Ремонт автомобильных дорог Ижевска, на который из бюджета Российской Федерации было выделено почти 600 млн рублей, стал для жителей столицы Удмуртии одной из самых обсуждаемых тем за два последних месяца. Пока видные члены «партии власти» силились извлечь из денег налогоплательщиков максимум политических очков, а граждане жаловались на плохое качество ремонта, кто-то делал серьезный бизнес. На прошедшей неделе стало известно о том, что в нескольких километрах от дачи президента Удмуртской Республики Александра Волкова начались грандиозные ремонтные работы. По мнению собеседников «Д», дело пахнет как минимум грубейшими нарушениями антимонопольного и бюджетного законодательства.


До деревни Колесниково, что на юге Удмуртии, чуть больше часа езды из центра Ижевска вместе со всеми пробками. Сразу после поселка Каракулино, по мере приближения к границе с Татарстаном, ландшафты по обе стороны дороги принимают все более живописный вид: здесь находится природный парк «Каракулинское Прикамье», а также ряд деревень со смешными названиями и множество дач высокопоставленных удмуртских лиц.


Обычно места здесь довольно тихие, но только не сегодня. Подъезжая к цели нашего путешествия, мы вместе с моим спутником отмечаем оживленное движение транспорта в обе стороны, главным образом, самосвалов и спецтехники. Наконец, в десяти километрах от райцентра все красоты резко заканчиваются, и взору предстает почти неописуемая картина.


Тупичок Волкова


Дохлые ремонты ижевских магистралей, где дорожные работники вот уже много недель срезают сверху по 10-15 сантиметров асфальта, не затрагивая основу полотна, не идут ни в какое сравнение с тем, что мы увидели. На протяжении около полутора километров здесь фактически строится новая трасса, которая проляжет в тридцати метрах от «старой», - она, кстати, в прекрасном состоянии для удмуртской глубинки. С вершины холма новая дорога спускается к речке Максимовке, где уже возведен каркас нового моста, стоящий вплотную к старой переправе. О состоянии прежнего моста сложно судить, не будучи специалистом, но внешне он тоже не выглядит аварийным.


За мостом дорога вновь поднимается в гору. Здесь какое-то время видны следы лишь ямочного ремонта, но через несколько сотен метров машина опять попадает на свежее полотно (протяженность этого отрезка новой дороги – 0,9 километра, если верить показаниям одометра). Здесь строители не только заменили верхний слой асфальта, но и расширили насыпь, укрепив ее по бокам.


«Зачем все это, куда? - не перестает сокрушаться мой собеседник. – У нас ремонтировать больше нечего? Эта дорога – вообще тупик». Действительно, несмотря на то, что в официальных документах дорога именуется «трассой Каракулино – Красный Бор» (последний уже в Татарстане), на самом деле у границы двух регионов она, по сути, обрывается.


Дальше идет проселок, где в сырую погоду можно проехать только на джипе.


Дальше только рабы и пирамиды


Масштаб строительных работ потрясает. Нужно сказать, что на пути новой автомагистрали, подходящей к мосту через Максимовку со стороны Каракулино, строители столкнулись с двумя основными препятствиями, и оба они к моменту нашего визита были практически устранены.


Во-первых, по словам собеседника «Д», в «коридоре» новой трассы оказалось не менее трех домов жителей деревни Колесниково, которые раньше стояли вплотную к старой дороге.


Теперь на этом месте остались только огороды, на которых погибает несобранный урожай и желтеет одинокий подсолнух, и вскоре они тоже должны погибнуть под гусеницами бульдозера. О стоимости расселения жителей и об их дальнейшей судьбе что-либо выяснить так и не удалось.


Во-вторых, от новой дороги до берега Камы всего около двух километров, а это автоматически означает чрезвычайно сложный рельеф местности. Для того чтобы проложить новую дорогу параллельно старой, строителям пришлось сравнять с землей две самые настоящие горы высотой с десяток метров.


Но ремонтникам есть ради чего стараться: всего в паре километров за мостом через Максимовку и есть тот самый поворот на Шигнанду, который ведет к даче президента Удмуртии Александра Волкова. А также, по слухам, и к недостроенному пока дому его сына Андрея Александровича, назначенного «партией власти» курировать реализацию проекта «Новые дороги городов России» в Ижевске, под который из федерального бюджета выделено почти 600 млн рублей. Кстати, проезжая мимо этого перекрестка, мы заметили «КамАЗ», бодро увозивший в сторону «президентских дач» штук десять ржавых труб из железа. Вполне вероятно – подобранных среди развалин домов, разрушенных в Колесниково при прокладке трассы. Правильно, что тут такого? В хозяйстве пригодится…


«Вопрос о зарплате поднимите!»


Работа на новой трассе идет полным ходом. Вверх-вниз по склону холма, как заведенные, носятся многотонные самосвалы. Два экскаватора «добивают» остатки горы, помешавшей трассе.


«КамАЗы» выстраиваются в очередь, чтобы загрузиться грунтом. На объекте заняты десятки единиц техники и рабочих.


Бульдозеристов я застал на отдыхе. Настрой у мужиков был довольно ядовитый. «Газета «День»? Солнечный день? Чудесный день?» Разговорились. «Вы там вопрос о зарплате поднимите», - попросил один. «А что, не платят?» - «Да платят, но мало». Выяснилось, что скреперистам установлен тариф 46 рублей в час, бульдозеристам – и того меньше. Выходит тысяч восемь в месяц, если не впахивать, как землеройная машина. Президентская стройка…


Работы, говорят, начались около месяца назад. Пообещал «поднять вопрос».


Наконец, встретилось и начальство, прибывшее на объект с проверкой. Главный из группы мужчин, инспектировавших строящийся мост, представился руководителем ОАО «Сарапульское дорожное предприятие», однако какие-либо комментарии дать отказался. Зато назвал имя своего начальника, который, по его словам, «сидит в Ижевске», - им оказался «Маликов Сергей Ильясович, директор управляющей компании». Это было уже кое-что.


«Дорога, дорога, ты знаешь так много…»


ООО «Удмуртдорстрой», гендиректором которого является Сергей Маликов, управляет не только сарапульскими ремонтниками, но и ОАО «ДП «Ижевское». Техника с эмблемой последнего, кстати, по словам источника «Д», еще пару недель назад также была задействована на объекте в Колесниково. Все эти названия и имена сходятся к единственной фигуре, весьма значимой в жизни ижевского и удмуртского истеблишмента: достаточно сказать, что Сергей Маликов, кроме прочего, – бывший директор ООО «Удмуртская хлебная компания», у истоков которого стоял нынешний министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Денис Агашин.


В открытом доступе есть информация о трех заказах, размещенных министерством Дениса Агашина и имеющих отношение к строительству дороги в Каракулинском районе. Первый открытый конкурс состоялся 6 апреля текущего года: право выполнить для Минтранса УР за 7 млн рублей работы по разработке проектной документации трассы выиграло ОАО «Автодормостпроект», в котором по состоянию на 2 июля 2010 года Денис Агашин числился членом Совета директоров.


Второй заказ от Минтранса получило Министерство природных ресурсов Удмуртии – речь шла о «государственной экологической экспертизе» проекта новой дороги «в части прохождения по территории природного парка «Каракулинское Прикамье». Соответствующее сообщение размещено на сайте Минприроды УР под фантастическим заголовком: «Дорога, дорога, ты знаешь так много…» Работники природоохранного ведомства, судя по всему, тоже о чем-то догадывались.


И, наконец, третий открытый конкурс (собственно за право получения заказа на реконструкцию дороги), согласно данным, содержащимся в реестре госзаказов Удмуртии за 2010 год, якобы состоялся 17 августа. Стоимость контракта, указанная в официальном документе, – 43 млн рублей, и выиграло его «Сарапульское дорожное предприятие». При этом запись о заключенном контракте появилась в реестре 2 сентября, т.е. в тот же день, когда мы бегали по стройке с фотоаппаратом, а контракт, если верить работникам, занятым на объекте, был заключен спустя целый месяц после фактического развертывания строительных работ.


Заключение


Итак, министерство, возглавляемое Денисом Агашиным, заказало строительство дороги у фирм, так или иначе связанных с его именем, тупиковую трассу за 50 млн рублей, которая не нужна почти никому, кроме двух дачников - Александра и Андрея Волковых. Для сравнения: в соответствии с заявлениями спикера Госсовета Удмуртской Республики Александра Соловьева, Можга в этом году получит из бюджета на восстановление улично-дорожной сети всего 20 млн рублей, Воткинск, Глазов и Сарапул – по 25 млн рублей.


Понятно, что таких трат республиканские налогоплательщики просто не могут себе позволить – так откуда же взялись в бюджете «лишние» 50 миллионов? Если учесть, что до недавнего времени, как утверждают источники «Д», предприятия, занятые ремонтом улиц Ижевска, вынуждены были работать в кредит и не получали ни копейки из 600 млн федеральных «дорожных» денег, история с трассой в Колесниково должна стать в высшей степени интересной для разного рода надзорных и правоохранительных органов.