Начиная с ноября 2010 года, как мне представляется, все ветви власти Ижевска «слиплись» и были готовы исполнить любое распоряжение президента Волкова или премьера Питкевича, касающееся полномочий органов местного самоуправления. Достаточно было «щелчка» сверху. Поэтому ответственность за всё, что происходило в градостроительной политике Ижевска, по крайней мере, в последние четыре года, по моему мнению, лежит не столько на руководстве города, сколько республики. Пусть речь идёт о неформальном политическом влиянии, но это работало.

Усечение полномочий

В следующий вторник, 18 ноября Госсовет УР рассмотрит внесение поправок в республиканский закон, регулирующий перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Из компетенции местного самоуправления предложено изъять четыре важных функции в сфере градостроительной деятельности. Столицу республики - Ижевск и пригородный Завьяловкий район, согласно внесённым поправкам, ждет более значительное усечение полномочий — власти этих муниципальных образований могут потерять шесть полномочий в сфере градостроительной деятельности. Это фактически все, что до последнего времени определяло степень влиятельности муниципальных властей.

В обоснование к поправкам их разработчики ссылаются на отсутствие у органов местного самоуправления «необходимых кадровых, интеллектуальных, технических и организационных ресурсов». Законопроект, направленный на обсуждение депутатам, подписан лично Главой УР Александром Соловьёвым и это уже само по себе не располагает привыкших к единомыслию парламентариев к публичной дискуссии. Тем не менее, на депутатских комиссиях в Госсовете УР, успевших рассмотреть законодательную инициативу, аккуратные возражения уже прозвучали.   

Фактор Гоголя

В конце октября республиканские СМИ сообщили об инициативе Главы республики Соловьёва, с которой, наверное, готовы согласиться многие ижевчане, особенно те, кто уже сталкивался с уплотнительной застройкой.

«Мы приняли такое решение, чтобы у нас впредь не возникало ситуаций, подобных ситуации на бульваре Гоголя, - заявил Александр Соловьёв, комментируя 23 октября итоги заседания рабочей группы по местному самоуправлению. - А я уверен, что в ближайшее время данные вопросы снова возникнут уже по другим объектам города Ижевска, где строителями выкуплены земли рекреационного назначения». «Да, юридически они правы, а вот по-человечески я их не понимаю, - высказал своё мнение Глава УР. - На этих участках должна быть зелёная зона, чтобы люди отдыхали, гуляли, а не строился очередной торговый объект, которых уже в столице и так предостаточно». «Мы должны в этих вопросах навести в республике порядок. И мы сделаем это», - резюмировал Александр Соловьев решение рабочей группы передать на республиканский уровень градостроительные полномочия властей Ижевска и Завьяловского района.

В искренность лично Соловьёва и его слов я верю, а вот в бὀльшую, чем у органов местного самоуправления, компетентность в градостроительных вопросах (и уж тем более общественную озабоченность) республиканских органов государственных власти — нет.

Помимо Главы УР, в роли основных спикеров со стороны инициаторов изъятия полномочий у органов местного самоуправления выступили новоиспечённый министр строительства, архитектуры и жилищной политики Иван Новиков и министр имущественных отношений Рустэм Зайнуллин. Оба 38-летних министра являются профессиональными чиновниками, чьи карьеры формировались в политических условиях правления Александра Волкова. Чем такие госорганы объективней органов местного самоуправления, выстроенных в той же «волковской» вертикали? По мне, так ничем.

Самый крайний

Со слов республиканских чиновников все бюрократические процедуры, которые сегодня вынуждены проходить при оформлении строительной документации потенциальные застройщики в Ижевске и Завьяловском районе Удмуртии, останутся прежними, на республиканском уровне планируется принимать только окончательные решения. Оформлять такие решения, очевидно, собираются распоряжениями премьера или постановлениями правительства УР.

Значит ли это, что каждый новый объект (а таковых в масштабе республики скопится достаточно много) должен будет получать неформальное политическое одобрение ещё и со стороны Главы УР Александра Соловьёва? Или в поле зрения главы республики попадут только те стройки, что благодаря активности тех или иных групп влияния вызовут наибольший общественный резонанс? Внесённые в Госсовет УР поправки в закон на эти вопросы не отвечают.

По всей видимости, никакой ясной системы здесь в ближайшие несколько месяцев не появится и повестку дня в обозримой перспективе будет задавать активность общественных групп и, возможно, недобросовестная конкуренция среди самих же застройщиков. Убеждён, что быть главным «разводящим» одновременно в нескольких острых конфликтах с застройкой Глава республики не сможет просто физически. Да, наверное, и не должен, так как, можно предположить, что очень скоро Александр Соловьев наверняка окажется крайним - ответственным за чужие (возможно, коррупционно мотивированные) градостроительные решения.

Генплан трёх шестёрок

Чуть больше восьми лет назад — 6 июня 2006 года я выступал организатором митинга у здания городской администрации. Для «волковских» - это был очередной митинг «отмороженной» оппозиции, для нас - политически не мотивированная (региональное отделение «Патриотов России» было зарегистрировано только спустя полгода) кампания по защите гражданских прав. В тот очень знойный день, выпавший ещё и на день трёх шестёрок (06.06.06 г.) депутаты городской думы Ижевска решили утвердить новый генеральный план города, открывший дорогу стройкам, сопровождавшимся многочисленными конфликтами с населением. Кроме принявших участие в публичном мероприятии нескольких групп гражданских активистов численностью 200-250 человек, никто против нового генплана не выступал. Чтобы не слышать наши «кричалки» в зале заседаний гордумы, несмотря на аномальную жару, даже не стали открывать окна, так и просидели всю сессию, обливаясь потом. Нас не услышали. Итоги голосования: «за» новый генплан — 32 депутата; «против» - 2; «воздержались» - 2.

Значит ли этот конкретный случай из прошлой практики, что местные власти безнадёжно глухи и теперь решения по подготовке и утверждению генпланов и по другим градостроительным вопросам надо передать на республиканский уровень? Передать, конечно, можно что угодно. Но, во-первых, не факт, что услышат и там. Во-вторых, и самое главное, изъятие столь важных полномочий из компетенции органов местного самоуправления в перспективе приведёт лишь к ещё большей деградации системы местного самоуправления в столице Удмуртии. Почему? Потому что в этом случае неизбежно снижение интереса к муниципальным выборам со стороны местного крупного бизнеса, а вслед за этим и снижение остроты конкуренции. За что бороться? За мандаты, от которых ничего не зависит? Из политической плоскости бизнес-интересы опять перетекут в лоббирование своих частных вопросов в правительственных структурах. Именно так и было «при Волкове». Стоит ли опять к этому возвращаться, пусть и декларируя совсем иные намерения?

Зачем нам поправки?

Для чего нужны поправки в законодательство? Закрыв своим волевым решением стройку на бульваре Гоголя в центре Ижевска, Глава УР Александр Соловьёв тем самым уже серьёзно скорректировал общую ситуацию. Самое громкое событие его выборной кампании оказалось импровизацией, автором которой выступил не аппарат или политконсультанты, а лично Соловьёв, просто как человек. Сработало. Но не факт, что эта практика может быть поставлена на поток. Может быть, ошибаюсь, но думаю, что интуитивно пойманное лично Соловьевым решение в норму закона теперь пытаются облечь совсем другие люди, и уж точно это не гражданские активисты — общественники.   

Рабочая группа, «родившая» неоднозначное решение о перераспределении полномочий, вообще-то должна была подготовить совсем другое — выбрать один из предусмотренных федеральным законом вариантов организации местного самоуправления. С широкой общественностью этот вопрос никто, насколько я знаю, не обсуждал. Весной 2011 года комитет регионального отделения «Патриотов России» попытался это сделать, предложив вынести на местный референдум вопрос о всеобщих прямых выборах Главы МО «город Ижевск» с полномочиями главы горадминистрации. Второе, что, на наш взгляд, необходимо сделать — выбирать депутатов городской думы исключительно по партийным спискам. Инициативу забаллотировало большинство в городской думе, не помогла при оспаривании вопроса и судебная власть, отказавшая в удовлетворении наших исковых требований. Вот здесь, на мой взгляд, и надо искать причину перекосов в градостроительной политике, а вовсе не в том, как перераспределить полномочия.