Россия

Когда в начале нулевых в нашей стране шло обсуждение закона об ОСАГО, представители страхового лобби уверяли, что ежегодные взносы водителей будут в диапазоне 600-1000 рублей. После того, как 1 июля 2003 года закон вступил в силу и дымовая завеса из обещаний рассеялась, оказалось, что за годовой полис большинство автовладельцев должны были заплатить более 2000 рублей.

При этом не нужно забывать, что никто не освобождал наших автолюбителей от транспортного налога и оплаты техосмотра. Поборы с автовладельцев идут со всех сторон и в совокупности явно превышают все мыслимые пределы. Платить надо за регистрацию транспортных средств, обмен водительских удостоверений, выдаваемых на срок 10 лет, за медицинские справки, за услуги автостоянки и многое-многое другое.

Любопытно, что в 2003 году российские законодатели безропотно утвердили все предложения страховщиков. К примеру, полис ОСАГО на целый год для моего автомобиля стоил 2500 рублей, что тогда составляло половину средней зарплаты по Удмуртии. Однако полис на те полгода, что я езжу на машине, обошелся мне вовсе не в 1250, а в 1800 рублей. Считаю, что это абсурдная политика, ибо водители, которые ездят лишь в течение полугода, делают это в летний период. А летом, как известно, вероятность совершения аварий во много раз ниже, чем зимой!

Собственно о нововведениях в российский закон об ОСАГО 2014 года я расскажу чуть ниже. А пока предлагаю познакомиться с теми законами, что действуют у наших ближайших западных соседей.

Германия

В этой стране ОСАГО должно иметь любое механическое средство передвижения, которое может развивать скорость более 6 км/час. Базовые суммы страховок в разных компаниях составляют 20-30 %
от средней ежемесячной зарплаты в этой стране.

Размер страховой суммы зависит в первую очередь от опыта водителя. Поэтому самый большой взнос платят новички, только что получившие водительские права. Причем возраст водителя во внимание не принимается. Граждане, получившие водительские права в 40 или в 18 лет, попадают в одну ту же категорию и должны платить 245% от базовой суммы страховки.

Немецкая тарифная сетка имеет 29 ступеней, и самый низкий годовой взнос составляет 30% от базовой суммы (в России – 50 %). Его может получить водитель с 22-летним безаварийным стажем. Если он все же станет виновником аварии, то его переместят на 14 ступеней вверх. Поэтому для немцев часто бывает выгоднее возмещать ущерб от ДТП без обращения в страховую компанию. Если при аварии пострадали люди, присутствие полиции на месте ДТП обязательно. Когда пострадавших людей нет, рекомендуется вызывать полицейских только в том случае, если сумма ущерба составляет более 1000 евро.

Стоимость полиса зависит от места эксплуатации автомобиля - важную роль играют плотность населения, дорожная инфраструктура и даже статистика аварийности. Педантичные немцы учитывают даже то, ставится ли автомобиль в гараж (либо закрытый двор) или оставляется на ночь на улице. Владельцы гаражей и собственных домов получают скидку до 10%, так как считается, что они лучше следят за состоянием машины и ездят более осмотрительно. По тем же критериям семьи, имеющие детей до 16 лет, тоже получают 10% скидки от базовой суммы.

Учитывают немцы и возраст автомобиля. На машину моложе 3 лет дается скидка 7,5%. Автомобилям в возрасте от 3 до 6 лет не положены ни скидки, ни надбавки. А для машин старше 6 лет, без какого-либо возрастного потолка, существует надбавка в 12% от базовой страховой суммы.

Самым любопытным фактором, определяющим стоимость полиса в Германии, является годовой пробег автомобиля, который равен 15 000 км. При пробеге меньше этой нормы дается скидка в 10%. Тем же, кто намотает за год более 20 000 км, стоимость страховки увеличивается на те же 10%. Можно представить, что в случае внедрения подобной практики в России наши сограждане легко нашли бы способ получить вожделенную скидку…

Польша

«Автогражданка» в Польше имеет значительные отличия от нашей. Стоимость годового полиса равна половине месячной зарплаты и ощутимо возрастает по мере старения автомобиля. В ряде страховых компаний тариф зависит также от возраста самого автовладельца (пожилые платят больше). Некоторые компании устанавливают собственные поправочные коэффициенты - например, за возобновление страховки в той же фирме они дают скидку до 15%.

За 3 года езды без аварий полагается скидка 60% от базового тарифа. Для женщин предусмотрена скидка 10% (считается, что они ездят аккуратнее мужчин), но только в случае, если, кроме них, никто не садится за руль данной машины. Пенсионеры, а также граждане, страхующие второй автомобиль в семье, получают право на 5% скидки. Польские страховые компании предоставляют существенные скидки тем клиентам, которые в едином пакете страхуют ОСАГО и сам автомобиль.

Чехия

В этой стране стоимость полиса ОСАГО зависит, прежде всего, от объема двигателя автомобиля. В среднем она составляет 40% от среднемесячной зарплаты. Поправочные коэффициенты определяются системой «Бонус-Малюс». Это означает, что водитель, ездивший в течение года без аварий, при продлении полиса получает 5% скидки. И так за каждый последующий год безаварийной езды. За 10 лет можно получить скидку в 50%, то есть в два раза удешевить свой платеж по ОСАГО. Водители, которые создали страховые случаи, должны на следующий год платить на 5% больше. И эта сумма также будет возрастать из года в год, если страховые случаи будут повторяться.

Нетрудно заметить, что российский закон об ОСАГО почти в неизменном виде был «слизан» с действующего в Чехии. Однако и тут не обошлось без поправок в худшую сторону. Основное отличие заключалось в том, что в России до недавнего времени ущерб возмещала страховая компания виновника ДТП, тогда как во всем цивилизованном мире это делает компания, в которой застрахован потерпевший.

Хотели как лучше

Количество поправок, внесенных в закон об ОСАГО впечатляет - это целых 97 страниц текста! За одиннадцать лет существования в закон вносили изменения 24 раза, но поправки, сделанные в текущем году, носят поистине глобальный характер. Самое главное то, что ОСАГО выводится из-под юрисдикции Закона о правах потребителей, что, по мнению многих юристов, приведет к еще большему затягиванию выплат страховыми компаниями и ущемлению прав десятков миллионов российских автовладельцев.

Изменения в закон вносятся в три этапа. Так, со 2 августа начал действовать принцип прямой выплаты ущерба (ПВУ). Это значит, что в ДТП, в котором участвовало 2 автомобиля и вред причинен только имуществу, за выплатой следует обращаться в свою страховую компанию. Кроме того, установлены штрафы до 50 000 рублей для сотрудников страховых компаний за необоснованный отказ в оформлении договора ОСАГО или навязывание дополнительных страховых продуктов.

С 1 сентября появилась возможность выплаты по ОСАГО путем направления автомобиля на ремонт (если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания). Так же к этой дате Банк России должен был утвердить Единую методику независимой технической экспертизы.

С 1 октября повышен лимит выплат по ущербу имуществу со 120 000 до 400 000 рублей. Кроме того, теперь каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 000 рублей вне зависимости от количества потерпевших.

Для столичных регионов до 400 000 рублей увеличен размер выплат по Европротоколу (оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД), но при условии предоставления фото- или видеосъемки и данных навигационных систем. Что касается остальных регионов России, это правило вступит в силу только 1 октября 2019 года.

Между тем, чтобы указанные поправки реально заработали, необходимо принять очень большое число подзаконных актов. Эту задачу не удалось выполнить в установленные сроки. На момент написания данного материала Единая методика независимой технической экспертизы до сих пор находилась на согласовании в Минюсте России. Более того, в страховые компании Удмуртии до сих пор не поступили бланки полисов ОСАГО нового образца.

Понятно, что за все «удовольствия» необходимо платить. Законодатели дали добро на увеличение тарифов по ОСАГО на 30%. Напомним, что суммы выплат при наступлении страхового случая увеличиваются не на четверть, а в разы. Это решение повергло в настоящий шок представителей страхового бизнеса, которые ожидают скорого и неминуемого коллапса на рынке ОСАГО…