Кампания же «Книжный вызов» - куда более познавательна. Перефразируя известное изречение «Скажи мне, кто твой друг…» (а книга – конечно, друг! иначе кто бы вообще стал их читать), давайте посмотрим, что и как читают известные в городе люди.

В Ижевске акцию «Книжный вызов» придумал Григорий Коган, директор компьютерной фирмы «Пиком», человек, тесно связанный с окружением Льва Гордона, руководителя Восточно-Европейского университета (МВЕУ), который, в свою очередь, является своего рода «базой» для Ассоциации развития города (АРГО). А та всячески содействует созданию некой «интеллектуальной ауры» вокруг сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина.

Хотя вряд ли правильно будет сказать, что Коган - «придумал». Потому что подобные опросы – одно из любимых «правил» хорошего тона. Всегда интересно узнать, что лежит на ночном столике у богатых и знаменитых. И заодно «помериться интеллектом». К тому же на одном из стендов книжного фестиваля «Читай, Ижевск!» были выставлены на общее обозрение списки книг и авторов, составленные российскими VIP-персонами (включая Путина), названные в контексте фестиваля «Книги из коллекции».

Сами по себе ответы на «книжный вызов» тоже в изрядной степени «засветили» «ответчиков» как людей, не чуждых «bell lettr», склонных к изящной словесности. Так, ответу проректора ИжГТУ Александра Балицкого (старшего) предшествует целая «новелла» о том, как и где он пристрастился к чтению. Весьма, кстати, любопытная и сюжетно, и содержательно. И, главное, хорошо написанная. Ясным русским, грамотным языком, который при общении в Сети, как известно, претерпевает всевозможные «упрощения» и «вольности». Для примера цитата: «С малых лет сиживал дома один, поскольку родители денно и нощно были на работе, а потому занятий было два - сидя-лежа на широченном подоконнике (благо он был дореволюционного происхождения, как и дом-усадьба, от какого-то польского пана) или слушать радиопередачи, или разглядывать изумительные иллюстрации Большой Энциклопедии проф. Южакова (1896)... <…> А книжное раздолье было в доме невероятное... Да какие издания (что осознал только с годами!) - прижизненные Пушкин и Лермонтов, Братья Гранат, масса собраний сочинений... Так стал заядлым книгочеем - перечитал все, что было в отцовской библиотеке. Все подряд перечитал!». Как истинный «гурман», Балицкий, понятное дело, не сумел втиснуть себя в рамки «техзадания» и вписал в свой список 13 авторов и почти два десятка произведений (а если считать такие ремарки, как «Шолом-Алейхем, почти всё», то и много-много больше).

Куда более лаконичен и саркастичен оказался склонный к провокации депутат-художник Энвиль Касимов. Во-первых, он сразу слегка с вызовом известил читателей, что он-де не участвует ни в каких флеш-мобах. Но вот – снизошел. И дальше строго с 1 по 10 номер, где первые три – это части одной Библии. Далее – еще одна «библия», мусульманская, Коран. Потом еще одна «библия» - Дао Де Цзин, «Книга о Пути и Силе» (другой перевод – «Книга Пути и Достоинства»), «библия» даосизма. Конфуций, Ницше и… Агния Барто. Ну, стильно, парадоксально, художественно. Молодец.

В отличие от Касимова, ответ вице-президента ижевского клуба «Что? Где? Когда?» Михаила Эстрина весьма пространный. Он поясняет, где и когда встретился с той или иной книгой, как она выглядела, какое впечатление произвела. В этом описании мы найдем и автобиографические (как у Балицкого) штрихи – на всю жизнь «ушибленный» самарским стройбатом. В его списке «предсказуемые» (для тех, кто знает Эстрина) Туве Янссон (финский автор, писавшая по-шведски для детей, её герой – Мумми-тролль), Агата Кристи, Роберт Хайнлайн. Но и – Евангелие от Луки; учитель и друг многих ижевских «умников и умниц», умерший два года назад Сергей Дерендяев.

Весьма любопытной оказалась «десятка» книг сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина. Чувствуется, что умных советников в данном вопросе у него просто нет. Этот самый, наверное, упоминаемый в столице Удмуртии чиновник сразу предупредил читателей: «Поскольку сейчас практически не остается времени на чтение художественной литературы, моя десятка будет, в основном, состоять из деловых и специализированных книг». Кто бы сомневался! А вот и сама «десятка»:

1. Вячеслав Летуновский – «Менеджмент по Суворову»

2. Тим Демарко – «Deadline. Роман об управлении проектами»

3. Бенджамин Франклин – «Время – деньги!»

4. Джеффри Пфеффер – «Власть»

5. Чарльз Лэндри – «Креативный город»

6. Роберт Кийосаки – «Богатый папа, бедный папа»

7. Вукан Р. Вучик – «Транспорт в городах, удобных для жизни»

8. Стивен Кови – «7 навыков высокоэффективных людей»

9. Байрон – «Дон Жуан»

10. Клейсон Джордж – «Самый богатый человек в Вавилоне».

В «Живом журнале», откуда я скачала «список Агашина», есть один-единственный, насквозь льстивый комментарий, оставленный неизвестным под ником antitheza: «Надо будет кое-что почитать из списка!». Чувствуется, что подхалим и сам не из книгочеев.

Честно признаюсь, что из всего «агашинского» списка мне оказался знаком только Байрон, и того я лишь «пробежала по диагонали» - он мне показался ходульным и выспренным. Зато не поленилась посмотреть, что это за «чтиво» - «Богатый папа, бедный папа». О, это вещь! Уже одно то, что на первом же сайте, где я её нашла, есть приписка, что до сих пор к ней не придумали аннотацию! Предлагаю свою – это книга для тех, кто считает, что жизнь и карьеру сегодня определяет не уровень знаний, компетенции, ум, талант, а – умение «управлять денежным потоком». По сути, это инструкция «как стать очень богатым».

При этом перевод с английского сделан весьма небрежно, «деревянным» языком, многие фразы «угловаты», звучат не совсем по-русски. Читаешь и ощущаешь себя «лузером», который никогда не сможет достичь тех «высот», где начинаются «лексусы» и «кадиллаки», Майами, виллы с голубыми блёстками бассейнов. Указав на эту книгу, как на вещь, которая «произвела впечатление и повлияла на меня» (условие, поставленное инициатором флеш-моба), Денис Владимирович, можно сказать, «расписался» в том, сколь жизненно важен, принципиален для него денежный эквивалент успеха.

А ведь он человек и так далеко не бедный, не только как чиновник, способный влиять на «распил» городской казны, но и как «физлицо», имеющее возможность совершать сделки купли-продажи на десятки миллионов рублей. Но, видимо, мало… И уровень потребления, достигнутый условными «тимченками» и «роттенбергами», не даёт покоя. А «ключ» к достижению – власть, пусть и понимаемая «по-книжному».

Владимир Путин и Захар Прилепин не были участниками ижевского флеш-моба, но в центре книжного фестиваля «Читай, Ижевск!» стоял стеллажик с портретами, а рядом – список «Книги из коллекции». Прилепин: С. Беляков. Гумилёв, сын Гумилёва. Д. Гуцко. Бета-самец. Д. Быков. Блаженство. А у «нашего всего» еще лаконичнее – О. Хайам, Д. Лондон, Ж. Верн, Э. Хемингуэй, И. Тургенев, М. Пришвин, С. Витте, И. Ильин. Поскольку из всего списка менее других мне был знаком Ильин, обратилась к Википедии – философ, публицист, автор «русской идеи», сторонник «великой и неделимой»… Теперь буду знать, кто так повлиял на мировоззрение главы государства.