Подавляющее большинство законопроектов депутаты принимали без обсуждения, и ни один из документов не получил больше двух голосов «против». Ожидаемое решение о сокращении количества депутатов Госсовета УР со 100 до 90 человек принималось в присутствии президента Удмуртии Александра Волкова. Именно он, как сообщали ранее республиканские СМИ, заблокировал принятие данного решения в апреле текущего года. Парламентский корпус сократили не только с задержкой, но еще и максимально мягко. В соответствии с новым федеральным законодательством Удмуртия по численности населения имела право на представительный орган численностью от 35 до 90 человек. Удмуртские парламентарии остановились на максимальной из разрешенной численности. За соответствующие поправки в Конституцию УР проголосовали 78 депутатов, против не был никто.


Депутатам пришлось в этот день еще немного «сократиться» из-за новых требований федерального законодательства. Сразу в двух чтениях был принят закон об отмене страховки здоровья депутатов за бюджетный счет (ст. 27 Закона УР «О статусе депутата Госсовета УР»). По словам докладчицы, председателя депутатской комиссии по госстроительству и местному самоуправлению Жанны Дворцовой, «на основании анализа судебной практики» выяснилась незаконность этой депутатской льготы.


Несмотря на привычный для Госсовета УР автоматизм процедуры голосования, доклады по итогам 2010 года (социально-экономическое развитие региона, исполнение бюджетов Удмуртии и Фонда обязательного медицинского страхования) все же вызвали ряд вопросов из зала. И тут же вдруг выяснилось, что из республики в прошлом году активно бежали и люди, и бизнес, а Правительству УР, сверх того, по выражению председателя комиссии по бюджету Софьи Широбоковой, «нужно это признать». Министр экономики Михаил Зайцев первым попал в неловкое положение.


У депутата из фракции «Справедливая Россия» Алексея Чуршина возникли претензии относительно превышения рождаемости над смертностью, о чём любит в последнее время упоминать президент Волков, доказывая позитивность итогов работы республиканской власти. Министр Зайцев с этого и начал свой доклад («Об исполнении в 2010 году Программы социально-экономического развития УР»). По его окончании депутат Чуршин задал министру риторический вопрос: если каждый год в республике рождается больше людей, чем умирает, то почему все время падает абсолютная численность населения? В ответ Михаил Зайцев долго и неконкретно рассуждал о последствиях финансового кризиса и необходимости реализации республиканских целевых программ, пока к трибуне не вышел его содокладчик - глава комиссии по экономической политике депутат Андрей Гальцин. «По 2010 году - резко увеличился отток населения, - признал факт депутат. – И не было никакого притока рабочей силы». То есть рожать-то в Удмуртии рожают да не живут.


Что касается ключевых итогов исполнения основополагающей республиканской программы, то в докладе Михаила Зайцева было собрано воедино то, что порциями сообщали по мере подведения итогов с начала года республиканские министерства и ведомства. Объем финансирования мероприятий программы из бюджета УР, согласно докладу, был обеспечен на 99,5 процента от запланированного; в целом доля средств республиканской казны в финансировании программы, по словам министра, составила 21 процент (около 8 млрд рублей). Еще 13 процентов было в той или иной форме оплачено из бюджета РФ и 43 процента – из собственных средств предприятий Удмуртии.


Отток предпринимателей из Удмуртии обнаружился по значительному ухудшению одного из финансовых показателей Фонда обязательного медицинского страхования в пересчете на душу работающего населения после небольшой дискуссии с участием того же Алексея Чуршина и Софьи Широбоковой. В целом качеству работы ФОМС г-жа Широбокова дала высокую оценку, сопроводив ее эмоциональными благодарностями за службу в непростых условиях. Тема причин ухода налогоплательщиков в другие регионы так и осталась за кадром.


Доклад министра финансов УР Валерия Богатырева об итогах исполнения бюджета Удмуртии за 2010 год был встречен депутатами спокойно, несмотря на пугающие цифры бюджетного дефицита и государственного долга республики. В ответ на вопрос «единоросса» Юрия Бычкова министр Богатырев подтвердил, что госдолг за год вырос в 1,7 раза. На 1 января 2011 года он составил 12,8 млрд рублей. Однако до сих пор, как подчеркнул Валерий Богатырев, Удмуртская Республика в точности исполняла все социальные финансовые обязательства, прописанные в бюджете.


Депутат Юрий Бычков сначала с места, а потом с трибуны неоднократно обращал внимание еще на одно обстоятельство местного бюджетного процесса. По его словам, которые не оспорил Валерий Богатырев, доходная часть бюджета УР к концу 2010 года выросла на 27 процентов по сравнению с суммой, которая закладывалось изначально. Рост доходов бюджета был обеспечен отчасти внутренними источниками УР, отчасти - дополнительными деньгами, выделенными из центра. По мнению г-на Бычкова, такая практика сбивает с толку конечных получателей бюджетных средств на местах, не позволяя им планировать свои расходы. Министр финансов Богатырев ответил в том смысле, что республика не может самостоятельно на месяцы вперед прогнозировать объемы будущих вливаний «свыше», и поэтому предложил смириться с тем, что в начале года расходы придется планировать по строжайшему минимуму, а затем пересматривать бюджеты по мере выделения дополнительных денег из бюджета РФ. Однако Юрий Бычков с ним так и не согласился, заявив, что при разработке бюджета-2012 осенью этого года можно заложить расходную часть «побогаче», ориентируясь на предполагаемые размеры будущих федеральных субсидий.


Необыкновенно горячим для Госсовета УР выдалось обсуждение двух законопроектов, лежащих в русле последних инициатив президента Волкова относительно морального облика молодёжи. Проекты законов «О профилактике алкогольной, наркотической и токсической зависимости в УР» и «О мерах по защите здоровья и развития детей», которые, судя по отдельным репликам депутатов, основательно обсуждались на заседаниях профильных комиссий, вызвали резкую критику сразу двух народных избранников - Юрия Бычкова и Владимира Бодрова, председателя фракции КПРФ.


Особенно досталось законопроекту «О мерах по защите…», устанавливающему для детей запрет на посещение разного рода порнографических лавок, баров, ресторанов и других заведений, «предназначенных преимущественно для реализации алкогольной продукции», а также законопроекту о комендантском часе для несовершеннолетних (с 22.00 до 06.00 в зимнее время и с 23.00 до 06.00 летом). Детей, вышедших на улицу в темное время суток, в соответствии с документом, сотрудники полиции будут отлавливать и доставлять родителям (для этого, по словам председателя комиссии по социальной политике Светланы Кривилевой, потребуется дополнительное финансирование из бюджета УР в размере 6 млн рублей только в первый год). По общему мнению депутатов Владимира Бодрова и Юрия Бычкова, подобного рода репрессивные меры ни к чему не приведут: необходимы не запреты, а организация здорового досуга детей и подростков по месту жительства с выделением необходимого финансирования. Тем не менее закон о профилактике алкоголизма и наркомании был принят сразу в двух чтениях, а «закон о комендантском часе» - проголосовали в первом чтении и отправили на осеннюю доработку. В случае если он будет принят, несовершеннолетних начнут отлавливать на улицах Ижевска с 1 февраля 2012 года.