Трудно человеку со стороны поверить, что в цехах Ижевского механического завода есть станки, возраст которых перевалил за столетний рубеж. Им бы в музей, а они все еще работают!

Благодаря людям, которые обеспечивают качественный капитальный ремонт, на предприятии со старым парком оборудования он приобретает первостатейное значение. Только людей таких осталось на всем заводе раз, два и обчелся, человек 20 слесарей предпенсионного и пенсионного возраста, и молодой смены им нет. Ну, не идет молодежь на завод работать. Для них - это «отстой». Доработают деды свое, а дальше что? Та же ситуация на «Ижмаше» (концерн «Калашников») - тот же ветхий парк станков, но там нет и полноценной ремонтной службы, так что его руководство вынуждено заключить договор на капремонт нескольких станков в год, с кем бы вы думали? С Ижевским механическим заводом!

Карта и территория

До 90-х годов на заводе, который считался элитным, было четыре цеха, занимающихся обслуживанием и ремонтом оборудования. При этом перед ними не стояла задача ремонтировать станки для цехов. В цехах со своим станочным парком их ремонт выполняли группы механика.

Эта структура сохранила свой облик до сих пор несмотря на то, что в 90-е годы в результате спада производства и его «оптимизации» четыре ремонтных цеха объединили в один - ремонтно-механический. Последующие «оптимизации» ремонтной службы сократили ее состав с 400 до 200 человек. По приблизительным подсчетам самих ремонтников, оборудование, которое раньше обслуживали четыре цеха, сократилось на 20%, а количество людей - на 40%. Поубавилось на предприятии таких специалистов, как слесари-ремонтники, электрики, токари. И на их место никто не пришел. В цеховых группах механика также произошла убыль состава. Там в данный момент капитальным ремонтом занимается, условно говоря, полтора человека. Это в лучшем случае.

А ведь что такое капремонт станка? Вкратце это его разборка, дефектовка деталей и подшипников, испытание каждого узла, замер всех зазоров с помощью специальных мерительных приборов, снова сборка. А на деле - долгая история. Особенно в условиях дефицита кадров и снабжения.

Поэтому на ремонт берут всего один станок в месяц, чаще обходятся текущим ремонтом. При станочном парке цеха, состоящем, например, из 500 единиц старого оборудования, это мало - ремонтировать надо хотя бы по три станка в месяц. «Спасает» только спад производства, значительное сокращение числа рабочих, а, значит, и задействованных станков. В результате и чинить надо меньше.

Многие говорят: оборудование плохое, зачем в него вкладывать деньги, силы, время? Все правильно, ремонтники согласны с этим: да, старое оборудование давно пора списывать и закупать новое, более производительное. Тем не менее, грамотный механик, собаку съевший на ремонте, знающий почем фунт лиха, не стал бы рубить с плеча и отмахиваться, надеясь на скорые перемены к лучшему. Он всегда отправит своих ребят посмотреть насколько плачевно состояние старого станка, можно ли с ним что-нибудь сделать, действуя по принципу «раз у завода нет денег, чтобы обновить весь парк, мы будем обслуживать старые станки до тех пор, пока они нужны предприятию». Вот и работают в цехах ИМЗ станки, которым больше ста лет. Им даже дни рождения справляют!

Налимов & Co

Ну, а если в группах механика не справляются, то обращаются не в ремонтно-механический цех, как предписано и как делали раньше, а прямо к «Володе Налимову, который на «пистолетке». Бригада мастера по ремонту оборудования Владимира Владимировича Налимова принадлежит к ремонтно-механическому цеху, но территориально находится на пистолетном производстве. На сегодня это единственная работоспособная группа на заводе.

Здесь испытывают все те же проблемы, что и везде на заводе, - старый парк станков, недостаточное материальное обеспечение, отсутствие молодых кадров. Тем не менее, КПД бригады, состоящей из 15 человек, возможно, равен КПД целого ремонтного цеха.

на 17-ю (1).jpg

Судите сами. Станочный парк пистолетного производства состоит из примерно полутораста разнообразных станков, самые старые из них 1892 года выпуска. Все оборудование хорошо отремонтировано и работает без проблем. Большинство старых станков глубокого сверления с механическими приводами, которые раньше вращались руками, модернизировали. Теперь они работают на гидравлике. Работница (а основной работающий контингент пистолетного производства  - женщины) только ставит и снимает детали, а раньше ей приходилось их сверлить вручную.

Выполняемый объем по капремонту - 5-6 станков в месяц. Помимо своего объема работы они берут станки на ремонт из других цехов, цеха сами выходят на Налимова, потому что знают, его бригада все сделает быстро и качественно.

В чем секрет их эффективности?

Со снабжением плоховато, - подтверждает Владимир Владимирович, - но мы подстраиваемся под существующее положение. Например, надо сделать сложный капремонт с электромуфтами. Допустим, он намечен у нас через два месяца, а заявку на комплектующие, которые не можем сделать сами, мы делаем за два месяца. Поэтому получается, что, забрав станок в ремонт, у нас комплектующие к этому времени уже есть. Это экономит время, позволяет станок отремонтировать в срок, согласно плану. Что-то из комплектующих есть у нас самих. Было на заводе время, когда выбрасывали все лишнее, избавлялись от старых ненужных деталей. Мы их не выбросили, а «зажали». Для нас сломанные детали не проблема, мы их восстанавливаем. Или используем как образцы, по которым восстанавливаем подобные детали.

Похоже, сами не зная того, эти люди освоили азы лин-технологии. Нужда заставила. Но все-таки успех любого дела связан только с людьми - уверен Налимов:

- Все дело в людях, только в них. Мои ребята многое умеют. Поэтому проволочек нет ни с фрезеровкой, ни с токаркой. Все рабочие моей группы, кроме своей основной, имеют смежные профессии. Например, слесари, кроме того, что ремонтируют, еще и фрезеруют, и сверлят. Они не ждут, когда подойдет сверловщик или фрезеровщик, а сами выполняют их работу. Единственный вопрос, который они мне задают: «Когда надо сделать?» «Вчера», - говорю я им. «Значит, сегодня будет сделано». Вот ответ. У нас полное взаимопонимание. 

Завидная работоспособность бригады связана еще и с ее стабильностью. Даже в тяжелые для предприятия годы здесь никого не потеряли, потому что ценили человеческие отношения превыше всего.

Пир во время чумы

В концерне «Калашников» ребрендинг. В середине ноября обещали представить на всеобщее обозрение новый бренд. Для простых работяг это всё мало понятно. Зачем и так известным в мире ижевским оружейным маркам менять названия, да еще и затрачивать на это миллионы? Для народа резонней те же миллионы пустить на обновление старого парка станков или повышение заработанной платы рабочим. Чтобы было на чем и кому создавать тот качественный продукт, под которым не стыдно поставить, что старый, что новый товарный знак.