О том, что это такое, рассказал Павел Поздеев, куратор промо-группы «Юмшан».

- Отсчет мы ведем от 3-го фестиваля «Новые песни древней земли» (2005). С некоторым перерывом группа возобновилась под названием «Юмшан-57». К этому бренду сегодня мы относим сезоны удмуртских вечеринок в ночных клубах – нынче открыли седьмой сезон. В нашем активе – сама идея и первоначальное её воплощение (собственно, создание феномена) «Бурановских бабушек»; открытие и продвижение группы «Silent Woo Goore».

Можно сказать, «Юмшан» - это одна большая виртуальная «площадка», где постоянно муссируются наиболее актуальные для удмуртского сообщества темы и идеи не только собственно культурного свойства, но вообще вся совокупность общественно-политического контекста существования этноса в текущих условиях. Из этого «кипения» то и дело рождаются некие новые проекты, которые затем могут быть реализованы, а могут так и остаться на стадии мечты.

Павел Поздеев:

- Само понятие «юмшан» в удмуртском языке означает нечто залихватское, широкое. Это как бы универсальный праздник, народное гуляние. В частности, в свадебном обряде удмуртов так называют хождение гостей из дома в дом по деревне. Но само слово не привязано к какому-то конкретному действу. Для меня и моих единомышленников «Юмшан» - хобби. Мы стремимся к финансовой независимости и удмуртские вечеринки частично помогают в этом. Деньги очень небольшие, но позволяют нам сохранять дистанцию от тех общественных институтов, в которых воплощается, так сказать, официальная «удмуртскость» - Удмурт Кенеш, минкульт, миннац и т.д. Мы не против, мы даже сотрудничаем часто по каким-то конкретным проектам. Но у нас своя, особая, я полагаю, миссия…

Один из последних по времени проект – создание удмуртского мультфильма «Заяц и лягушка». По словам Поздеева, это его давнишняя мечта – анимировать прекрасный фонд аудиосказок на удмуртском языке, созданный в свое время по заказу министерства национальной политики. Всего в архиве более 600 минут записей, но, помимо собственно удмуртских, там есть и прочитанные по-удмуртски сказки народов Европы, Африки, Австралии. Собственно удмуртских в фонде 45 сказок общей длительностью звучания 150 минут.

Вот это богатство, считает Поздеев, и должно лечь в основу целого сериала удмуртских мультиков. Долгое время идея была невостребована. Хотя, по его словам, еще в 2008 году ему в интернете на глаза попался графический рисунок, изображающий двух девочек-удмурток, выполненный в стиле анимэ. Исходя из сопроводительных надписей к рисунку на английском языке Павел решил, что автор – Александра Гладыш живёт где-нибудь в Америке, но каким-то образом находится в удмуртской теме.

Новый контакт с идеей удмуртского мультика случился в апреле этого года, когда в Сети появилась первоапрельская шутка художницы – мол, министерство культуры УР выделило грант в 1 миллион рублей на создание мультфильма по мотивам удмуртских сказок. Этот пост нашел живой отклик в СМИ. Поверили. Местные телеканалы тиражировали первые наброски Саши к сказке, выбранной ею самой – о девушке, попавшей в плен к водяному.

А нынешней осенью Павел Поздеев счастливо соединил девушку, мечтающую создать мультик с удмуртскими персонажами, со своими планами запечатлеть удмуртские сказки воочию. Случилось это довольно курьёзно. Павел Поздеев увидел в Сети, как несколько знаковых для удмуртской культуры персон (в основном из среды артистов удмуртской эстрады) подхватили модный проект «вызовов» с обливанием ледяной водой. Но на Западе этот «перформанс» имел благотворительный контекст – те, кто не хотел публично обливаться, делали пожертвования на лечение от какой-то редкой болезни. Наши же, говорит Павел, эту идею превратили в фарс. И Поздеев предложил дать этому полезное направление – собирать таким образом в «электронный кошелек» средства на создание первого удмуртского мультика. Так довольно быстро собрали больше 40 тысяч (сейчас сбор продолжается, на страничке «Юмшан» отражается величина фонда).

Сказку выбрал сам Павел, ориентируясь на чисто технические параметры. «Заяц и лягушка» («Лудкеч но эбек») оказался одним из самых коротких – всего минута звучания. Сам написал сценарную разработку. Подробно обговорил с Сашей мизансцены.

Недавно в арт-центре «Грифон» прошла презентация первого удмуртского мультика. По словам Павла Поздеева, реакция удмуртского сообщества была неоднозначная – было много откликов скептического свойства, в частности, на качество анимации («дерганье» кадра), на неуместность стиля анимэ, на отсутствие «удмуртскости» и т.д. Но сам он считает первый опыт удачным и намерен его продолжать. Среди откликов делает упор на реакцию родителей и детей – приученные диснеевской продукцией, они хотят «длинных» сказок с «гладкой картинкой». В принципе с этим согласен и сам Поздеев – нужно добиваться «диснеевского» качества, считает он.

Но мультипликационный сериал по удмуртским сказкам – это всего лишь одна грань проекта «Юмшан».

Если посмотреть на верхнюю часть страницы «Юмшан» в «ВК», можно получить полное представление о том, чем живет, что является актуальным для удмуртской молодежи. Поздеев отмечает, что среди российских финно-угорских народов (а их, кажется, больше двух десятков) удмурты прочно занимают лидирующие места в финно-угорской блогосфере по количеству актуальных блогов и размещенных в Сети материалов.

на 16-ю.png

Так, в настоящее время приближается к завершению конкурс удмуртских блогеров, которые почему-то в основном девушки. Бурно обсуждается тема, нужен или нет факультет удмуртской филологии в Удмуртском госуниверситете. Или другая тема - нужно или нет вводить повсеместное (не только в удмуртских классах) преподавание удмуртского языка?

Что характерно, высказывания на странице «Юмшан» зачастую весьма радикальны и, как говорится, «невзирая на лица». Что в определенной мере является способом выражения именно неофициальной, неформальной точки зрения, того самого «общественного мнения», которое не формулируется в государственных СМИ.

Среди «горячих» тем, обсуждаемых участниками, подготовка к уже четвёртой антипремии «Кибит Возьмась Awards». Это «премия» за самые громкие провалы, скандалы, разочарования уходящего года. Ежегодно «лауреатом» такой премии становится Удмурт Кенеш, вызывающий разочарование и «чувство стыда» среди определенной части удмуртов за свою деятельность…