Первые вопросы по отказу от проведения конкурсов появились у антимонопольной службы ещё год назад. И с того времени, несмотря на все усилия со стороны инспекций, муниципальные власти так и не раскачались их провести. 

В результате претензии у федералов появились уже лично к сити-менеджеру Ижевска Денису Агашину. В УФАС намеревались оформить на него за уклонение от служебных обязанностей очередной штраф. Заседание по рассмотрению дела об административном правонарушении главой администрации г. Ижевска, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления), было назначено на 26 ноября. Члены комиссии и корреспондент «Дня» ждали Агашина с 14 до 15 часов, однако ни он сам, ни его представитель так и не появились – заседание пришлось перенести.

Следствием бездействия администрации по этому делу стало заключение домами договоров по умолчанию с рядом влиятельных управляющих компаний. В то же время при публичном объявлении конкурса заявки на участие в торгах на право обслуживания многоквартирных домов теоретически могли бы подать более 60 хозяйствующих субъектов – именно такое количество организаций присутствует сегодня на рынке услуг по управлению МКД в Ижевске.

Речь идет о четырех многоквартирных домах (МКД), построенных и сданных в эксплуатацию в 2013 году: 16-этажный дом на улице 8-ая Подлесная, 46а (96 квартир); 17-этажный дом на  ул. Софьи Ковалевской, 13 (207 квартир); 12-этажный дом на ул. Баранова, 94а (154 квартиры) и 10-этажный дом на Областной, 30 (416 квартир).

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома должен разместить извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления этим многоквартирным домом. И не позднее чем в 40-дневный срок со дня размещения такого извещения провести открытый конкурс по данному дому.

По факту же, по истечении установленных жилищных законодательством сроков обнаружилось, что ни Администрация г. Ижевска, ни ее управления конкурсы по отбору управляющих организаций для вышеназванных МКД не провели. От простой и очевидной вроде бы функции представители «агашинской» команды в процессе рассмотрения дела отнекивались какими-то невнятными нареканиями и нелепыми «детсадовскими» отговорками.

на 15-ю (Ковалевской).jpg

Для начала ответчики вообще отказывались признавать тот факт, что ими не были организованы и проведены конкурсы по выбору управляющих организаций для многоквартирных домов. Потом заявляли, что не обязаны проводить конкурсы по домам, у которых в эксплуатацию сданы еще не все секции. Позже пожаловались на застройщиков, из-за которых якобы не представляется возможным провести конкурсы по отбору управляющих организаций, так как они, недобросовестные застройщики, в нарушение всех правил, «зажали» и не отдают техническую документацию на объекты.

Копий обращений в прокуратуру или суды, однако, по фактам такого поведения застройщиков администрация по требованию антимонопольной службы не предоставила.

В конце концов представители ответчика объяснили своё бездействие тем, что открытыми конкурсами по выбору управляющих организаций должна заниматься не сама администрация, а якобы её структурное подразделение – МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ». Однако комиссия УФАС сочла этот довод не нашедшим подтверждения.

В июне Управление Федеральной антимонопольной службы по УР вынесло решение по делу, в котором признала Администрацию города Ижевска нарушившей Федеральный закон «О защите конкуренции» в части бездействия, выразившегося в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенными многоквартирными домами в г. Ижевске в срок, установленный Жилищным кодексом РФ.

Администрация города Ижевска с таким исходом дела не согласилась и подала в Арбитражный суд УР иск с требованием признать незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по УР.

В арбитражный суд администрация представила новые «доказательства» своей невиновности. Например, сделала заявление, что проведение открытых конкурсов было невозможным из-за отсутствия в Управлении по делам архивов Администрации г. Ижевска инструкций по эксплуатации многоквартирных домов.

На заседаниях в Арбитражном суде УР неожиданно всплыли протоколы общих собраний собственников помещений трех из четырех спорных домов. Владельцы квартир в домах на 8-й Подлесной, 46; Баранова, 94а и Ковалевской, 13 якобы самостоятельно выбрали себе управляющие организации и, оказывается, уже давно – в феврале, апреле и августе 2014 года. Остаётся загадкой – в силу каких обстоятельств непреодолимой силы такое важное «доказательство невиновности» не было представлено администрацией в антимонопольный орган? Может быть, потому что протоколов собраний жильцов до этого попросту не существовало? 

Довод Администрации г. Ижевска относительно того, что полномочия по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций на право заключения договора на управление МКД в г. Ижевске возложена на МКУ г. Ижевска «Служба технологического обеспечения ЖКХ», суд отклонил как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела. Другой и последний довод чиновников состоит в том, что у Администрации г. Ижевска якобы не было возможности провести открытые конкурсы для  вновь возведенных МКД из-за отсутствия в Управлении по делам архивов Администрации г. Ижевска инструкций по эксплуатации многоквартирных домов. Этот довод суд отклонил, как противоречащий материалам дела и нормам действующего законодательства. В удовлетворении заявленных Администрацией г. Ижевска требований Арбитражный суд УР отказал полностью.

Из материалов дела стало известно, что застройщиком спорного дома по улице 8-ая Подлесная, 46 является ООО «Подлесное». Под данным названием имеется шесть одноименных фирм, зарегистрированных в 2012 году по одному адресу – г. Ижевск, ул. Песочная, 11. А их управляющие организации и учредители-юрлица, тоже одноименные, зарегистрированы по одному и тому же адресу только годом позже, в 2013 году в соседнем регионе – Пермском крае. Застройщиком дома по улице Баранова, 94а стало ООО «РСУ-сервис», к его учредителям еще вернемся. Дом по улице С. Ковалевской, 13 построен ООО «Сити Строй» - в федеральном ЕГРЮЛ значится 845 юрлиц с таким наименованием.  

Дом по Областной, застройщиком которого является ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России», по всей видимости, оказался в списке этих четырех спорных домов по случайности. Его управляющая компания - филиал ЖКУ № 826 ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России».

Теперь главное – кому в результате всей этой возни и нарушений антимонопольных норм досталось управление этими домами на ближайшие 4-5 лет?  

Двумя домами - на 8-ой Подлесной и на С. Ковалевской - до 1 июля 2018 года и до 1 августа 2019 года соответственно «выбрана» управлять компания ООО «УК-Ижкомцентр». Директором этого ООО является Александр Сурнин, сын Сергея Сурина – депутата-единороса Гордумы Ижевска и владельца группы предприятий «Ижкомцентр». Семейный подряд в 2012 году уже попадал в скандал с другой своей УК «Ижкомцентр».  Сначала отец с сыном ее довели до банкротства, а после, видимо, уходя от долговых обязательств, «клонировали». В том же году Александр Сурнин, по сведениям жителей, сдавал стену управляемого им МКД под рекламные площади. При этом доход с рекламы поступал вовсе не на лицевой счёт дома, а в пользу Александра Сурнина. Вряд ли жители домов на улицах 8-ой Подлесной и С. Ковалевской могли сделать такой выбор...

Домом на улице Баранова, 94а до 1 мая 2019 года назначена управлять компания ООО «УК Лесхозный», созданная в 2012 году. Учредителем ее является Сергей Казаков – он же является и учредителем компании-застройщика ООО «РСУ-сервис», строившей этот самый дом. Директор управляющей компании ООО «УК Лесхозный» - Антон Богданов - ответственный сотрудник во многих управляющих компаниях известных в Ижевске «домоуправителей» Кутдузовых и самостоятельный владелец нескольких других «невнятных» управляющих компаний. Вот, собственно, и все интересанты. Так за кого, в таком случае, «страдает», уклоняясь от исполнения требований закона, городская администрация?