Новый хозяин резиденции Александр Васильевич Соловьев — полная противоположность. Без галстука. Без политеса. По-человечески подкупает. На рабочем столе объёмная в несколько килограммов стопка папок. Говорит, для Москвы, только ради одного разговора с руководителем Росимущества. Разлили. По чашке чая. Решили начать с того, что осталось далеко в прошлом, но могло бы, на мой взгляд, изменить будущее, а завершили разговор тем, что формирует будущее сегодня.

Продолжение. Начало в № 46 от 03.12.2014 г.

- Александр Васильевич, слишком раздулись штаты за годы стабильности. Понимаю, что тяжело резать по живому, но впереди органы власти ждут самые крупные в новейшей истории Удмуртии сокращения — на 15 процентов от нынешней численности. Вы сами инициировали этот процесс, в какой стадии он сегодня находится?

- На сегодняшний день мне правительство ещё не представило план сокращений на 15 процентов. Пока только на 11,5 процентов. Я сказал, указ подписан, там 15 процентов. Продолжайте работать. Понимаю, что где-то в чем-то, может быть, и придётся включить заднюю скорость. Только пусть сначала докажут, а надо ли это делать?

- А бывает так, что людей увольняют, а они потом все равно где-то всплывают? Ну, не знаю, какой пример привести? Ну, вот хотя бы министр ликвидированного министерства связи и информатизации?

- Нет, он у меня не всплывет.

- А ваши советники? Они на освобождённой основе?

- В большинстве своем нет.

- То есть это такой «почётный титул» или Вы действительно с ними о чём-то советуетесь? Ну, ушел, допустим, заслуженный человек на пенсию. Как его уважить? Так либо - в общественную палату, либо - в советники…

- По-разному. Есть советники, с которыми мы периодически встречаемся. Ну, например, Кобзев Александр Николаевич, советник по негосударственной медицине. Советник – это же не «корочка». Это возможность донести до власти свои взгляды на текущие процессы, которые могут отличаться от позиции министерств. Именно поэтому я сейчас создаю фактически заново систему общественных советов при главе республики. Там не будет чиновников. Будут общественники, предприниматели.  

- Скажите, на Вас же ежедневно оказывается множество влияний — из разных групп вашего же аппарата, со стороны силовиков, со стороны бизнеса, различных общественных и политических групп, конечно же, есть влияния сверху — из Москвы, Нижнего Новгорода. Друзья, в конце концов, тоже ведь о чём-нибудь просят. Как Вы выходите из таких ситуаций?

- Кого-то я уже «послал» – далеко-далеко. Если говорить об отношениях с бизнесом, бизнесу помогать, честно говоря, не хочу. Я хочу выстроить ту работу, за которую отвечают органы власти: дети-сироты, ветхое жилье, жилье молодым семьям. И выстроить так, чтобы можно было работать, не оглядываясь, не боясь. Получится у меня это или не получится? Постараюсь, чтобы получилось. А из Кремля ко мне, слава Богу, ещё ни разу не было никаких «просьб».

- То есть у Вас карт-бланш?

- Пока, наверное, да. А, может, и просить-то уже нечего.

- Но могут же давать разные «установки». Например, вводить или не вводить выборность мэров?

- Тогда эти установки идут всем субъектам Российской Федерации. А ситуация у всех разная. Поэтому поле для маневра всегда есть. И довольно широкое. 

- А как действительно происходило обсуждение вопроса о реформе местного самоуправления?

- Если мы говорим о предстоящей выборной кампании 2015 года, то сначала предлагалось ввести полностью мажоритарную систему. На первом совещании  вроде бы все с этим согласились. На втором начали говорить о том, что давайте 75 на 25. Потом, в конце концов, пришли к общему мнению, что надо оставить 50 на 50, как сейчас, поскольку при мажоритарной схеме в одномандатном округе победит тот, у кого больше денег. Здравое решение, я считаю, приняли.

Выбирать или не выбирать мэра? Оставили действующую систему выборов глав муниципальных образований из числа избранных депутатов. Если выбирать всенародно, то попробуй потом такого мэра, если он плохо работает, снять - это невозможно. Мы изучали этот вопрос. И убедились, что прямые выборы мэров городов и районов сохранились в считанном числе регионов.

- При президенте Волкове задолго до любых выборов начинали составлять так называемый «список Волкова», за место в котором потенциальные кандидаты в депутаты боролись всеми правдами и неправдами. Вы будете составлять «список Соловьева»? Или появятся какие-то другие инструменты?

- Других инструментов-то, пожалуй, и нет. Я сегодня не имею права говорить об одной только партии «Единая Россия», я должен быть одинаковым для всех. Но все партии составляют списки своих кандидатов на выборах, и партия «Единая Россия», руководителем которой я являюсь, тоже. Партии должны выдвигать на выборы кандидатов в депутаты городских дум.

- То есть первоначальная борьба за места кандидатов должна проходить на уровне партийных списков, как это, собственно, и регламентировано законодательством?

- Совершенно верно, но есть ещё и одномандатные округа, в которых могут выдвигаться самовыдвиженцы. Я даже не сомневаюсь, что здесь, к великому сожалению, придётся столкнуться с большим негативом. Но я сделаю все, что могу для того, чтобы в списке партии «Единая Россия» были люди, которым верят и город, и жители, а не те, кто привык просто покупать эти места. Получится это у меня или нет, посмотрим.

- Утверждаете, что места в вашем списке продаваться не будут?

- Нет, не будут.

- Мне рассказывали, что Вас очень тяготило назначение в Совет Федерации. Почему? Место почётное, и, скажем честно, не пыльное.

- Да, я не хотел в Москву, не люблю я её, и нисколько этого не скрываю. Удмуртия мне ближе. И когда мне было предложено это место в Совете Федерации, я Волкову просто по-русски сказал: Александр Александрович, я бы хотел, коль депутаты меня избрали председателем Госсовета, доработать свой срок до 2017 года, а потом я спокойно встану и уйду на пенсию.

- Не поверил?

- Не поверил, получается. В Совет Федерации я приехал как в «чужое государство» (ну, может быть, не совсем подходящее сравнение). Ну, не моё это было. Две-три недели приглядывался. Пошарахался, пошарахался, перестроился, пришел в комитет, познакомился с людьми, и потом на пленарке в Санкт-Петербурге выступил, потом выступил на пленарке в Москве, потом снова в Москве, когда увидел, что детские дошкольные учреждения остались без финансирования из федерального бюджета. Так постепенно втянулся. Десять месяцев проработал всего. У меня с цифрой десять вообще много интересного связано.

- Расскажите.

- Десять лет я проработал начальником «Удмуртавтодора», потом избрался в Государственный совет, там тоже десять лет получилось, теперь десять месяцев - в Совете Федерации...

- Даже как-то боюсь предположить, с чем может быть связана следующая цифра десять...

- Я ни на что не намекаю (смеётся).

- Кстати, у меня был заготовлен такой вопрос. Про преемника. У Волкова преемников, как известно, не было, у него были соперники, и он их потихонечку всех убирал. Кого-то грубо, кого-то, ссылая подальше. А у Вас тоже будут только соперники или можно ожидать и преемника?

- Однозначно отвечу - соперники будут. Это те, кто займется вытягиванием денег под себя. Тоже ведь соперники. Кто-то захочет взять побольше власти — тоже соперники. Но так же однозначно я обязан через год-полтора, через два года, начать подбирать человека, который мог бы потом прийти работать в качестве Главы Удмуртской Республики. Это, я считаю, моя обязанность. И бояться этого не надо. А чего боятся? Все мы люди, все мы гости на этой земле, пришли и уйдём.

- То есть Вы смену готовить будете?

- Буду.  

Начало в № 46 от 03.12.2014 г.