Но сенсация, на мой взгляд, всё-таки случилась – уже на исходе четвертого часа общения известный журналист и историк Евгений Ренёв кратко сообщил – в США на аукцион выставлена наградная сабля Владимира Азина, героя Гражданской войны. Та самая, о которую картинно опирается легендарный комдив на снимке, сделанном в Сарапуле, вскоре после награждения ею летом 1919 года. Сабля, сообщил Ренёв, подлинная, боевая, драгунская, изделие златоустовских мастеров. На эфесе выгравирован двуглавый орёл, на темляке – звезда. Стартовая цена – 7 тыс. долларов. За которые, считает историк, она скорее всего и уйдет. И вряд ли в Россию.

А из докладов, действительно научных, как и предполагается на подобного рода мероприятиях, первый был сделан профессором Шумиловым. В своём вступительном слове Евгений Федорович без обиняков заявил, что он рад, что в музее, наконец, занялись делом, вместо «йоговских» и «авангардистских» тусовок. Тему своего сообщения Шумилов обозначил, как «Войны в истории Ижевска». Существующую литературу по теме он считает «однобокой» в пользу «бесславной», по его мнению, Гражданской войны. Значительно меньше – о «неизвестной» Первой мировой. Сообщив об источниках, которые он изучал (4-й фонд Центрального государственного архива и местные газеты соответствующего периода), он сразу перешел к выводам. Первый – что город-завод (будущий Ижевск) в начале 19 века создавался как военное поселение, единственное на территории Удмуртии, где управляли генералы. И второй – что благополучие и процветание города, начиная с 1807 года (год основания оружейного завода), всегда напрямую зависело от войн и подготовки к ним. Первый вывод Евгений Федорович обосновал тем, что Ижевский завод был единственным на Урале, отнесенным не к горному, а к военному ведомству. И сделано это было по инициативе А.А. Аракчеева, под началом которого завод оставался до 1819 года, когда Аракчеев передал свои функции великому князю Михаилу Павловичу.

на 19-ю (1).jpg

Подробно перечислив категории жителей, населявших в первой половине 19 века завод, профессор добавил, что управляли заводом последовательно 23 генерала (в том числе, один генерал-лейтенант), и примерно еще двадцать генералов перебывали тут с различными краткосрочными поручениями в качестве инспекторов и консультантов. При этом, подчеркнул докладчик, А.Ф. Дерябин генералом, как таковым, не был, то есть его чин проходил по гражданской табели.

Войны, на которые «работал» Ижевск – это Наполеоновские, Крымская (1853-1856), русско-турецкая (1876-1878), русско-японская, Первая мировая. В заключение Шумилов предложил  обратиться в администрацию Ижевска от имени Общества изучения истории Среднего Прикамья (инициатор Чтений наряду с музеем), чтобы одну из улиц Ижевска назвали в честь героя Первой мировой, первого в Ижевске лётчика Николая Ивановича Рябова; а на северном торце здания музея «Ижмаша» (бывшая гауптвахта, никакая не «денежная кладовая», утверждает он) установить стелу с увековечиванием вклада Ижевского завода – 15 миллионов винтовок…

Отвечая на вопросы, профессор Шумилов сообщил собравшимся, что историческое здание главного корпуса (с башней-часозвоном) в настоящий момент документально выведено из собственности ОАО «Концерн «Калашников» (что было непросто) и передано в собственность федеральную. Республике оно пока не принадлежит. Задача городского и научного сообщества – сохранить его, сделать частью музейного квартала.

Отмечу также выступление краеведа С.Н. Селивановского на тему «Как выглядел Ижевск в годы Первой мировой войны» - сообщение иллюстрировалось собранием редких фотографий.

О личной коллекции (частном музее) сделал сообщение Александр Кузнецов, представив на слайдах предметы своего собрания – старинные ружья, собранные и отреставрированные им самим.

Очень живым, эмоциональным вышло выступление «старейшины» собрания, профессора-историка Аркадия Андреевича Тронина. Он рассказал, в частности, что именно там, где проходят сейчас Чтения, в парадном зале Генеральского дома, в годы Отечественной войны располагались классы 22-й ижевской школы, выведенной из «родного» здания, где тогда был госпиталь. Школа здесь «квартировала» до января 1946 года. Аркадий Андреевич поведал байку, как на ежедневной линейке перед началом уроков тогдашние школяры при исполнении государственного гимна «под шумок» пели его на слова стихотворения Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору…» И отлично ложилось! – смеется профессор, хотя подчеркивает, что никакими «диссидентами» они не были, просто им было скучно изо дня в день петь одно и то же.

на 19-ю (3).jpg

Поучительные вещи рассказал собранию археолог-любитель Тагир Рахимов. Представившая его Марина Рупасова, руководитель музея Ижевска, подчеркнула, что этот человек не относится к числу «чёрных археологов», которые с детекторами-металлоискателями вынимают из культурного слоя клады в своих корыстных интересах. Тагир Рахимов «болеет» за сохранение истории родного города. Сам он сообщил, что, с разрешения прораба, исследовал подлежащий сносу частный дом известных ижевчан отца и сына Пономаревых (множество старых домов сносят сейчас в районе улиц Красной, Карла Маркса, Вадима Сивкова). Так, на чердаке дома Пономаревых он нашел уникальный фотоархив – объемом, как выразился Рахимов, примерно с «кубометр». В том числе, стеклянные пластинки с негативами. Тут же слушатели начали бурно обсуждать, как спасти пластинки и сделать с них позитивные отпечатки!

Археологи УдГУ Елизавета Черных и Светлана Перевозчикова сделали важное сообщение, связанное со «свежим» федеральным законом № 245 от прошлого года, согласно которому содержимое культурного слоя 100-летней давности объявляется федеральной собственностью. А это значит, что уже то, что относится к периоду Первой мировой войны, по сути, переходит в разряд научных артефактов. Что и подтвердила Светлана Перевозчикова, рассказав о результатах раскопок могильника почти в центре села Гольяны (это село, как известно, было долгое время «морским портом» Ижевского завода, поэтому история его важна для понимания связей завода). Как могло кладбище оказаться чуть не в центре населённого пункта? – задаются ученые вопросом. Из числа предметов, извлеченных при раскопках, внимание собравшихся привлекли медные сплющенные конусы размером примерно 4 см с отверстием в вершине. Назначение их для археологов осталось невыясненным. Загадку предстоит решить «всем миром».

Кандидат исторических наук Е.М. Черных обратила внимание собравшихся на то, что Ижевск до сих пор не имеет статуса «исторического поселения», хотя основания для придания его – есть. Это нахождение на территории города примерно десяти объектов, относящихся к глубокой древности. И если Ижевский могильник на Красной (Вшивой) горке более или менее был изучен археологами, то Карлудские городища I и II, то есть места первопоселений племён мазунинской культуры, еще ни разу не становились предметом раскопок. Елизавета Михайловна сообщила также, что археологи год назад выполнили необходимый объем работ и собрали нужный пакет документов. Он был отправлен в Москву, в министерство культуры, для включения Карлудских городищ в реестр памятников, охраняемых государством. Ответа, однако, до сих пор оттуда нет. Между тем, памятники разрушаются не только под воздействием природных факторов, но и в силу варварского отношения жителей.

В общем, первый опыт Ижевских чтений надо считать удачным. Процесс (общения краеведов) пошел.