Событийно это было связано с отъездом из Ижевска Александра Наговицына, ставшего к тому времени кинорежиссером. В тот момент киноклуб под названием «Прибытие поезда» базировался в клубной гостиной библиотеки им. Некрасова. Андрей Смирнов вспоминает, что несколько лет они с Сергеем Белоусовым (оба работали телеоператорами в телекомпании «Телеинформ») продолжали собирать любителей артхаусного кино там же, пока их оттуда не «попросили»…

- И тогда я открыл для себя уникальное, замечательное хранилище «сокровищ» - я познакомился с Фильмофондом, который располагался где-то у оврага по Красногеройской (прим. – до реорганизации в начале 90-х эта организация называлась Удмуртская республиканская контора кинопроката; затем её соединили с Госкомитетом по кинофикации, а позже просто ликвидировали). Там хранились сотни кинолент. И среди них – фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского (почти весь!), Киры Муратовой.

Начали работать с большими залами, с настоящей кинопроекцией. Замечательно, что на эти сеансы публика собиралась охотно. Часто случались настоящие аншлаги. Я могу сказать, - говорит Андрей, - что Ижевск способен собрать полный зал на некоммерческое, «элитарное» кино. Наверное, это заслуга всех предыдущих «воплощений» киноклуба – ведь к нам приходят, скорее всего, уже следующие поколения, дети тех, кто бывал на сеансах киноклуба «Зеркало» в актовом зале I корпуса УдГУ…

- Андрей, а где была основная площадка уже вашего с Белоусовым киноклуба, получившего название Ижевский?

- Мы работали практически по всему городу – не только в «Дружбе», но и в «Удмуртии», в «Авроре», в кинотеатре «Октябрь». Везде, где удавалось договориться. Хочу отметить, что к нам неплохо относились – при том что ждать от наших мероприятий большой прибыли не приходилось, тем не менее, для нас, для клубного показа, нередко снимали сеансы с голливудской «попсой». Не скажу, что публика «валом валила» на наше кино, но полные залы в той же «Удмуртии» собирали часто.

- Вообще, Андрей, как изменилась ситуация за те примерно 20 лет, что ты (теперь уже один) ведёшь Ижевский киноклуб?

- Да, Сергей уехал в Москву, работает оператором на Первом канале, в программе «Контрольная закупка». Ситуация же изменилась разительно. Со стороны «добычи» фильмов для клубного проката у меня выстроилась разветвлённая система прямых связей с прокатчиками, продюсерами, создателями российского «артхауса». Я могу напрямую договориться с режиссером о встрече и просмотре его ленты. У меня есть контакты с культурными центрами при посольствах европейских стран, которые также предоставляют целые программы. Так, один из самых устойчивых таких контактов – это посольство Франции в Москве; к Неделям французского кино, мне кажется, Ижевск даже в каком-то смысле привык – они стали ежегодными.

Но есть еще одна сторона у нынешней ситуации в кино – технически сегодня кино может делать любой. Можно с мобильного телефона или с фотоаппарата вести видеозапись и тут же монтировать. Я помню, что в 80-х годах прошлого века о таких возможностях говорил английский режиссер Дерек Джармен – большое кино можно снимать маленькой любительской камерой.

- Андрей, но эта ситуация уже не впервые случается в мировом кино – «новая французская волна» с Годаром и Трюфо на рубеже 50-60-х годов тоже родилась как возможность «малобюджетного» кино, без студий, массовок, всего того, что требовало больших студий и больших денег.

- Да, но сейчас технология упростилась донельзя: снимать действительно может любой. Другое дело – зачем? Что в голове человека, взявшего в руки камеру? Что он может и хочет сообщить зрителю? В Ижевске давно появилось такое сообщество творчески заинтересованных людей, которые делают интересное кино. Многое было сделано во времена расцвета ижевской электронной музыки и «Подводного Ижевска» Александра Юминова. Это же где-то всё хранится. У меня есть идея собрать и показать те работы.

- А собственно киноклуб, показ кино, на каких принципах ты его строишь?

- В первую очередь, это принципиальный и осознанный выбор программы: это всегда отличное кино, редкие фильмы, известные и неизвестные шедевры со всего мира. Ну, и принцип «кинозал, профессиональная проекция и звук». Посмотреть хорошее кино сегодня не проблема – в Сети можно найти многое и смотреть тоже можно хоть на ноутбуке, хоть на планшете, хоть на смартфоне. Но я бы назвал такой просмотр скорее информационным: да, есть такое кино, теперь я знаю о нём. Плохая картинка, плохой маленький экранчик, просмотр «на ходу». Похоже на фастфуд. Спору нет, иногда и фастфуд спасает от голода, но когда есть достойная альтернатива в виде хорошей «кухни» по доступной цене, то в чем смысл упорно сидеть на бутербродах?

Ижевский киноклуб – это уникальный городской феномен, который уже 40 лет, оставаясь исключительно «самодеятельным» социальным проектом, пережил генсеков, президентов, начальников, политические катаклизмы и социальные бури. Я горжусь тем, что уже для многих поколений горожан поход в кино может быть не просто развлечением на скучный вечер, но и глубоким личным опытом, актом творчества и сопереживания.

Я не большой сторонник «разговоров» сразу после просмотра. После фильма, как после необыкновенного сновидения, хорошо бы тихо и спокойно вернуться в реальность и осмыслить то удивительное приключение, которое с тобой произошло. Отличное авторское кино – это обязательно момент интимного переживания, которое не всегда хочется выносить на публику. Но вот перед фильмом зрителю неплохо было бы слегка погрузиться в контекст – поэтому традицией стало вступительное слово перед показом, а также анонсы и вся необходимая информация о фильме на нашем сайте www.KinoHorosho.ru.

- Ну, и расскажи, чем Ижевский киноклуб открывает свой очередной сезон с неизвестным, но явно двузначным номером?

- С 4 по 10 декабря мы приглашаем в киноцентр «Дружба» на традиционный Французский кинофестиваль, самый «долгоиграющий» кинопроект Ижевска, фестиваль, которому уже не первый десяток лет. Посольство Франции в Москве и Французский институт придумали, как всегда, интереснейшую программу – это 4 игровых фильма, документальная работа о закулисье “Radio France”, полнометражная анимация «Кот Раввина» (обладатель французской национальной кинопремии «Сезар» как лучший анимационный фильм года). Неделю завершит видеоверсия спектакля знаменитого театра «Комеди франсез» по басням Лафонтена. Вся программа идёт на языке оригинала с субтитрами – формат, который мы последовательно пропагандируем, ведь голоса, интонации актёров и вообще звуковая среда фильма не менее важна, чем изображение. Это такая же неотъемлемая часть авторского замысла. Дубляж грубо вторгается в живое пространство фильма, нарушает, а часто просто убивает его. 

15 декабря у нас специальный показ фильма «Белый ягель», снятого на Крайнем Севере и получившего уже множество призов на фестивалях по всей России, в том числе приз зрительских симпатий Московского кинофестиваля. Это будет ижевская премьера и единственный показ ленты, которую представит сам режиссёр Владимир Тумаев. А после сеанса все желающие могут остаться на разговор с автором.

21 декабря состоится музыкальный киновечер с участием одной из ижевских музыкальных групп и показываем документальный фильм «Дэвид Боуи - это...» про лондонскую выставку культового музыканта.

22 декабря мы покажем «Мамочку», новый фильм канадского «вундеркинда» Ксавье Долана, который в свои 25 лет снял уже пять полнометражных фильмов – и каждый из них отмечен целым «букетом» наград самых престижных мировых кинофестивалей. А «Мамочка» вообще разделила приз жюри Каннского кинофестиваля с мировым суперклассиком Жаном-Люком Годаром.

И новогодний сюрприз для наших зрителей в последний понедельник года. Бесплатный показ 29 декабря от Гильдии неигрового кино и телевидения. В программе две документальных работы. Одна – «Очаг» нашего земляка из Глазова Вениамина Тронина, получившая море призов и наград. И вторая - документальный фильм о таинственном и культовом писателе Викторе Пелевине «Писатель «П». Попытка идентификации».

 

Ижевский киноклуб приглашает на свои показы как истинных «гурманов» кино, так и всех, кому надоел однообразный голливудский репертуар, идущий повсеместно, и кто хотел бы новых, ярких киновпечатлений. Значительную часть репертуара Ижевского киноклуба есть шанс увидеть на большом экране лишь раз в жизни. Андрей Смирнов постарается не обмануть ваших ожиданий.