На конкурс выставлены не сами земельные участки, а право на заключение инвестиционного соглашения. В ходе его реализации полтора десятка крупных земельных участков города скопом и без аукционов собираются передать победителю в аренду на сроки, о которых стороны договорятся между собой уже в последний момент - при подписании контракта. Итогом всей этой многоходовки может стать присвоение земель, рыночная стоимость которых составляет от 390 до 650 миллионов рублей.

День проведения конкурса по неназванным причинам уже неоднократно переносился. В телефонном разговоре с корреспондентом «Д» представитель организатора конкурса, контактное лицо - юрист отдела развития и правового обеспечения администрации г. Ижевска Александр Волков отказался сообщить какую-либо информацию о поданных заявках, сославшись на якобы «коммерческую тайну». При ответе на вопрос о возможности присутствия прессы на процедуре вскрытия конвертов с заявками Александр Геннадьевич засомневался и взял отсрочку для уточнения.

Организатором конкурса назначено подразделение администрации Ижевска - Управление благоустройства и транспорта (УБиТ) в лице его начальника Михаила Тарасова. Конкурс проводится в один этап, конверты должны быть вскрыты в кабинете самого Тарасова в здании УБиТ по ул. Ворошилова, 67а. Определить победителя уполномочена конкурсная комиссия в составе семи руководителей управлений администрации Ижевска. Председателем комиссии является замглавы администрации Сергей Климов, тот самый, что в 2013 году выходил с инициативой о введении штрафов за парковку автомобилей во дворах. Нужно же заранее позаботиться о том, чтобы «простимулировать» водителей парковаться на формируемых платных машиноместах. 

За месяц с небольшим конкурсная документация уже трижды менялась. Пересматривался перечень участков – в итоге их осталось 15. Согласно кадастровой карте, изымаемые участки накладываются на зоны озеленения, дворовые территории, свободные участки на городских улицах и в зонах жилой застройки. Под ударом - пространства у дома № 27 по ул. 50 лет ВЛКСМ; д. 185 по ул. 9-е Января; домов 11 и 36 по ул. Холмогорова; д. 56 по ул. Автозаводской; д. 19 по ул. Сабурова; д. 24 по ул. Охотной; д. 397 по ул. К. Маркса; два участка по ул. Ленина - дома 58 и 101; у дома № 57 по ул. Баранова; д. 34 по ул.7-ой Подлесной; д. 291а на ул. Пушкинской и д. 5 по ул. Матросов. В горадминистрации считают, что на перечисленных местах должны появиться платные многофункциональные стояночные комплексы с постами охраны вместимостью от 1000 до 1400 машиномест.

Общая площадь уходящей «под инвестора» муниципальной земли составляет 121,1 тыс. кв. метров. Выкупить право на пользование этими землями победителю торгов предлагают всего за 5 (пять) млн рублей. То есть 1 кв. метр городской земли обойдется победителю конкурса в 41 рубль (прим. - не в 41 тыс. рублей, а именно в 41 российский рубль). А если смогут отбить все 20 участков, на которые изначально кто-то положил глаз, то ещё дешевле.

Есть, конечно, и другая цифра — сумма обязательств по инвестициям: от 100 до 190 млн рублей. Это те деньги, которые, согласно условиям конкурса, администрация г. Ижевска обязывает инвестора вложить в строительство паркингов. В этом-то и подвох. Названная сумма неподъемна для обычных предпринимателей, в том числе для тех, кто сегодня занимается автостоянками. «Такой порог для нас непреодолим», - признаются они.

Получается, что, выставив на конкурс большой перечень участков, горадминистрация заранее создала привилегию для крупного инвестора. Вместе с тем, победитель такого конкурса получит право на регистрацию права собственности на все объекты недвижимости, которые позже появятся на выставленных на конкурс участках.

Согласно конкурсной документации, реализация инвестиционного проекта осуществляется в несколько этапов: прием-передача земельных участков, получение градостроительных планов, технических условий, утверждение проектной документации, прохождение экспертиз, получение разрешения на производство земляных работ, на строительство, собственно - само строительство и реконструкция и, наконец, ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, в том числе – изгородей, шлагбаумов, постов охраны. Или, как закамуфлировано называют заказчики эти элементы – «результатов инвестирования». 

До ввода в эксплуатацию построек земельные участки под ними планируется отдать инвестору на правах срочной аренды. Конкретный срок аренды, правда, нигде не оговаривается. Вместо этого присутствует хитрая формулировка о том, что срок аренды земельных участков «не может быть менее срока службы движимого и недвижимого имущества, входящего в состав многофункционального комплекса организованных стоянок транспортных средств, определяемого на основе расчетов в технической (проектной) документации». Будем честными – это «вечная» аренда.

Со сроками реализации инвестиционного соглашения тоже не всё понятно. В проекте договора здесь - пустая графа. Это значит, что заказчик с инвестором будут договариваться о сроках действия соглашения в момент его подписания. Оно и понятно - когда строишь сам для себя, торопиться-то некуда.

Помимо проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию недвижимости на земельных участках, согласно проекту инвестиционного соглашения, в обязанности инвестора входит также «проведение кадастровых работ в отношении земельных участков с целью уточнения их границ, перераспределения, изменения разрешенного использования» и дальнейшая государственная регистрация права собственности на объекты! Оговаривается, что по завершению и реализации инвестиционного проекта право собственности на результат инвестирования возникает у инвестора.

Пунктом проекта инвестиционного соглашения предусмотрено, что после передачи «результата инвестирования» инвестору стороны принимают все необходимые меры для оформления прав инвестора на земельный участок. Это значит, что после осуществления государственной регистрации на возведенные объекты недвижимости у инвестора, как у собственника данного объекта, в соответствии с Земельным кодексом РФ, возникнет исключительное право на приватизацию путем выкупа земельного участка, на котором расположен объект инвестирования.

При этом выкупная стоимость участков будет рассчитываться не по рыночной стоимости, а в соответствии с Постановлением Правительства УР «Об установлении выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», как произведение кадастровой стоимости земельного участка на ставку земельного налога. 

На заметку: согласно открытым данным, кадастровая стоимость 12 из отчуждаемых 15 земельных участков составляет 1 рубль (!). Цена трех оставшихся - 5,7 млн, 8,2 млн и 3,4 млн рублей. Что касается сведений о разрешенном использовании именно по конкурсным земельным участкам: в феврале и марте этого года в них были внесены изменения – что было до, сказать сложно, но теперь их разрешенное использование - «Строительство муниципальных стоянок и парковок для авто-, мототранспорта с пунктами охраны общественного порядка».

Занавес в этой истории, расписанной по сценарию администрации, очевидно, должен опуститься после строительства паркингов – инвестор, заплативший в бюджет Ижевска 5 млн рублей за право заключения инвестиционного соглашения, приватизирует 15 значительных по площади земельных участков, в то время как выкупная цена каждого из них на аукционах была бы поднята в тысячи (!) раз.

Критики по стояночным «перегибам» у сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина появились уже даже в числе депутатов Городской думы. Постоянная комиссия по бюджету и финансам во главе с ее заместителем направила прокурору Октябрьского района г. Ижевска обращение с просьбой рассмотреть постановление администрации и конкурсную документацию на предмет их соответствия законодательству и принять меры прокурорского реагирования. Остается только задать риторический вопрос: к чему с таким упорством готовится сити-менеджер накануне муниципальных выборов 2015 года? Торопится не успеть?