Последний бой

5 ноября 1918 года началось наступление Красной армии на Ижевск с целью подавления Ижевско-Воткинского восстания против Советской власти (эти города находились в руках восставших соответственно с 8 и 17 августа).

Дивизия под командованием Вольдемара Азиньша (в советских источниках он упоминается как Владимир Азин) наступала со стороны Агрыза. Заняв Завьялово, азинцы начали артиллерийский обстрел жилых кварталов Ижевска, который вызвал многочисленные пожары. Решающее сражение за город произошло 7 ноября и отличалось особым ожесточением и большими потерями с обеих сторон.

Считается, что в ходе боя за Ижевск впервые в гражданской войне была применена психическая атака (она показана в фильмах «Чапаев» и «Адмиралъ»). Ижевские офицеры видели подобные атаки немцев в Восточной Пруссии и, по причине острой нехватки патронов, решили повторить этот опыт. Цепи повстанцев шли как на параде с винтовками наперевес, но без выстрелов. В рядах атакующих было несколько гармонистов, гудел заводской гудок, били колокола Михайловского собора. Приблизившись к позициям красных, повстанцы бросились в рукопашный бой, используя штыки и ножи. Части Красной армии на этом участке фронта были опрокинуты, а Второй мусульманский полк бежал с поля боя, не только оставив позиции, но и разграбив имущество своих командиров в обозе, и был за это приказом Командарма расформирован. Командиру дивизии Азину пришлось лично возглавить контратаку, собственным примером вдохновляя солдат.

К концу дня ижевцы понесли тяжелые потери (до полутора тысяч человек убитыми) и вечером, оставив укрепленные позиции, отступили в город. К этому моменту в руках повстанцев оставалась Нагорная часть. Заречная же часть (район современного Татарбазара) была занята передовой кавалерией Азина. Вечером 7 ноября Азин поспешил направить в Москву телеграмму о взятии всего Ижевска. Однако, поскольку азинцы понесли серьезные потери, а также из-за сложности ведения уличных боёв в ночном городе, боевые действия были приостановлены.

на 14-ю (1).jpg

Воткинские повстанцы пытались тогда оказать помощь Ижевску, однако они были втянуты в бои с одним из советским полков. Воткинцы не успели вовремя подойти на помощь, что стало одной из главных причин успешного штурма Ижевска красными.

Руководство восстания приняло решение отступать в сторону Воткинска, а затем за Каму, надеясь пополнить там запасы оружия и патронов. В ночь с 7 на 8 ноября повстанцы оставили Ижевск. Архив сохранил списки тех, кто ушёл тогда: 3446 имен с адресами и указаниями на место работы.

Утром 8 ноября в город вступили части Красной армии. Уже на следующий день Чрезвычайная Комиссия (ЧК) вынесла свои первые постановления о расстреле активных участников восстания, а также мародёров-красноармейцев. Всего с ноября 1918-го по март 1919-го по подсчётам ижевского историка А.В. Коробейникова было расстреляно около 400 человек (источник - «Ижевские повстанцы и красный террор», 2013 г.).

Основанная масса войск Красной армии продолжила наступление в сторону Камы, преследуя повстанцев. Однако те успели форсировать реку по двум понтонным мостам и сожгли их за собой. Отступившие за Каму войска повстанцев в дальнейшем воевали с большевиками в составе Ижевской и Воткинской дивизий Русской армии адмирала Колчака. После поражения белых большая часть сражавшихся в их войсках ижевцев осела в Маньчжурии (Китай) и в США.

ВИЧ на экранах страны

5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился написанный от руки плакат: «Сегодня новый звуковой фильм «Чапаев». В главных ролях: В. Мясникова и Н. Симонов». В картине они сыграли роли  пулеметчицы Анки и командира взвода Жихарева. Ну, а создатель центрального образа - Борис Бабочкин даже не был упомянут в афише! Называя фамилии популярных артистов, киношное начальство пыталось пробудить у публики хоть какой-нибудь интерес к этому фильму, который они считали заурядной лентой о Гражданской войне.

Когда первый сеанс «Чапаева» кончился, зрители не покинули своих мест. Зал притих и чего-то ждал. Вышел директор кинотеатра и, встав перед экраном, сказал: «Товарищи, все...». То, чего не оценили чиновники от кино, сумели разглядеть самые обыкновенные зрители. Они приняли «Чапаева» не как фильм, а как ожившую на экране частичку истории.

Слава этой картины росла, как лавина. Через несколько дней, по вызову Госкино съемочная группа оказалась в Москве. По дороге с вокзала Борис Бабочкин спросил шофера, что за громадные очереди стоят по улицам. Тот ответил: «Это идет новый фильм «Чапаев». Не видели? Посмотрите. Если сумеете достать билет».

Картина снималась с лета 1933-го до весны 1934-го режиссерами Георгием и Сергеем Васильевыми (на самом деле они были однофамильцами, но избрали псевдоним братья Васильевы). Крутой обрыв, с которого Чапаев бросается в реку, находится за тысячу километров от Урала - неподалеку от Твери. К концу продолжительных съемок этого эпизода Борис Бабочкин едва по-настоящему не пошел ко дну. Снимали ее весной, когда вода была еще очень холодной. Дублей делали много, и актер согревался водкой. Простуда обошла Бориса Андреевича стороной, но от вынужденных возлияний у актера открылась страшная язва, которая мучила его до конца жизни.

В самом начале Великой Отечественной войны режиссер Лео Арнштам снял 9-минутный короткометражный фильм «Чапаев с нами», который вышел на экраны страны в июле 1941 года. Его начало полностью повторяло финальную сцену из картины семилетней давности, но Чапаев (естественно, в исполнении Бориса Бабочкина) благополучно добирается до берега живым. На берегу его встречают красноармейцы в форме образца 1941-го, которые держат наготове боевого коня.

Герой многочисленных анекдотов Василий Иванович Чапаев (сокращенно ВИЧ) стал практически неотделим от домыслов и небылиц, возникших вокруг его имени. Большинству россиян Чапаев представляется 50-летним мужчиной, но в реальности он ушел из жизни в возрасте 32 лет.

Жертвы месяца катастроф

В этот день в 1967 году была введена в строй Останкинская телебашня. Ее строили целых пять с половиной лет для того, чтобы к 50-летию Великого Октября побить мировой рекорд по высоте сооружения. Этого полукилометрового исполина (ее высота 540 метров) строили методом подъемно-переставной опалубки. Металлические щиты составляли в два кольца - внешнее и внутреннее, между которыми укладывали арматуру и бетон. По окончании бетонирования сварщики наращивали арматуру, а монтажники поднимали опалубку еще на пять метров выше.

Помимо многочисленных передатчиков и антенн, в чреве Останкинской башни на высоте 337 метров был расположен вращающийся ресторан «Седьмое небо», который совершал полный оборот за 40 минут. В нем имелось три зала: «Бронзовый», «Золотой» и «Серебряный» (если спускаться от смотровой площадки вниз).

на 14-ю (3).jpg

Рекорд высоты этого сооружения был побит в 1972 году, когда недалеко от Варшавы польские строители возвели металлическую телебашню высотой 646,4 метров. Однако 10 августа 1991 года в ходе ремонтных работ башня рухнула на землю и долгое время поляки называли ее «самой длинной башней в мире».

27 августа 2000 года на Останкинской телебашне произошел сильнейший пожар, в результате которого погибли три человека и было остановлено вещание большинства каналов на Москву и Московскую область. Тогда от высокой температуры лопнули 120 из 149 тросов, которые обеспечивали прочность бетонной конструкции, но башня все-таки чудом устояла. Впоследствии тросы были восстановлены, а сгоревшее передающее оборудование заменено на более современное.

Экскурсии на смотровую площадку Останкинской телебашни разрешили возобновить лишь в 2008 году группами не более 40 человек. Полностью выгоревший во время пожара ресторан «Седьмое небо» до сих пор находится на реставрации.