Владислав Шулаев,

директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ 
(г. Москва)

Шулаев.jpg 

Газета «День» заслуживает своей специально написанной биографии. Во-первых, очень хорош фон разворачивающихся в это время в Удмуртии событий. А, во-вторых, газета  пережила много эпизодов, познавательных, с точки зрения развития газетного дела в статистически среднем (1/100 сразу по нескольким параметрам) российском регионе в постсоветскую эпоху. Сюда можно отнести и эксперименты с периодичностью выхода, и страницы с афишей, и пионерские интернет-форумы, и информагентство, и т.д.

«День» задавал и задает объемность информационного и экспертного поля вокруг себя. Стерео, 3D. Или «Пано», если вспоминать некоторые ижевские радиодревности.  Журналисты и редакторы «Дня» возвращали выпадавшие темы в повестку республики и города, вели рейтинги общественных деятелей, втаскивали в информационное поле региона российские и соседские новости, связанные или оттеняющие местный событийный ряд.

«День» обеспечивал и обеспечивает обратную связь для власти. «День» в забытых традициях ленинской печати пробовал себя в роли коллективного агитатора, пропагандиста и организатора.

«День» вообще сравнительно революционное медиа. Поэтому всегда важно следить за очередными его метаморфозами. Такой, как нынешняя – из аналогового формата в, так сказать, dolby digital.

Артефакты "Дня"

 18.jpg


Марат Баширов

председатель комитета по взаимодействию с органами власти Ассоциации менеджеров России   
(г. Москва).

Баширов.jpg

Для всех эпохи уходят по-разному. Для газет моей жизни они уходят с остановкой печатного станка. Как ни называй интернет - сайт газетой, он сайтом и останется.

Газета – это всегда листы бумаги, на которые набиты точки разных цветов, их можно брать в руки, их можно положить в портфель.

Газета - это всегда человеческая мысль, выраженная словом или снимком, заголовком или монтажом. Иногда страница демонстративно пуста, на ней нет ничего и все равно остается смысл – так редакция обычно выражала свой протест.

Газета - это всегда труд читателя, который тратит свои деньги в киоске или подписывается на год через почту, и ждет очередной номер, сторожа почтальона, чтобы газету не вытащили из ящика.

Газета – это всегда письма читателей. Они всегда приходят через дни и недели после выпуска номера газеты, но от этого они только ценнее. Видно, в газете было что-то такое напечатано, что заставило взяться на перо и написать первые слова – «уважаемая редакция» с восклицательным знаком.

Номер газеты живет долго. У кого-то копится целый год и по завершении его в перевязанной пачке отправляется на чердак дачи. У кого-то хранится, хранится, а потом идет на подклейку основы для обоев, и его через десятки лет найдут новые читатели. У всех по-разному складываются истории со старыми номерами газет, но они всегда не однодневные.

Газета живет твою жизнь с тобой, меряя твои дни своим метрономом, и ты соглашаешься с этим правилом, потому что ты выбрал ее – газету и ты ей доверяешь.

Ты не знаешь большинства тех, кто создает газету, и ты не сможешь сказать, сколько им лет и как они живут за пределами своей профессии. Но, когда они собираются вместе в последний раз , чтобы выпустить последний номер газеты, ты почему-то спохватываешься и ощущаешь беспомощность, ты боишься наступающей пустоты в своем почтовом ящике, как смерти друзей, и ты словно расстаешься с близкими людьми. Газета – это живой организм. Бумага – это «тело» ее, а содержание – дух.

Сергей Щукин написал в фейсбуке, что «День» перестает выходить в печатном виде.

Я никогда не подписывался на «День», но я его читал. Я редко соглашался с позицией журналистов и редактора в освещении событий в Удмуртии, и даже в стране, но все равно читал их статьи. Как всем региональным газетам, не живущим на дотации государства, «Дню» приходилось отвоевывать свою жизнь день за днем, искать деньги, союзников, острые темы и мне часто хотелось обвинить «День» в конъюнктурщине, но я вновь брал свежий номер и читал.

Газета для героев ее статей, как сосед по коммуналке – шумный, ругливый, жарящий селедку на общей кухне, но вот он съезжает и ты готов ему простить все его бытовые прегрешения, потому что ты привык у нему. Ребята, спасибо, за то что жили так долго. Спасибо, что были ГАЗЕТОЙ!

Из архива "Дня"

 


Олег ФОМИН,

руководитель аналитического управления ОАО «Инвестиционные технологии»
(г. Москва)

Фомин.jpg

«День» без сомнения остается одним из самым интересных медийных проектов на информационном поле Удмуртии. Уже больше десятилетия газета прочно удерживает внимание читателей актуальностью своих публикаций и, в отличие от многих изданий  официального и развлекательного характера, не теряет своих позиций.

Востребованность «Дня» легко объяснима. В условиях деформированного властью информационного поля Удмуртии газета часто оставалась одним из немногих трансляторов смысла и удовлетворяла общественный запрос на не отретушированную реальность. В  «волковскую» пору она всегда  отличалась выбором острых тем, хорошей погруженностью в рассматриваемые вопросы, высочайшим для республики уровнем экспертности.  

Общественный резонанс от резко критических публикаций и «расследовательских» материалов «Дня» подчас был несопоставим с размерами его тиража. Многие скандальные сюжеты удмуртской приватизации стали известны лишь благодаря решительной позиции газеты.

С подходами «Дня», традиционно рассматривающим политические экономические проблемы в неудобном для властей ракурсе, часто не соглашались, справедливости ради, не всегда безосновательно. Тем не менее «День» читали и искали, несмотря на то что власть делала максимум возможного для ограничения сферы его распространения. Нередки были случаи, когда выпуски газет с острыми публикациями передавались буквально из рук в руки.

Неслучайно в разносторонней читательской аудитории газеты значительное место занимали представители властных структур и деловых кругов. Неофициальная репутация «Дня» в их среде всегда была достаточна высока и кардинально отличалась от официально декларируемого отношения.

Гражданская позиция журналистов издания, много сделавших для становления гражданского общества в Удмуртии, заслуживает глубокого уважения. Вряд ли будет преувеличением сказать, что, при написании истории республики периода рубежа веков, публикации «Дня» будут ценнейшим информационным источником. Хотелось бы верить, что при переходе в Интернет-формат проект сохранит свои лучшие качества.