Как было, как стало

Для начала разберёмся с предметом. Государственная служба подразделяется на военную, правоохранительную и гражданскую. Кроме того, существует служба муниципальная. Именно последние две категории работников для краткости принято назвать госслужащими, то есть чиновниками.

По данным Центрального статуправления СССР, в 1991 году в Советском Союзе проживало 293 миллиона человек. При этом общее количество госслужащих (без учета партийного аппарата) составляло 2,39 миллиона человек. То есть в СССР было 8,1 госслужащих на тысячу жителей.

В настоящее время в России проживает 142 миллиона человек, что в два раза меньше чем в СССР. Логично было бы предположить, что количество госслужащих в нашей стране должно тоже уменьшиться в два раза, до 1,2 миллиона человек. Однако по официальным данным их число составляет лишь чуть более миллиона человек. Получается, что количество чиновников в современной России на тысячу жителей составляет всего 7,3 или на 10 процентов меньше, чем во времена СССР!

О том, как Россия смотрится по данному показателю в сравнении с другими странами, мы поговорим ниже. Скажем и о том, как и за счет чего удалось достичь таких внешне благоприятных цифр.

Кто где трудится

Итак, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ (в просторечии - Росстата) на конец первого полугодия 2014 года численность госслужащих в нашей стране составила 1 042 500 человек. Любопытно, что львиную долю этой более чем миллионной армии, а именно 71 процент, составляют женщины. Баланс между сильным и слабым полами соблюдается лишь в федеральных министерствах, работающих в Москве. То есть за счет чиновников высокого ранга, которые почти все мужчины.

Из общего числа российских госслужащих в федеральных органах власти трудятся 504 300 человек, в региональных – 211 600 человек, на муниципальной службе – 326 600 человек.

Здесь проницательный читатель может возмутиться тем, что количество служащих федеральных органов превышает число служащих региональных органов. Как говорил чеховский герой: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», так как Москва у нас всего одна, а регионов более восьми десятков. Однако дело обстоит именно так, поскольку, помимо региональных министерств и ведомств, существуют еще и территориальные органы федеральных властных структур. К их числу относятся Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор и многие другие, которые подчиняются напрямую Москве, но сидят и в столице, и в регионах. Зарплату, соответственно, тоже получают из федерального бюджета.

Дмитрий Медведев неоднократно называл ситуацию в административной сфере России неудовлетворительной и призывал уменьшить число чиновников. «Значительная часть функций, исполняемых государственными органами, должна быть передана на реализацию в негосударственный сектор. Это позволит значительно сократить численность чиновников и муниципальных служащих» - заявил он.

Несмотря на это благое пожелание, ряды российских госслужащих не сокращаются, а, наоборот, пополняются. Для сравнения, в 1999 году (последнем году правления Бориса Ельцина) их было 752 100 человек. Таким образом, за 15 лет количество госслужащих  в нашей стране выросло более чем на треть.

А в Европе – больше!

Подсчитать число чиновников в зарубежных странах довольно затруднительно, ибо национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее, оказывается, что в России далеко не самая большая официальная численность бюрократии.

Меньше всего госслужащих насчитывается в Индии (2,9 бюрократа на 1000 населения) и Казахстане (5,1). Что касается Китая, который считается примером динамичного развития общества и экономики, он имеет практически идентичный российскому показатель (7,2). В Германии, США, Японии, Испании и Израиле численность чиновников составляет 10 - 11  человек на тысячу граждан. В скандинавских странах и Канаде госслужащих на тысячу жителей в разы больше, чем в России.

Отсюда можно сделать неутешительный вывод о том, что число госслужащих напрямую никак не связано с благополучием страны. Есть богатые государства как с большим, так и с меньшим числом чиновников. Однако бедные государства тяготеют к поддержанию малого количества чиновников, поскольку огромная армия управленцев для них просто не по карману.

451 не по Фаренгейту

Официальный сайт Главы и Правительства Удмуртской Республики в разделе «Государственная гражданская служба» (www.udmurt.ru/about/government/service/) содержит «не первой свежести» информацию по данному вопросу: «В 2011 году численность гражданских служащих Удмуртской Республики составила 2154 человек». Следует понимать, что это численность чиновников только республиканских органов власти (именно их в данный момент сокращают на 15 процентов). То есть эта цифра не учитывает муниципальных служащих и работников территориальных федеральных органов власти.

Так сколько же чиновников официально числится сегодня в Родниковом крае? Сайт Росстата (www.gks.ru) выдает по итогам первого полугодия 2014 года в Удмуртии следующие цифры: региональные органы власти – 1703, территориальные органы федеральных органов – 4017, муниципальные – 3677. Итого 9397 госслужащих, что составляет 6,2 человека на тысячу жителей. Напомню, что это гораздо ниже общероссийского показателя (7,3).

Но тогда непонятно, куда из официальной статистики за последние три года испарился 451 госслужащий Удмуртии? Как бы то ни было, после того, как до конца текущего года будет сокращено еще 255 человек, общее количество чиновников составит 9142 (это ровно 6 человек на тысячу жителей).

Наконец, надо пояснить и «секрет Полишинеля», благодаря которому Россия официально имеет столь же низкий процент госслужащих, как прогрессивный Китай.

Реальное число госслужащих в России, конечно же, намного превышает заявленное – эксперты называют цифру не менее 1,5 миллионов человек (то есть 10,6 на тысячу жителей). Дело в том, что значительная часть людей, работающих на государство, не состоят на службе ни в государственных, ни в муниципальных органах власти. Просто «под» каждым ведомством существует несколько государственных учреждений (они бывают казенными, бюджетными либо автономными), которые обеспечивают исполнение функций органов власти.

Не редкость, что работники подведомственных «контор» работают в одном и том же помещении с госслужбистами и выполняют точно такую же работу. В Европе всех этих людей официально признают госслужащими, оттого там гораздо более высокий процент чиновников, чем в России.

На работу или на праздник?

Госслужащие России до сих пор не имеют официально установленного профессионального праздника. Но во многих странах такие праздники есть, в том числе у наших ближайших соседей – на Украине и в Казахстане.

На сегодня в России праздник чиновников учрежден лишь в Ульяновской области, где он отмечается 9 декабря. Однако в августе прошлого года губернатор Пензенской области Василий Бочкарев выступил с инициативой о введении в России Дня государственного служащего. Он предлагает отмечать его 24 января, так как именно в этот день в 1722 году Петр Первый утвердил закон об иерархии госслужбы в Российской империи - «Табель о рангах всех чинов». Бочкарев просил также рассмотреть вопрос о включении нового праздника в перечень нерабочих дней.

Депутаты Совета Федерации РФ данную инициативу пока не поддержали. Но, в случае положительного решения, новый праздник мог бы стать хорошим подарком госслужащим Удмуртии, которые работают под руководством Виктора Савельева, чей день рождения как раз приходится на эту же дату - 24 января.