Двенадцатой же она считается, начиная отсчёт от первой ярмарки, прошедшей шесть лет назад. Сначала ярмарки проводились один раз в год, затем их решили сделать сезонными. Ярмарка проходит при поддержке Правительства УР, администрации г. Ижевска и Удмуртской торгово-промышленной палаты.

Мария Чунтомова отмечает, что год от года популярность ярмарки растет – всё больше заявляется участников, больше приходит посетителей. Впрочем, последние цифры этой тенденции не подтвердили. Тем не менее, с осени прошлого года ярмарка проходит сразу в двух павильонах - на Кооперативной, 9 и на Центральной площади.

Согласно пресс-релизу, выпущенному к ярмарке, нынче свои товары представили 210 предприятий (в 2013 г. - 211). При этом численность местных, удмуртских предприятий-участников несколько сократилась. В прошлом году — 71, нынче только — 50 участников. «Посетительский» рекорд прошлого года в 60 тысяч человек нынешняя ярмарка не превзошла: счетчики зафиксировали порядка 50 тысяч.

на 19-ю (1).JPG

География участников – Украина и 35 российских регионов. Среди них практически вся Центральная и Приволжская Россия. «Визитной карточкой» регионов были пуховые платки из Оренбуржья, одежда из костромского льна, покровские расписные пряники, еврейские хрустящие лепёшки. Не переставали стоять очереди к секциям «Рыбак Камчатки», «Копченое сало Кубани». Вообще, купить можно было всё, от носков-трусов до шубы с валенками.

Я спросила Марию Чунтомову, как ВЦ «Удмуртия» формировал пул участников? По её словам, есть «костяк» постоянных участников, которые всегда охотно откликаются на приглашение принять участие в ярмарке. Плюс к этому еще делается электронная рассылка. В этот раз из 210 участников 56 предприятий впервые приняли участие в традиционной для Удмуртии ярмарке.

Пока мы беседовали с представителем оргкомитета, в эту секцию то и дело обращались люди. Кто-то из торговцев просил сделать потише трансляцию музыки, а то не слышно, что говорит покупатель. Пожилая посетительница интересовалась, почему нынче нет розыгрыша призов? Я спросила, что это такое? Оказывается, в первые годы, для «раскрутки» бренда на ярмарке раздавали купоны среди посетителей, а потом разыгрывали на них бытовую технику. Но сейчас таких «приёмов» уже не требуется – ярмарка прочно заняла своё место среди популярных массовых мероприятий, проводящихся в столице Удмуртии.

на 19-ю (3).JPG

Зато нынче на ярмарке были другие интересные придумки. Так, мы побывали на «народной дегустации» колбас на «Территории вкуса» в павильоне «А» на ул. Кооперативной. Кроме мясных изделий, в другие дни здесь проводились дегустации молочных продуктов, мороженого, мёда.

Колбасная дегустация проходила так: в нарезанном виде различные сорта колбас были выставлены просто под номерами, а в анкете посетители должны были поставить галочку напротив номера, который пришелся по вкусу. В итоге «лидерами» колбасной дегустации стали два сорта колбасы из Дебёс — варёная «Говяжья» и варёно-копченая «Московская». В категории копчёных победили «Охотничьи колбаски» из Увы. А среди деликатесов — колбаса «Телячья» от «Воронежского фермера» (г. Балашиха Московской области).

Между павильонами «А» и «Б» все дни сновали бесплатные маршрутки. И, как мне показалось, народ уже не по разу побывал и там и там. Деньгами не то что бы сорили, но кошельки открывали охотно. И ассортимент радовал, и модели одежды были интересные. Но вот совокупный товарооборот ярмарки узнать так не удалось – экспоненты не докладывают устроителям ярмарки, много ли они наторговали. Может быть, коммерческая тайна? Но лично я оставила там больше пяти тысяч. И не жалею. На память от ярмарки осталось пальто из Самары, капли из «Монастырской аптеки» и носки из крапивы.