Смешение разных танцевальных стилей, неординарные дизайнерские решения, формат шоу - все это можно было увидеть и в Ижевске до выхода фильма. Ребята неоднократные чемпионы России, Европы и мира по современному спортивному танцу (Венгрия - 2005, Испания - 2005, Италия - 2006). Я беседую с одним из них - Александром Повышевым.

- Саша, наверное, начинать в 1994 году было куда интереснее, чем сейчас?

- Существует большая разница между тем, как было раньше и есть сегодня. Сейчас Интернет заполнен видеоуроками по всем видам и стилям танцев. А в 1994 году очаги современного танцевального движения только начинали зарождаться в Москве, Питере, в Казани. Достать информацию, которая бы помогала развиваться в современном танцевальном направлении, было трудно. Телевидение ограничивалось трансляцией классического, эстрадного и фольклорного танца. Но уже появились первые видеомагнитофоны. Тогда во всем Ижевске их было штук пять. Кто-то доставал кассеты с выступлениями Майкла Джексона, MC-Hummer. Вот оттуда мы и черпали визуальную информацию. Что-то увидел, а дальше уже сам додумываешь рисунок танца. Мы начинали танцевать в стиле хип-хоп, который позже смешивали с брейк-дансом. Наша цель была - не придерживаться какого-то одного стиля. Много эстрадных хореографов, которые нас тогда видели, говорили, что мы танцуем неправильно, но нам, шестнадцатилетним подросткам, были побоку их замечания. Потом, когда танец стал делом нашей жизни, мы уже осознанно искали свой путь, уходили от всех существующих форматов. О нас быстро узнали в городе, стали приглашать на разные площадки, так пришла первая популярность. Создали коллектив с коммерческим названием MC-club (MC - master of ceremony - «хозяин вечеринки»). Мы мечтали о российской сцене и в течение 8-10 лет довольно плотно гастролировали. Проехали около сорока городов России. Сначала нас объявляли «Москвой», это такой менеджерский ход, ну, поскольку неизвестный коллектив. Потом нас стали узнавать и уже объявляли коллективом из Ижевска.

- Большие залы удавалось собрать?

- Двухтысячные площадки. Объездили многие ДК и ледовые дворцы, в Москве выступали в клубах.

- Это хорошо оплачивались?

- По тем временам да. Но почти все заработанные деньги мы тратили на создание нового шоу, на развитие, на костюмы, какие-то наработки. Мы хорошо продвинулись по светодиодной тематике. Еще задолго до того, как вышел фильм «Шаг вперед-3», где на танцорах мигают лампочки, использовали эту идею. Сейчас мы уже используем Wi-Fi для управления светодиодами на расстоянии. Я смотрю, коллективы из Екатеринбурга, Челябинска только сейчас приходят к использованию тех идей, которые у нас были реализованы еще в 2007 году, у них только сейчас появились костюмы, подобные тем, в которых мы танцевали тогда.

на 17-ю (1).jpg

- А в чем еще, кроме дизайнерских разработок, вы были впереди?

- В танцевальном творчестве. Мы всегда соединяли, казалось бы, несоединимые вещи: разные стили и техники - бойцовскую, танцевальную, актерскую. В наших номерах всегда есть сюжет, а не только четкая техника.

- Фестиваль «Танцующая Россия» - веха не только  в вашей творческой деятельности, но и в культурной жизни Ижевска. По-моему, такие широкоформатные мероприятия тоже начались с MC CLUB. Во всяком случае, в Удмуртии. Почему он канул в Лету?

- Мы проводили его в течение трех лет, с 2005 года, сколько могли. Организаторов было три человека – Владимир Носов, Рустем Черевинский и я. У фестиваля есть предыстория. Телевидение транслировало совсем не то, что хотелось бы видеть. Хотя, когда мы были в гастролях по России, встречались с невероятно талантливыми коллективами, но их никто не знал. И мы загорелись идеей собрать их в один общий фестиваль.

При этом у нас была цель – продвинуть Ижевск, показав, что и в Удмуртии способны провести большое, значительное мероприятие, которое прогремит на всю Россию. Честно говоря, «Танцующая Россия» - очень болезненная тема для нас. Мы думали: «Такой классный проект! Стоит только выйти на нужных людей, и нас поддержат». И самому региону это было выгодно! Но чиновники нас не поддержали. Они были заинтересованы только в том, чтобы поставить галочку в отчете о проведенных мероприятиях, сами ничего не делают и другим не дают. Это просто угнетает в нашей республике.

Кстати, когда у нас здесь все заглохло, мы получили предложения из Перми и Казани о проведении фестиваля у них. В Казани нам сказали, что на такие проекты из бюджета выделяют от трех до семи миллионов. «Танцующая Россия» - проект на три миллиона. А мы практически всю сумму собрали сами. От «Единой России» получили 50 тысяч рублей, комитет по делам молодежи, слава богу, выделил 30 тысяч, ну, и разнокалиберные предприниматели дали 100-120 тысяч. Всю остальную сумму мы внесли сами и ничего не заработали: фестиваль оказался убыточным. Поэтому в 2008 году, сразу после последнего фестивального сезона, я уехал во Францию по приглашению французской сборной по современному танцу и вообще хотел перебраться туда. Никакой организацией не собирался больше заниматься. Когда вспоминаю о «Танцующей России», комок к горлу подступает.

Почему в Казани культурная жизнь кипит, бурно развивается молодежное направление? Там реально ведется работа с молодежью. Там предлагают проведение, ну, условно, 800 молодежных мероприятий в год, на которые требуется 80 миллионов. Проведение всех проектов четко прописано, денежные затраты обоснованы. В результате Москва выделяет им не запрашиваемую сумму, а 50 миллионов. Федеральные чиновники видят – в этом регионе есть развитие, постоянно проводятся фестивали, творческая жизнь активна, насыщенна, разнообразна. Кстати, в Татарстане поддерживаются все новые молодежные направления: и в спорте, и в танцевально-музыкальной культуре. Кроме того, используется еще и свой внутренний финансовый ресурс.

- А в Удмуртии?

- В Ижевске реализуется примерно 20 проектов по молодежке в год. Нам на их проведение нужно два миллиона рублей. Москва говорит: «Столько выделить не можем, дадим 80 тысяч рублей». Потому что как у нас был День молодежи, так больше ничего придумать и не могут. У нас до сих пор используются положения для молодежных мероприятий двадцатилетней давности. С них только пыль сдувают время от времени, но ничего нового не вносят. Плюс те незначительные инвестиции, которые получают из федерального бюджета.

- Это не голословное обвинение?

- Я с этим сталкивался. Объясню на примере Дня молодежи. Чиновники дают площадку только под те проекты, которые имеют крупных спонсоров: Мегафон, АСПЭК, Газпром. Площадку, свет, звук и музыкальную программу оплачивает спонсор. А куда идут деньги, которые выделила Москва? Там ведь тоже было и на свет, и на звук, и на выступление артистов... Во всяком случае, так было «при Волкове». В то же время я не могу сказать, что во власти все плохие. Нас всегда поддерживал Игорь Васильевич Краснов. Есть там люди, которые всегда помогут тому, кто пришел к ним с достойным проектом, правда, их мало. Надеюсь, что в республике дела пойдут на лад с приходом нового руководства.

- О каких проектах идет речь?

- В MC CLUB с Черевинским я до сих пор продолжаю выступать, как танцор. Кроме того, играю в театре современного искусства “Птица” Светланы Шанской. Со студией «Молчи и танцуй», в которую входят лучшие российские танцоры, создаем  театрализованные шоу, с которыми гастролируем по России. В наш репертуар входят спектакли “Щелкунчик”, “Маленький принц”, “Остров сокровищ” и новое “По следам бременских музыкантов”, где есть ди-джей, авторские песни, рэп, хип-хоп, акробатика и паркур, гитарный инструмент и саксофон. Все смешали, но так, чтобы эти разнородные элементы гармонировали друг с другом, и исполняем вживую. Это молодежный проект. Хочется, чтобы ребята, посмотревшие наших “Бременских музыкантов”,  загорелись нашей творческой искрой и создали что-то свое. А еще серьезно думаю заняться кино. Сейчас в работе три сценария. Занимаюсь только тем, что интересно, потому что, когда работа превращается в рутину - прощай, творчество.