Причина принятия решения о прекращении с 2015 года выпуска бумажной газеты «День» и регистрация нового сетевого издания продиктована невозможностью при сохранении существующего формата развивать СМИ в обозримой перспективе. Ни в плане тиража, ни в плане контента.

Стоимость услуг «Почты России» за доставку газет по подписке в 2015 году возрастает в разы. Не на 10, 20, 30 процентов, а сразу в 3-4 раза. Самая популярная в прошлом в столице Удмуртии розничная сеть по продаже периодики — киоски «Информпечать» (стоявшие раньше чуть ли не на каждой крупной остановке общественного транспорта) целенаправленно разрушена её новым владельцем, а общероссийских ритейлеров, продвигающих свои торговые бренды в регионах, не интересует грошовая прибыль от розничных продаж местных печатных изданий. Попасть на прилавки в гипермаркетах сложно и слишком дорого.

Реклама. Больной вопрос. Размещать рекламу в газете «День» местным компаниям запретили ещё в далёком 2004 году. Вопрос находился под личным контролем соратника президента УР Александра Волкова — премьера Юрия Питкевича. После их ухода в феврале 2014-го мало что изменилось — сила инерции продолжает довлеть над отношениями власти и СМИ. Но и без этой местной особенности на долю печатных изданий в масштабе России приходится всего-то чуть более 10 процентов от всех денег, потраченных в стране на рекламу. В будущем году эта доля в лучшем случае останется прежней.

Время местных газет, издающихся в России исключительно на силе воли издателей-одиночек и их главных редакторов, закончилось. Возможно, когда-нибудь в перспективе оно снова вернётся. Но это случится не завтра. Зато в любой момент в самом ближайшем будущем может произойти что угодно — банковский кризис, гиперинфляция, «наезд» силовиков, резкий рост цен на бумагу и услуги печати... Всё, что угодно. Напомню, а, может быть, кто-то и не заметил, что почти пять месяцев в текущем 2014 году я издавал «День», находясь под домашним арестом. Опыт уникальный, но развитию СМИ не способствующий. 

Смена формата резко снижает все риски. В настоящее время Интернет-газета «ДЕНЬ.org» уже зарегистрирована в Москве в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Приобретены права на доменные имена день.org и day.org.ru, на которых будет размещаться новое СМИ. Идёт работа над созданием сайта интернет-газеты. Старый сайт dayudm.ru, с архивами публикаций из бумажной газеты «День» за последние 12 лет сохранится, но будет работать исключительно как общедоступный и самый объемный электронный архив местных СМИ. Ориентировочный запуск нового проекта — конец января.

С прошлой недели в редакции газеты «День» начались встречи с нашими постоянными читателями-пенсионерами. Постараемся помочь всем, кто готов переключиться с бумажного «Дня» на чтение новой интернет-газеты «ДЕНЬ.org». Почти в половине ижевских квартир есть Интернет, в другой половине он может появиться фактически за те же деньги, что мы платим за телефон. Надеемся, что дети и внуки помогут пенсионерам освоить несложные навыки ориентации в сети Интернет, а обратная связь газеты с читателями, благодаря современным технологиям, станет гораздо теснее и проще.

Чем будет отличаться интернет-газета «ДЕНЬ.org» от нынешнего бумажного «Дня» и его сетевой версии на сайте ИА «День» dayudm.ru? Ежедневностью обновления публикаций, большей их связью с федеральным контекстом и гораздо более широким спектром действующих лиц и оценок событий. Новая интернет-газета не должна стать проектом одного (очень упрямого) человека. Это коллективный продукт, в создании которого смогут принять участие люди с различными точками зрения и группы с разными интересами в политической жизни и бизнесе. Убеждён, что наш республиканский истеблишмент должен побыстрее забыть, как «делались дела» при Волкове и начать осваивать публичные инструменты решения частных вопросов, задевающих сферу общественных интересов. С публичными инструментами у нас сегодня большой дефицит, поэтому Интернет-газета «ДЕНЬ.org» могла бы стать идеальной площадкой для диалога. Всех со всеми. 

Кто будет делать новое СМИ? Как будет организовано финансирование и как будут выстраиваться коммуникации с органами власти и управления? - всё это сложные, но рабочие вопросы, которые решатся в ближайшие два-три месяца.   

Когда в 1998-м в разгар кризиса я начал создавать «День», газета сразу задумывалась как ежедневная. И хотя в режиме 5 раз в неделю мы проработали один год и три месяца, проект держался исключительно на упрямстве. Ни типографии, ни розничная сеть, ни читатель не были готовы к такой периодичности и формату. О возможностях интернета, находившегося в то время в Ижевске в недоразвитом состоянии, никто серьёзно не думал. Когда у «Дня» появился первый сайт на «Марке», нас радовали десятки прочтений. Сегодня возбудят только десятки тысяч. Завтра же эти цифры могут опять стать чем-то совершенно обыденным.

Итак, «День» переходит в другой формат. Надеюсь на ваше понимание и поддержку.