На прошлой неделе, 17 марта, премьер России Владимир Путин подписал постановление «О применении на территории Удмуртской Республики времени второго часового пояса», в соответствии с которым Удмуртия будет теперь жить «по Москве». Данное постановление принято в связи с инициативой, направленной в Правительство РФ депутатами Госсовета Удмуртии и руководством Минпромторга РФ.


По существу, это решение носит чисто технический характер: границы часовых поясов давно не соответствуют астрономическому времени, определяемому по движению солнца, и привязаны исключительно к административно-территориальному делению страны. Однако после известного заявления Президента РФ Дмитрия Медведева, предложившего подискутировать на тему сокращения числа часовых поясов (сейчас их в России 11), для региональных властей и отдельных московских деятелей эта тема внезапно стала предметом повышенного внимания.


В официальных СМИ Удмуртии в феврале-марте наиболее цитируемым высказыванием президента республики Александра Волкова стали его слова о том, что он «не видит никаких минусов» в переходе на московское время. «В том, что повышается удобство в работе органов власти, это совершенно очевидно, мы не будем путаться ни с самолетами, ни с поездами», - заявил в выступлении перед депутатами президент Удмуртии.


«Не всё, что удобно президенту Волкову и тем чиновникам и бизнесменам, кто привык жить больше в Москве, чем в Ижевске, полезно региону и его жителям в перспективе, – возражает руководитель регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Сергей Щукин. – Например, очевидно, что переход на московское время отдалит Ижевск от соседней Перми на целых два часа. Это, безусловно, отрицательный момент в вопросе экономической и культурной интеграции наших двух регионов. Впрочем, президента Удмуртии эта тема всегда пугала».


Кроме Удмуртии, часовой пояс 28 марта сменят еще четыре российских региона: Самарская область, Кузбасс, Чукотка и Камчатка. И если в трех последних субъектах РФ, как и в Удмуртии, этот процесс не встретил активного сопротивления, то жители Самарской области увидели в смене пояса не только плюсы. Самарцев можно понять: в 1990 году область уже переходила на московское время, но через два года отказалась от этого эксперимента. «Переводом часов тогда оказались недовольны и горожане, и дачники, и сельские жители», - напоминает портал Грани.Ру.


Жители Самары до сих пор помнят последствия эксперимента двадцатилетней давности. На прошлой неделе, когда стало известно, что Владимир Путин одобрил инициативу законодательного собрания области о переходе на московское время, в регионе поднялся протест, на волне которого в городские муниципальные органы было подано сразу несколько заявок о митингах и пикетах в защиту местного, самарского, времени.


На сегодняшний день, по словам представителей общественного штаба «Самарское время», собрано уже свыше 11 тысяч подписей граждан, считающих решение о применении в области времени второго часового пояса, как минимум, преждевременным. «Большинство из них возмущены тем, что власти принимают решение, абсолютно не считаясь с мнением людей», – сообщает ИА REGNUM. Правда, в уличных пикетах, состоявшихся в Самаре 19 и 23 марта, приняло участие всего несколько десятков человек. Впрочем, наблюдатели связали низкую активность с давлением властей и организационными трениями внутри штаба организаторов протеста.


На фоне бурного развития событий в Самаре показательно, что в «официальном» публичном пространстве Удмуртии «вопрос о времени» после категоричных заявлений президента Волкова, по сути, не дискутировался. Между тем очевидно, что потребность в открытом обсуждении и достоверной информации на эту тему среди населения имеется. С начала года на ижевских интернет-форумах не утихают словесные баталии участников, которые зачастую просто не готовы разбираться в сути устройства часовых поясов без участия экспертов. Последние же молчат. Единого мнения о целесообразности перехода на московское время среди жителей республики нет, зато все чаще раздаются возмущенные голоса - а почему, собственно, нас никто не спросил?


Заявления президента Волкова о якобы положительном отношении подавляющего большинства жителей республики к смене часового пояса, как представляется, не имеют никакого документального подтверждения. Где можно ознакомиться с данными социологического исследования, показавшего «70-процентную поддержку» перехода на московское время, президент Удмуртии в своем выступлении перед депутатами Госсовета УР, к сожалению, не уточнил.


Дополнительный интерес к «вопросу о времени» связан еще и с тем, что в среду, 24 марта, президент России собирался принять в Москве глав регионов и муниципальных образований, которым предстоит сменить часовой пояс в предстоящие выходные. Самарские противники московского времени связывают с этим совещанием надежды на то, что их голос будет услышан. Жителям Удмуртии, напротив, независимо от их позиции надеяться, похоже, не на что: их мнением как не интересовались, так и не интересуются. Изменится ли здесь что-то, после того как ижевское время станет московским, время покажет.