Как показал сотрудникам полиции один из жителей дома № 22а по ул. Советской, он проснулся в половине пятого утра от звуков пилы и, выглянув в окно, увидел, что рушатся на землю кроны клёнов. Значит, к работе приступили, едва развиднелось – часа в четыре… Его жена выскочила на улицу в тапках на босу ногу. Именно ей чудом удалось отстоять от пилы последнее из «приговорённых» деревьев, но след от пилы на его стволе всё же остался. Остальные деревья безмолвно валялись на месте преступления. Как трупы на месте казни.

В пятницу накануне дня выборов в редакцию «Д» позвонил не представившийся мужчина, который в разговоре подчеркнул, что звонит инкогнито. Он сообщил, что в понедельник, в семь часов утра на бульваре Гоголя начнутся работы: спилят 16 деревьев, выроют траншею под коммунальные сети и установят забор вокруг стройплощадки. Звонивший подчеркнул, что все разрешительные документы уже подписаны.

Оснований сомневаться в том, что инсайдер сообщил достоверную информацию, у меня не было – он грамотно называл все документы, предшествующие началу любого строительства, проявил осведомленность в том, кто является заказчиком и генподрядчиком строительства. Знал имена и детали. Источник ошибся только в одном: в 7 часов утра деревья на бульваре не начали пилить, а закончили. Всё остальное уже не имело значения.

О полученной информации я сообщила защитникам бульвара. Они, со своей стороны, начали обзванивать администрацию Главы УР и Главного федерального инспектора по УР, поскольку именно из этих инстанций перед выборами активисты получили публичную поддержку в их противостоянии с застройщиком. И.о. Главы УР Александр Соловьёв в июле даже принял в своём кабинете группу экоактивистов и обещал не дать в обиду аллею. В августе произошла еще одна встреча – уже прямо на бульваре, под запись многочисленных камер. Этот сюжет прошел уже в рамках агитационной кампании главного кандидата. Таким образом, граждане, конечно, были обнадёжены. Но случилось то, что случилось.

Утром в понедельник, 15 сентября, каких только нелестных и нецензурных эпитетов не наслушалась я, пока стояла на месте вырубки… Пенсионерка Майя Пермитина рассказала мне, чуть не плача, что она лично обзвонила в пятницу все инстанции, обещавшие поддержку. И зам руководителя администрации главы УР Сергей Сабуров якобы даже обещал прийти утром в понедельник на место ожидавшейся рубки. В приёмной ГФИ по УР сотрудница его аппарата сказала: «Что же мы можем поделать?..».

Как рассказала Майя Пермитина, в пятницу у защитников бульвара сложилось впечатление, что сообщение было ложным, поскольку забора на месте предстоящей стройки они не обнаружили (передаваемая по «глухому телефону» информация исказилась – будто забор поставили еще до выборов). Сообщившего об ожидаемом спиле деревьев объявили «провокатором», который будто бы таким образом пытался повлиять на ход голосования в пользу конкурентов Александра Соловьёва. Такой расчет выглядел бы наивным, поскольку всех избирателей, которые могли бы проголосовать против Соловьева по этим обстоятельствам, ну, в лучшем случае, человек 15-17. И они явно не делали погоды в целом по республике.

Но тот факт, что пилить начали, не дожидаясь рассвета, задолго до времени, когда Административным кодексом разрешены всякие строительные работы, производящие шум, тоже о многом говорит. Значит, всё-таки ожидали и опасались гражданского сопротивления. А в семь утра на месте уже находился наряд полиции. Да, сотрудники полиции не вмешивались в действия «лесорубов», они скорее отбивались от наседавших на них граждан. Но, по большому счету, ни те, ни другие не были «крайними» в этой грустной истории. Мужиков с пилами наняли за деньги; полицейских вызвали те, кто рано проснулся… Все решения принимались где-то там, наверху. Согласовывались с главными «начальниками», до которых защитникам не дотянуться.

Полиции и гражданам исполнители работ предъявили два документа. Один – разрешение № 168 от 16 мая 2014 года – на вырубку (таксацию) шестнадцати клёнов остролистных. Разрешение подписано старшим специалистом отдела экологии и природных ресурсов Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Ю.В. Шельпяковой. Второй документ – разрешение на строительство № «1031800554400»-«89», выданное еще летом 2008 года «Ижкомбанку». Четырежды продлённый, сегодня этот документ «актуализирован» уже для ООО «Строй-Капитал» на срок до 13 мая 2015 года включительно. Разрешение на строительство первоначально подписано тогдашним руководителем Управления архитектуры и градостроительства (ГУАиГ) В.В. Некрасовым. Продлевалось его «сменщиком» на посту В.И. Зыряновым, затем замом А.А. Толкачевым.

Еще в августе текущего года защитники бульвара отнесли в прокуратуру заявление с требованием провести проверку этих документов. «Проверяют» до сих пор.  Из единичных реплик мужчин, осуществлявших вырубку, мне удалось понять, что срублено 15 деревьев (шестнадцатое доконали днем), что граница стройки пройдет по одному из колодцев канализации, устроенных еще в июле, а дальше в сторону аллеи пойдет территория «благоустройства», лавочки, кустарничек, то да сё. То есть застройщик жестко гнёт свою линию на внедрение в жизнь проекта, вторгающегося на южную оконечность аллеи, против чего яростно возражали жители окружающих домов.

Вырубленные нынче клёны – это та самая «спорная десятина», которая уродует «устье» бульвара, смещая будущую (если она будет) входную группу на аллею в сторону гимназии № 24. Просторной и прямой, как она была до утра этого понедельника, кленовая аллея уже никогда не будет. «Жертва» принесена.

Зачем было делать это так, в прямом и переносном смысле, топорно? Ведь в буквальном виде поставлена под удар репутация только-только избранного Главой УР Александра Соловьёва. Для граждан и властей, пытающихся вернуть авторитет среди активной части общества, - это большой урок. После такой показательной «рубки» возвращать авторитет придётся фактически заново.