По собственному признанию представителя компании, ее руководство отдавало себе отчет: кроме республиканской казны, за такие деньги «Чекерил» больше никто бы не купил. УФАС усматривает в этой сделке признаки неформальных договоренностей властей и коммерсантов, оппозиция настаивает на проведении расследования в отношении «первых лиц» республики.

Как потратить 300 миллионов

Вопрос приобретения ГЛК «Чекерил» в собственность Удмуртии продвигался республиканским руководством с большой настойчивостью. Принципиальное решение о покупке комплекса, судя по всему, было окончательно принято в середине 2010 года. 2 июля на совещании руководства Минспорта и Минстроя в резиденции президента УР Александр Волков объявил о строительстве на месте ГЛК всесезонной спортивной базы (биатлон, лыжный спорт, теннис, велоспорт и др.). Через три дня премьер Юрий Питкевич подписал программу развития физкультуры и спорта в Удмуртии, предусматривающую в том числе 510 млн руб. капитальных вложений в «Чекерил» в течение пяти лет. Львиную долю этой суммы - 390 млн рублей - планировалось выделить до конца 2010 года. Сопоставимых по стоимости объектов в Завьяловском районе с тех пор не появилось: выходит, Правительство УР готовилось отдать «Хайперфудс холдингу» за «Чекерил» 363 миллиона из предполагаемых 510 млн рублей, даже не успев начать никакого строительства.

Осенью Минстрой УР по заявке Министерства спорта официально разместил заказ «на приобретение горнолыжного комплекса, находящегося в Завьяловском районе Удмуртской Республики близ деревни Шудья». Аукцион, в котором заведомо мог принять участие только «Хайперфудс» (других горнолыжных комплексов в Шудье не имеется), был назначен на 22 октября, но из-за протестов антимонопольной службы закупку отменили. Как выясняется, одновременно в Правительстве УР готовился «исправленный» вариант документации: в новой редакции Минспорту УР требовался «горнолыжный комплекс на территории в радиусе не более 30 км от Ижевска». Участником аукциона снова мог стать только «Хайперфудс холдинг», но эту госзакупку УФАС не опротестовало. 3 декабря между Министерством спорта и ООО «Хайперфудс холдинг» был заключен госконтракт на сумму 363 млн 130 тыс. 900 рублей.

4Крошка-сын продал отцу

Осенью-зимой 2010 года правительство Удмуртии провернуло еще одну крупную операцию с собственностью. Блокирующие пакеты акций четырех предприятий холдинга «Комос Групп», аффилированных с «Хайперфудс холдингом», - ОАО «Восточный», ОАО «Птицефабрика «Вараксино», ОАО «Удмуртская птицефабрика» и ОАО «Ижевская птицефабрика» - были выкуплены этими обществами у государства, которому они до этого принадлежали. Сообщалось, что в республиканскую казну в результате должны поступить 367,4 млн рублей, которые будут направлены на покрытие бюджетного дефицита; позже из официального письма Прокуратуры УР стало известно, что правительство продало активы гораздо дешевле – «по рыночной цене, всего на сумму 307 млн рублей».

Реакция представителей ижевской оппозиции последовала незамедлительно. «Согласно сведениям, опубликованным в СМИ, готовящаяся сделка по приобретению горнолыжного курорта «Чекерил» имеет признаки сделки, направленной на компенсацию за счет бюджета затрат, понесенных аффилированными с ООО «Комос Групп» коммерческими структурами в результате выкупа акций птицефабрик, - писал председатель комитета УРО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Сергей Щукин в заявлении на имя прокурора УР Сергея Панова. – Учитывая, что задействованные в принятии решений по данным сделкам органы исполнительной власти подчинены президенту УР Волкову Александру Александровичу, а сын президента УР Волков Андрей Александрович работает в аффилированном с ООО «Комос Групп» ООО «Региональный инвестиционный альянс» (бывш. ООО «УК «Комос». – Ред.), просим дать оценку данным должностным лицам на предмет совершения ими деяний в интересах юридического лица (ст. 1, п. «б» ФЗ «О противодействии коррупции»)». Спустя несколько месяцев Прокуратура УР перенаправила документы в УФАС и умыла руки.

Льготы для большого бизнеса

Более полугода заняло движение жалобы «Патриотов» между Генпрокуратурой РФ, Прокуратурой УР и Управлением Федеральной антимонопольной службы. Наконец, 6 июня 2011 года глава Удмуртского УФАС России Михаил Маренников распорядился о возбуждении дела в отношении Министерства по физической культуре, спорту и туризму УР и ООО «Хайперфудс холдинг». Вопрос о коррупции так и остался на совести работников Прокуратуры УР. В рамках компетенции антимонопольщиков рассматривалось лишь нарушение ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» - согласованные действия органов госвласти, направленные на ограничение доступа на товарный рынок. Заседание комиссии УФАС по возбужденному делу состоялось 29 июня. Перед этим все основные его фигуранты направили антимонопольщикам свои объяснения и копии документов. На поверхности оказались сведения, ранее никогда не предававшиеся огласке.

С августа 2006 года, когда ООО «Хайперфудс холдинг» (до переименования – ООО «Нефтехимсервис-трейд») приобрело имущество комплекса у ООО «ГЛК «Чекерил», по декабрь 2010-го, когда комплекс был продан республиканской казне, на всех этапах – от строительства до продажи – собственник ни разу не упустил случая постричь купоны за бюджетный счет. Уже в декабре 2007 года между ООО «Нефтехимсервис-трейд» и Госкомитетом УР по физической культуре и спорту был заключен инвестиционный договор, освободивший новоиспеченного собственника курорта от налога на имущество на сумму 39,753 млн рублей. Как заявила на заседании комиссии УФАС представитель «Хайперфудс холдинг» Евгения Голубина, всего в развитие комплекса и приобретение оборудования компания вложила 378 млн рублей. Таким образом, в совокупности налоговые вычеты и сумма, полученная компанией из бюджета Удмуртии за «Чекерил» по госконтракту от 3 декабря 2010 года, превышают размер инвестиций в комплекс более чем на 25 млн рублей.

«То есть в результате постройки и передачи комплекса вы ничего не потеряли, плюс к этому приобрели в качестве выгоды те средства, которые вы не платили в виде налогов, правильно?» - обратился заместитель руководителя УФАС по УР Сергей Юшкин к представителю «Хайперфудс». «Фактически расходы наши, как я уже сказала, составляли 378 млн рублей, из них только процентов уплачено было порядка 60 млн рублей, то есть не все расходы наши покрывались налогом на имущество, - возразила г-жа Голубева, так ничего и не опровергнув.

Кроме того, в августе 2009 года имущество комплекса было передано в аренду автономному учреждению УР «ГЛК «Чекерил», учредителем которого является Министерство спорта. Арендная плата, выплачивавшаяся из бюджета УР до декабря 2010 года, – 922,165 тыс. рублей в месяц, или еще почти 15 млн казенных рублей за полтора года. «Договор аренды был заключен на условиях рентабельности для ООО «Хайперфудс холдинг», - заявили в письменных объяснениях для УФАС представители компании. Еще бы. Миллион в месяц – совсем неплохо для фирмы, освободившейся от затрат на содержание этого имущества и имеющей в штате ровно одного человека (единственный сотрудник ООО «Хайперфудс холдинг» - его генеральный директор Алексей Пьянков).

5Дадим, сколько попросят

Однако коммерческое предприятие, в конце концов, действительно преследует лишь одну цель – получение прибыли. Вопросы, имеющие отношение к эффективному расходованию бюджетных средств, комиссия УФАС адресовала представителям Минспорта, прибывшим на заседание в лице министра Игоря Краснова и министерского юриста Олега Столярова.

Их позиция заключается в следующем. Во-первых, Минспорт действует не вполне самостоятельно, а в рамках задач, определенных правительственными программами социально-экономического развития и поддержки физкультуры и спорта. Во-вторых, ограничение возможных участников аукциона 30-километровой зоной вокруг Ижевска продиктовано стремлением сделать горнолыжный спорт транспортно-доступным для наибольшего количества жителей Удмуртии. В обоснование этого тезиса представители министерства передали на рассмотрение комиссии письмо с объяснениями ижевских пассажироперевозчиков. В-третьих, список имущества, которое пожелало приобрести министерство, до мелочей соответствует имуществу ГЛК «Чекерил» по простому совпадению. Что же касается претензий со стороны других возможных участников несостоявшегося аукциона, то их нет: Минспорт предоставил комиссии УФАС письмо от директора второго ГЛК, расположенного на территории Удмуртии (СТЦ «Нечкино»). «У «Нечкино» отсутствовало намерение принять участие в аукционе, - говорится в письме. – Изучив документацию, считаем, что препятствий для нашего участия и ограничений с вашей стороны не было». Странное заявление, учитывая, что для «Нечкино», не входящего в 30-километровую зону, это условие в любом случае стало бы непреодолимой преградой.

Хуже всего у Министерства спорта с обоснованием начальной цены контракта (365 млн рублей). «Каким образом вы ее определили?» - задал вопрос председатель комиссии. «Это было свободное маркетинговое исследование», - ответил представитель Минспорта. «Вы можете представить результаты этого исследования, которое бы подтвердило, что максимальная цена контракта… из чего она складывается?» «Нет, мы ориентировались на ту сумму, которая была указана в республиканской целевой программе, соответственно, и в бюджете Удмуртской Республики, - объяснил ответчик, сославшись на то, что у него в тот момент не было обязанности проводить формализованные исследования рынка в соответствии с федеральным законодательством. - Начальную цену контракта мы формировали исходя из этих цифр». По решению комиссии УФАС рассмотрение дела было отложено на сентябрь 2011 года.

Траурные ленты для президента Волкова

Так сколько все-таки стоит «Чекерил» и так ли он необходим республике? Известно, что в преддверии продажи своего имущества, в августе 2010 года, ООО «Хайперфудс холдинг» заказало независимую оценку ГЛК у ООО «Бюро профессиональной оценки». В соответствии с докладом оценщиков, стоимость всего движимого и недвижимого имущества комплекса - от горы и подъемников до последней подставки для лыжных палок - составляет 363,13 млн рублей. За эти деньги его и купила Удмуртия. Но это очень условная цифра: горнолыжный комплекс – не пакет молока, не автомобиль и не дача. Если его необходимо сбыть с рук, то стоить он будет ровно столько, сколько за него готовы заплатить.

По этому поводу (буквально за минуту до конца заседания комиссии УФАС) проговорилась представитель ООО «Хайперфудс холдинг» Евгения Голубина. «Вопрос, который, может быть, вызывает затруднения у Минспорта, с определением стоимости, мы с ним тоже столкнулись в свое время, - сообщила она. – Потому что ту сумму средств, которую мы потратили фактически на строительство горнолыжного комплекса… как мы понимали, реально очень сложно будет за эти деньги это имущество кому-нибудь продать». Представитель компании заявила, что независимая оценка имущества была заказана именно по этой причине, и перечислила некоторые российские курорты, продажа которых растянулась на годы. Самому «Хайперфудс холдингу» невероятно повезло с партнером: руководство УР приложило все усилия, чтобы купить ГЛК как можно быстрее.

Произойдет ли в связи с покупкой «Чекерила» революция в республиканской инфраструктуре спорта, пока неясно. Известны приблизительные суммы, которые республика планирует тратить на капитальное строительство спортсооружений в зоне ГЛК (по 30 млн рублей ежегодно до 2014 года). Президент Удмуртии, приобщившийся к горным лыжам как раз на «Чекериле», судя по его активности, лично курирует это направление. Встать у него на пути не могут никакие катаклизмы, и, кстати, 13 июля на комплексе он уже успел впервые «разрезать ленточку». Торжественное открытие новых теннисных кортов стоимостью 14 млн рублей состоялось в день общероссийского траура по погибшим пассажирам затонувшего теплохода «Булгария».