24 января в 16.00 в галерее 'Грифон' Международного восточно-европейского университета состоится открытие выставки Равиля Исмагилова 'Времена года'. Равиль Исмагилов (родился в 1940 г. в Перми) - один из известнейших художников Прикамья. Будучи художником разносторонне одаренным, занимался живописью, рисунком, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, проектированием. Он работал в разных техниках, с самыми разными материалами. Он делал люстры из стекла, декоративную скульптуру из фарфоровой массы, занимался витражами, работал с металлом (семь его композиций из брошенного на свалке металла, в которых угадываются образы человеко-птицы, дракона, страуса удачно размещены в пространстве загородного пейзажа). По собственному признанию Исмагилова, живопись всегда была для него отдушиной, своеобразным мостиком, связывающим с природой. В ранние годы он увлекается красками севера. Его привлекает неяркая, неброская красота Тиманской тундры, свинцово-серые дали Баренцова моря, полудикие места Чаячьих островов (а затем и Сибирь, Байкал). В пейзажах конца 1980-1990-х, посвященных Прикамью, цветовая палитра усложняется. Уральская природа ему ближе, роднее. 'Наша лучше, больше душу греет'. Больше всего картин посвящено осени. 'Его пейзажи живописно-красочны, как сама природа в ее золотую пору, и радужно-трепетны, словно звенящие листвой на фоне неба, цвет и напряженность которого соответствуют состоянию дня' (А.Н.Тумбасов, засл.худ. России). Хотя, как утверждает автор, 'людям почему-то зимки больше нравятся. На морозе пишется более свежо - спешишь. Не то, что в мастерской - может иной раз вялость наступить'. Обращение мастера к портрету, пейзажу и натюрморту является своеобразным дополнением к его интересам к керамике и скульптурным композициям, подчеркивая их близость в гармонии искусства и бытия. Несмотря на внешнее сходство геометрической условности цветового решения в некоторых пейзажах, портретах, натюрмортах, композициях фигуративного и абстрактного типа ('Праздник', 'Озарение', 'Воспоминание о детстве') с монументально-декоративной пластикой витража, формальные поиски осуществляются в рамках станковой живописи. Как правило, таким работам присущи камерность, лиричность, повествовательность ('Памяти Клее', 'В деревне', 'Байкал'). Изображения человека (в том числе автопортреты) у Исмагилова передают не только возрастные изменения внешности, но и формирование внутреннего мира творческой личности, выраженного экспрессией цвета и ритмической организацией композиции фигуры в пространстве холста. Типология портрета строится на выделении лирико-поэтических черт человека: 'Портрет жены', 'Писатель М.Голубков', 'Кинооператор М.Заплатин'; в рисунке - 'Портрет матери', 'Чабан Тушетии'.