефоне упорно отказывался  признавать российские владения: Керчь, Крым, Украина. Парень на пароме сказал, что его навигатор выдает через слэш: Украина/Россия.

С поезда из Севастополя автобусным трансфером нас доставили к КПП на территории форума. Выдали бейдж, вручили фирменную тельняшку и кепку. Охрана тщательно проверила содержимое багажа. Опасные предметы, как например, швейцарские ножи и дротики для дартс изъяли, поместив их в камеры хранения и пообещав вернуть в день отъезда.

Нас предупредили, что за нарушение порядка в лагере охранники будут отрезать ножницами углы на бейджике, а после того, как участник лишится второго уголка, его выгонят с форума без компенсации за приобретенные билеты до Москвы.

Все прибывающие делились на группы по двадцать человек, кураторами которых назначались волонтеры, обустраивавшие лагерь до заезда участников. Нашим «капитаном» стала 19-летняя Олеся, уроженка Севастополя, с характерным южным говором. Ее доброжелательности и бескорыстному желанию протянуть руку ближнему не было предела, поэтому мы все ее очень полюбили. Волонтеры трудились на форуме совершенно бесплатно, при том, что котел с кашей на кухне порой приходилось отвоевывать по три часа. 

Первые три дня горячей воды и еды не было. Нельзя сказать, чтобы нас не кормили, но пища была такая, что изголодавшиеся участники форума, увидев ее, заключали: «Мне просто чай». На четвертый день отключили и холодную воду. И еще уволили поваров.

После чего на кухню были приняты новые повара, а холодное водоснабжение восстановили, но позже перебои с водой всё равно случались довольно часто. Помыться в теплом душе за десять дней мне удалось только один раз. На протяжении всего слета те счастливчики, которым удавалось отыскать в своих тарелках хотя бы небольшой кусок мяса, фотографировались с ним на добрую память. Веселее стало к середине смены, когда в лагерь подогнали полевую кухню от спасателей из МЧС. Да, это была все та же гречневая каша, но она таяла во рту и в ней попадались большие куски мяса.

После поездки в Севастополь, где два часа свободного времени участники форума провели в барах и ресторанах, а кто-то просто на скамейках в парке с купленным куском колбасы, жизнь начала налаживаться. Проблемы быта отступили на второй план. Уже не раздражали гамбургеры за 350 рублей, отсутствие телефонной связи, писсуары в коридорах женского туалета и два отверстия по центру в душевых кабинках. Казался нормальным сон по три-четыре часа в сутки, не удивляло, что при первых признаках какой-либо болезни (чаще не подтверждавшейся) сразу госпитализировали в больницу. Одному нашему товарищу из двадцатки, пожаловавшемуся на пищеварение, тут же вызвали карету скорой помощи. Вернулся он в лагерь спустя день, румяный, довольный, в веселом расположении духа. «Ну, как там, в больничных палатах?» - Поинтересовались мы. «Отлично! Антрекот, коньячок, салат Цезарь, картофель запеченный». - Похвастал он.

Лично на меня бытовая неустроенность и постоянное чувство голода особого влияния не оказывали, скорее даже активировали чувство юмора. Предупреждение о шторме и возможной эвакуации, окапывание земли вокруг палаток для водоотвода нагоняли не страх, а нотки романтики.

Теперь о пище духовной. Занятия для участников и волонтеров проходили в шатрах-аудиториях, расположенных в 1,4 километрах от палаточного городка. Три тысячи стульев были расставлены в семи громадных тентах. Образовательная программа форума – лекции, мастер-классы и встречи с почетными гостями были содержательно подбиты под обозначенную тематику каждого нового дня. Первый день проходил в фабуле «Россия в историческом контексте», второй – «Роль России в современном мире», третий – «Предпринимательство», четвертый – «Культурное наследие России и Крыма», пятый – «Гражданское общество и его роль в жизни страны», шестой – «Здоровый образ жизни и культура спорта», следующий – «Патриотизм и вера в Отечество», еще один – «Консервативная идеология в системе координат», последний день форума прошел под темой «Воссоединение Крыма с Россией».

Одновременно для слушателей «Тавриды» происходило по три-четыре лекции в разных шатрах. Участники посещали их в зависимости от выбранного направления. Их было немало: журналисты и блогеры, предприниматели, лидеры общественных организаций, представители военно-патриотических клубов и участники патриотического движения России, парламентарии и члены молодежных правительств, урбанисты, музыканты, дизайнеры. Для иностранцев работал переводчик через устройство «синхронный перевод».

Почетными гостями, спикерами и ньюсмейкерами, лично побывавшими на форуме, стали - председатель правления Сберегательного банка Российской Федерации Герман Грефкинорежиссеры Никита Михалков и Станислав Говорухин, журналист Сергей Доренко,  министры образования — действующий Дмитрий Ливанов и бывший - Андрей Фурсенко, ныне помощник Президента РФ; министр культуры Владимир Мединский, уполномоченный по правам человека РФ Элла Памфилова, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, главный редактор телеканала «Россия 24» Евгений Бекасов, актёр и телеведущий Дмитрий Харатьян, прославленные российские чемпионы - Алексей Немов, Федор Емельяненко, Николай Валуев, Екатерина Боброва, Альберт Демченко и другие. Неподдельный интерес участники форума проявили к лекции Героя России, космонавта Сергея Крикалёва, прожившего на космической станции в общей сложности 803 дня за шесть стартов.

Участники слёта также имели возможность поделиться своими деловыми замыслами. На площадке Общероссийского народного фронта успешно защитили проекты «Улучшение качества жизни людей, проживающих на сельских территориях», «Общественный контроль за госпрограммой по переселению из ветхого жилья», «Азбука ЖКХ», проект по продвижению русского языка и культуры за рубежом, фестиваль творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья, «Карта социальной напряженности Омской области» и др.

В последний день слёта на финальную лекцию прибыло сразу несколько спикеров - врио главы Республики Крым Сергей Аксенов, и.о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло, председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, министр РФ по делам Крыма Олег Савельев, полпред Президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев и и.о. руководителя федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Все вместе они отвечали на последние вопросы участников форума.  

В ходе работы слёта Общероссийский народный фронт презентовал несколько своих начинаний: Центр правовой поддержки журналистов, Фонд поддержки независимых, региональных и местных СМИ, проект «За честные закупки», проект «За права заемщиков». Эксперты Центра мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ провели анкетирование участников форума «Таврида» в целях изучения болевых зон в сфере российского образования.

Слухи о том, что сегодня в лагерь приедет президент Путин, распространялись с утра каждого нового дня. Еще до отъезда каждому будущему участнику форума давалось задание подготовить вопрос президенту, так что в его визите на форум никто не сомневался. А когда Владимир Путин 13-14 августа проводил рабочие встречи в Ялте и Севастополе, его ожидали буквально с минуты на минуту. Но Путин так и не приехал. И это породило волну новых слухов о том, что якобы он всё-таки был, но встретился в одном из шатров только с теми, кто «в теме».

За время слёта на площадке «Тариды» были организованы три публичные акции. В первый день состоялся флешмоб в поддержку пропавшего на территории Украины военного фотокора агентства «Россия сегодня» Андрея Стенина. В день очередной годовщины гибели атомной подводной лодки «Курск» участники выступали с речами и возлагали цветы к инсталляции крейсера. В ответ на заявление Госдепа США в лице Мари Харф, в котором она назвала Путина единственным туристом в Крыму, форумчане растянули транспарант с изображением человека, похожего на президента США, с надписью «Мы дома! Турист здесь ты, Барак».

На протяжении всего форума на его территории в прямом эфире вещала радиостанция, коллектив которой организовался из прибывших на «Тавриду» участников-журналистов. В основном функции местного радио сводились к информированию о происходящем на форуме, заказу песен, приветов и поздравлений, «столу находок».

На морские купания и пляжный отдых отводилось ежедневно по три часа: с 16 до 19 часов. Однако, по моим подсчетам, за 10 дней форума мне удалось вырваться к морю всего на три часа в совокупности. В этот же промежуток времени в зонах для отдыха проводились всевозможные развлекательные мероприятия: интеллектуальные игры, дебаты, площадка: work-out, сдача норм ГТО, боевое самбо, танцевальные мастер-классы, мастер-классы по йоге, соревнования по пляжному волейболу и пляжному футболу, тренинги по проведению полевых, палаточных, оборонно-спортивных лагерей и школы выживания от МЧС; историческая реконструкция «Русский город» (кузница, монетный двор, ткацкий станок, роспись лаптей и матрёшек, приготовление русских блинов), уроки живописи, роспись, граффити, фотовыставка Музея современной истории России с экскурсиями и др.

Два вечера участники «Тавриды» провели в Севастополе на экскурсиях. Помимо обзорной экскурсии по городу-герою, мы посетили два трагических места: памятник севастопольцам, погибшим во время освобождения города 7 мая 1944 года и мемориальный комплекс на территории разрушенной 35-й береговой батареи, воссоздающий место последнего рубежа обороны Севастополя конца июня - начала июля 1942 года.

Всем экскурсоводам, водителям автобусов и жителям Севастополя, с которыми удалось завязать короткое знакомство, я задавала один вопрос – насколько добровольным было присоединение Крыма к России? Мои собеседники искренне удивлялись.

«Я еще пойму иностранцев, которые спрашивают меня об этом, но почему вы, соотечественники спрашиваете? - Недоумевала экскурсовод. – Да, обесценилась гривна, и мы потеряли часть своих сбережений, да, мы переживаем кризис и непростой переходный период, да, мы подвержены военной угрозе... Но все это ничто по сравнению с возвращением в Россию. Мы испытываем только радость и счастье. В день референдума люди занимали очередь к избирательным участкам с четырёх часов утра - я занимала, мой отец занимал. Для людей было важно проголосовать «за». Потому что в последние 20 лет, год за годом, мы наблюдали, как преступно разрушают былое величие Севастополя – намеренно и цинично. Этот город - гавань и пристань Черноморского флота России и всегда им был. Останься Севастополь и Крым в составе Украины, сейчас по нему ходили бы натовские солдаты. Я просто не могу представить себе такого! Многие бы этого не вынесли».

Во время экскурсий по Крыму, в дни приезда-отъезда я замечала развешанные повсюду вопрошающие билборды: «Русская весна… Что дальше?» Только на одной рекламной конструкции был дан ответ: «Русская весна… Что дальше? Да хоть камни с неба! Мы на Родине»… На своей Родине хотелось бы как-то без камней с неба, ребята!

Самое ценное, что есть на «Тавриде» – это люди. Ради людей туда стоило ехать, лететь, плыть четверо суток туда и столько же обратно. Слёт сплотил между собой людей молодых, активных и образованных, людей думающих и людей деятельных. Любовь к Родине начинается не с футболок и кепок, которые нам раздавали на КПП в день заезда, не с гимна «Тавриды» в патетических интонациях и даже не с речей главы государства и его подчиненных. Любовь к Родине начинается с родной земли, с отца и матери, с отчего дома, с леса, реки и муравейника, что поблизости, с бабушек-соседок на лавочке. С самовоспитания и самообразования. Чувствовалось, что ребята из моей двадцатки – Игорь с Чукотки, Алексей с Ямала, Лена из Бурятии, Катя из Нового Уренгоя, Артем из Красноярска, Олеся из Севастополя и остальные, с кем довелось общаться, это понимали…