Каких граждан-горожан выпускает ежегодно школа? Что устраивает, а что нет в организации муниципального образования? Школа тысячами нитей связана с родительским сообществом, с местным самоуправлением, а также со всей страной и миром. Как они трансформируются в сознании педагогов и учащихся? Об этом мы поговорили с родителями ижевских школьников, проведя своего рода заочный «круглый стол».  

Что почём

Перед началом учебного года я каждый раз хватаюсь за голову – вы думаете, сколько стоит собрать ученика в школу? - говорит ижевчанка Марина, мать двух школьников. 

Форма в начальной школе теперь обязательна: если дети одеты одинаково, то не так заметно имущественное расслоения, дети не чувствуют ущербности, если нет средств. Да и дисциплине способствует. Начиная с 5 класса, форма становится более свободной. У нас только элемент общий - бордовый жилет (джинсы и кроссовки вообще под запретом).

Конечно, если в семье несколько детей школьного возраста, то часть одежды переходит от старших к младшим. Я слышала, что многодетным семьям даже компенсируют часть стоимости, потраченной на приобретение одежды для школы.

А так судите сами – 800 рублей жилет, брюки - 1000, 450 джемпер, две-три рубашки по 250, 150 водолазка, 300 спортивные штаны, кеды по 400, 525 школьный рюкзак (в магазине такой же уже обойдется в полторы тысячи). Ну, там всяких канцтоваров рублей на 400 – 500. Мы ищем, где дешевле, знаем, где идут распродажи.

Если говорить о педагогических кадрах, не секрет, что ряда специальностей в школах не хватает.
Старые уходят, молодежи нет. Средний возраст преподавателей 44 года. Их сейчас справедливо было бы назвать «репетиторами для ЕГЭ».

Молодые специалисты рассматривают работу в школе для себя как «запасной вариант», ради стажа. Дополнительные занятия для слабых учеников (репетиторство) из подработки превращаются чуть ли не в основной вид заработка.

Естественно, мы сравниваем то, как учатся наши дети, с тем, как мы сами учились. И я вижу, что часы на русский язык и литературу сократили; физика и химия остались по 1 часу в неделю, когда у нас было по два, а то и по три. Зато добавили физкультуру. 

Хорошо, с прошлого учебного года учебники бесплатно выдают, но директор уже предупредила, что на всех не хватит. А в том году эти бесплатные «выдачи» тянулись до января, то есть всё первое полугодие. Учителя раздавали распечатанные на принтере задания, чтобы как-то обойтись на уроках без книг.

Ну, у кого возможности позволяют, те скачивали с интернета учебники в электронном виде. Но опять-таки с планшетом или с ридером (электронной книгой) ребёнка в школу отправлять боязно – он дорогую вещь может потерять, разбить, могут и украсть. Да и увеличивать нагрузку на зрение за счет электронных средств обучения не хотелось бы – это плохо для глаз.

Одно с другим не стыкуется

Житель Ижеска 42-летний Олег считает, что сами учебники стали внешне более привлекательными. Там много картинок. Но содержание ни о чём, правила сформулированы расплывчато.

Мы столкнулись с тем, говорит он, что при большом разнообразии учебных программ между ними нет преемственности, и при переходе из школы в школу или из младшего звена в среднее происходит как бы разрыв. В одной и той же семье один ребёнок (младший) знает то, чего не знает старший по возрасту – а просто разные методики, и они не состыкованы. Я считаю, должно быть единство методик.

Хочется пожалеть педагогов, особенно в начальной школе. Она и бухгалтер – постоянно собирает какие-то деньги: то на мебель, то на обеды (а в столовой комплексы разные по стоимости!), то на охрану, то на ремонт. Во время каникул учитель еще и «маляр-штукатур». Сейчас речь идет о введении электронных регламентов для учреждений образования – значит, опять для учителя увеличится нагрузка по заполнению всевозможных дневников.

Средств из бюджета на оснащение школ выделяют мизер. Тут уж не знаю, как выкручиваться надо директору. Пластиковые окна мы ставили сами. За счет попечительских фондов комплектуют мебель, покупают камеры видеонаблюдения.

Попечительский взнос у нас сейчас 100 руб. в месяц с 1 ученика, да за охрану по 90 руб., но можно делать взносы товарами, работой или услугами.

Я резко возражаю против ЕГЭ. Пусть сейчас допускаются так называемые «пробные» ЕГЭ – сдавать можно будет трижды. Почему школьники уходят после 9 класса? Боятся ЕГЭ. Из-за этого страха дети находятся в таком психологическом стрессе, что даже есть случаи самоубийств. При этом географии не знают. А «проходной балл» по ЕГЭ по русскому и по математике нынче опять снизили (то есть опустили нижнюю планку, которая приходится на оценку «3»)!
Причем и ЕГЭ научились списывать и «покупать» задания. Нынешние отличники – это вчерашние хорошисты

Аппаратные «игры»

Меня пугает косность системы образования, её «обюрокрачивание», - говорит 36-летняя Людмила. Учитель превращен в маленького чиновника. Он бесправен. Как для всякого чиновника, зависящего от начальства, для него главное –хорошая, гладкая отчётность, поэтому деятельность приобретает характер имитации. Учитель думает не о детях, не о качестве образования, а о том, чтобы его начальство было о нём хорошего мнения. Для этого нужен высокий процент успеваемости, чтобы все были в форме, чтобы все родители вовремя сдали взносы.

А дети, если умом этого еще не понимают, так они это сердцем чувствуют, и привыкают, подстраиваются. Они тоже учатся имитировать. Поэтому такие страстные споры из-за баллов – уже малыши «выгрызают» себе оценку повыше. Всё нацелено на то, чтобы только устраивало начальство.

И такая «политика» идёт сверху, с управления образования. Учителей, школу цинично используют в ходе всевозможных выборных или очередных идеологических кампаний. При этом в каждом управленческом звене на первом плане – прагматизм, как достичь поставленной «сверху» цели: там «процент охвата» или еще какие-то «показатели». Совесть не при чем, и воспитывают таких же.

Учитель в такой системе не может хотеть учить, не хочет воспитывать. Это мертвая система. Исключения связаны с очень харизматичными руководителями. Но такие становятся проблемой для Системы, и она их либо «переламывает», либо изгоняет. В Ижевске мы такие ситуации знаем, и не одну.

В школе вечно царит «мобилизационный режим». При такой постановке дела «виноватыми» уже изначально становятся все – и педагоги, и родители, и учащиеся. И только «по милости и снисходительности» вышестоящего начальства нам «отпускаются грехи наши». 

Слушаем, но не думаем

Хочу сказать о детях, - говорит 40-летний Валентин. Заметно увеличиваются объём и скорость поглощения всевозможной информации, практически с момента рождения. Но результат этого не радует. Дети стали более инфантильными, беспомощными, шнурки завязать не умеют. Если в школе задан проект, они его самостоятельно выполнить не могут. Самое большее – сумеют содрать реферат с Интернета.

С книжками беда. Школа приучает смотреть и слушать. А надо заставить читать, потому что чтение развивает воображение, не только тренирует память, но выстраивает структуру мышления. Все нынешние новации - электронные книги, интерактивные доски – не имеют смысла. Улучшать то, что есть, не нужно.

Сейчас акцент сделан на визуальную информацию, которая формирует клиповое мышление. Дети не могут выстроить целостную картину. Когда читаешь текст, то в уме генерируешь «картинку», а нынешние мыслят готовыми «кластерами» образов, вложенных мультиками, играми.

При этом дети очень эгоцентричны, уверены в себе, у них хорошая самопрезентация.

До недавнего времени было много конкурирующих методик. Но в русле новых «идеологем» это множество приходит в противоречие с установками, их «выжигают». К примеру, прекрасно зарекомендовавшая себя методика преподавания математики в начальной школе по учебнику Людмилы Петерсон уже «не рекомендована» по ряду соображений, не имеющих отношения к образованию и воспитанию.

С этого года новое правило - каждому детсадовцу при поступлении в дошкольное учреждение заполняют медкарту. Это целый «альбом» формата А4. Его надо купить за 50 руб. в магазине «Бланки». И заполнить всеми специалистами - в поликлинике по месту жительства, но это долго и хлопотно. А в частной клинике – быстро и «всего» за 1500 рублей.

То же самое – для педагогов всех видов образовательных учреждений. Обязательный регулярный медосмотр, включая нарколога и психиатра. На самом деле, специалисты ничего не смотрят, уже приноровились – быстро подписывают, даже марку голографическую наклеивают. Это просто форма перестраховать свою ответственность.

Всё, связанное с душой, нельзя насаждать. На выходе получается взрыв. А на индивидуальном уровне – ненависть, неприятие…


В заочном «круглом столе» приняли участие четыре человека: Марина – 45 лет, мама двоих школьников; Людмила – 36 лет, мама третьеклассника; Олег – 42 года, отец пятиклассницы; Валентин – 40 лет, отец двух школьников.