А за кого голосовать? - задавали сами себе и своим знакомым риторический вопрос сотни тысяч жителей Удмуртии. И сами же себе отвечали: не за кого. После чего либо шли голосовать в подавляющем большинстве за того, кого президент Путин наделил полномочиями врио Главы УР, либо вообще никуда не шли. Вопреки прогнозам, в том числе, и моим, явка избирателей на выборы Главы УР из-за слишком ранней даты и отсутствия конфликта не упала, а осталось почти на том же уровне, что и на последних общереспубликанских выборах в Госсовет УР в октябре 2012 года.

По техническим причинам?

Отчасти стабилизация явки произошла за счет чисто технической процедуры с досрочным голосованием, в котором, как выяснилось после окончательного подсчёта голосов, приняли участие 6,9 процентов избирателей от числа проголосовавших. Два года назад досрочного голосования не было, поэтому сравнивать (много это или мало) не с чем. Однако помнится, что когда несколько месяцев назад в законодательство была внесена норма о досрочном голосовании, председатель Госсовета УР Невоструев сообщил в СМИ, что данная мера позволит увеличить явку на 1-2 процента. Получается, что тоже ошибся...

Между тем, даже если умозрительно исключить всю досрочку, явка на выборы Главы УР в Удмуртии не упала бы ниже 36 процентов. Это, конечно, мало, но не катастрофически мало, как, например, в той же Москве. Жители Удмуртии пришли на выборы, потому что так надо, это было их собственное решение.

выборы на 4-5-ю (4).jpg

Убедить избирателей сделать это с помощью наглядных агитационных инструментов никто особенно не пытался. В моём почтовом ящике, например, за всю выборную кампанию я обнаружил одну единственную листовку кандидата КПРФ Владимира Чепкасова, ещё пару раз читатели занесли в редакцию полученную ими на улице газету ЛДПР с листовкой кандидата от этой партии Андрея Маркина. Встречающийся кое-где на улицах баннер с надписью «14 сентября выборы Главы Удмуртии. Голосую за перемены к лучшему!» - по своему исполнению, мне кажется, «шедевр» того, как нельзя приглашать на выборы. Точнее будет сказать, бессмысленно. А за баннер, где одиноко идущий не в ту сторону, куда указывает стрелка, Александр Соловьёв со слоганом «Удмуртия. Перемены к лучшему!», наверное, кого-нибудь всё же уволят. Хотя, может, и не уволят, поскольку итоги выборов таковы, что умиротворят кого угодно. К тому же баннеров с агитацией на прошедших выборах Главы УР вообще было очень мало, а если сравнивать с тем, что происходило «при Волкове», их, можно сказать, и не было вовсе.     

Голосуй не голосуй...  

На мой взгляд, ключевым моментом возвращённых прямых выборов главы республики является вовсе не сверхвысокий результат Главы УР Александра Соловьёва, этот его результат при «микроскопических» псевдосоперниках был неизбежен. Главное в другом. В октябре 2012 года на выборах в Госсовет УР была пусть очень короткая, но довольно ожесточённая борьба, основным драйвером и раздражителем которой выступал президент Волков. Все копья были скрещены на его личности. И как эта драматургия отразилась на явке? На выборы 14 октября 2012 года пришли 41,2 процента от тех, кто имел право голоса. В прошлое воскресенье, 14 сентября при полном политическом штиле и с единственным слоганом политической кампании «За перемены к лучшему!» - 43 процента. Почему?

Почему активность избирателей, которых два года назад сразу несколько партий мобилизовывали на борьбу со многим уже надоевшим Волковым, сегодня (уже без Волкова) осталась на прежнем уровне? Таков, очевидно, итог отчуждения большинства людей от политики. Чтобы ни происходило там, наверху, выборы перестали восприниматься как демократический и законный инструмент коррекции состава власти. Ещё бы! За всю почти четверть вековую политическую историю в Удмуртии нет ни одного примера, когда бы представитель не то что оппозиции, но хотя бы так называемой «новой волны» или «новой силы» переборол кандидата (группу лиц или партию), представлявших правящую номенклатуру.

Диссонанс только что завершившихся выборов Главы УР заключался в том, что слоган «За перемены к лучшему!» не был подкреплён появлением новых людей, которые хотя бы издали, хотя бы чем-то могли ассоциироваться с переменами. Соловьёв за недолгий срок пребывания в статусе врио Главы УР, конечно, успел сменить достаточно много чиновников, но есть и такое мнение, что не столько сменил, сколько перетасовал. И уж, конечно, рекламный баннер, на котором директор зоопарка агитировала «За перемены к лучшему!» (теперь только при Соловьёве), ну никак не мог убедить в том, что это агитация именно «за перемены». Что при Волкове главным достижением «развития» Удмуртии был зоопарк, что, получается, и сегодня? 

Партбилеты на стол

Правда, есть одно серьёзное отличие прошедших выборов от тех, что проходили раньше. Это первые «беспартийные» выборы за последние десять лет. Да, все кандидаты выдвинуты партиями (это норма законодательства), да, все кандидаты, кроме Александра Соловьёва, рекламировали бренд своей партии. По другому и быть не могло, поскольку, не имея шансов на победу, все они просто заранее вкладывались в предстоящие в будущем году муниципальные выборы. К результатам выборов Главы УР эти их действия никакого отношения не имели.

Для понимания этого достаточно сопоставить итоги выборов в Госсовет УР в 2012 году по партийным спискам с итогами трёх кандидатов-партийцев: Чепкасова, Маркина и Логинова. Интересное, кстати, сопоставление получается. За ЛДПР — 50,3 тыс. голосов, за неформального лидера этой партии Андрея Маркина 14 сентября проголосовали всего — 17,7 тыс. голосов. Потерял по сравнению с партийным результатом двухлетней давности и кандидат Владимир Чепкасов. За КПРФ — 86 тыс. избирателей, за Чепкасова на прошлой неделе — 39,8 тыс. голосов. Кто почти ничего не приобрел и уж точно не потерял, так это кандидат «Коммунистов России» Сергей Логинов. За него проголосовали 14,2 тыс. избирателей, за его партию два года назад — 11,6 тысяч. Можно сказать, у этой партии в Удмуртии сложилось своё «ядро» (скорее всего, являющееся «осколком» КПРФ), и потому у партии нет перспективы серьёзного роста. 

Зато совершенно очевидно, что часть (и довольно большая) бывших избирателей КПРФ и ЛДПР на прошлой неделе голосовали не за кандидатов этих партий, а за «единоросса» Александра Соловьёва, который нигде, кроме как в сданных в ЦИК УР документах, не педалировал свою партийность. Можно сказать, что партизация выборов теряет прежнюю актуальность. Теперь главное не партии, а личности. Но с личностями дело обстоит ещё хуже, чем с партиями. Слишком долго нивелировали политическое поле страны, и «волковская» Удмуртия, естественно, не была исключением.

Лишь бы не заснуть

Что дальше? На мой взгляд, политическое поле Удмуртии должно «отдохнуть». Правда, один из моих френдов в Фэйсбук Александр Радевич уже написал в ответ на это мнение: лишь бы опять не заснуть. Есть, конечно, такая угроза. Особенно, если итоги выборов Главы УР его аппарат будет расценивать как грандиозный успех. Не стоило бы им так окрыляться, под «отдохнуть» я совсем не имею в виду то состояние, в котором жила «волковская» номенклатура в последние годы. Всё же только начинается.

 

Итоги голосования на выборах Главы УР 14 сентября 2014 г.

Александр

Соловьёв

 441 676 (84,84%)

 

Владимир

Чепкасов

39 806 (7,65%)

 

Андрей

Маркин

17 650 (3,39%)

 

Сергей

Логинов

14 231 (2,73%)

 

 

Итоги голосования за партийные списки на выборах в Госсовет УР 14 октября 2012 г.

«Единая

Россия»

 265 495 (53,19%)

 

КПРФ

 

 86013 (17,23%)

 

ЛДПР

 

 50 335 (10,08%)

 

«Коммунисты

России»

 11 553 (2,31%)

 

 

Сравнение явки на выборы Главы УР (14.09.2014) и на выборы депутатов Госсовета УР (14.10.2012 г.)

выборы

 

На 10:00

 

На 12:00

 

На 15:00

 

На 18:00

 

На 20:00

 

Выборы депутатов Госсовета УР, 14.10.2012

 

5,84%

 

16,92%

 

28,29%

 

36,07

 

41,22%

 

Выборы Главы УР 14.09.2014

 

8,89%

 

19,18%

 

29,54%

 

37,22%

 

43,07%

 

 

Итоги голосования за победителя на выборах высшего должностного лица Удмуртской Республики (президента УР, главу УР), период с 2000 по 2014 г.г.

 

2000

 

2004

 

2014

 

Волков А.А.

 

228 442

 

437 509

 

-

 

Соловьёв А.В.

 

-

 

-

 

441 676 (84,84%)

 

Структура избирателей Удмуртии в территориальном разрезе

табл5.jpg

Структура участия в выборах Главы УР в территориальном разрезе

табл6.jpg

Структура избирателей, проголосовавших за кандидатов в Главы УР

табл.jpg