На заседании 6 ноября правительство РФ одобрило проект концепции реформы оплаты труда работников бюджетной сферы. С 1 октября 2003 года их оклады увеличатся в среднем на 33% и будут выплачиваться по новому принципу. Взамен прежней Единой тарифной сетки (ЕТС) для каждой бюджетной отрасли вводятся свои системы расчета окладов, которые в большей мере учитывают специфику отдельных профессий. Регионы и муниципалитеты при этом получают право корректировать установленные на федеральном уровне отраслевые системы оплаты труда, исходя их своих финансовых возможностей. Реформа Единой тарифной сетки, действующей с 1992 года, назрела давно. Ее главное достоинство - возможность единовременно индексировать оклады всем работникам бюджетной сферы с учетом темпов роста цен - было актуально в период высокой инфляции. Теперь, когда инфляция снижается, правительство задумалось над тем, чтобы сделать систему оплаты труда более справедливой. Ведь 18 разрядов нынешней ЕТС не делают профессиональных различий между аптекарем, актером или школьным учителем. Минтруда, по словам министра Александра Починка, уже отработало 16 отраслевых систем оплаты труда, а всего их будет около 30. Во всех случаях оклад работника госорганизации зависит от типа учреждения, занимаемой должности, квалификации и стажа. Потому обещанное в следующем году среднее 33-процентное увеличение зарплат бюджетники ощутят по-разному. В науке основным критерием станет ученая степень или звание, оклады увеличатся в среднем в 2,5 раза. При этом сотрудники организаций, занимающиеся научной деятельностью в "приоритетных направлениях", получат на 10-15% больше, чем те, кто числится в штате "прочих научных организаций". Отделять "приоритетных" от "прочих" предстоит федеральным органам власти и президиумам государственных академий наук. Они же будут определять персональные оклады для лауреатов госпремий и авторов открытий. Оклады у врачей-провизоров и специалистов с высшим медицинским образованием возрастут на 37,5%. У среднего медицинского и фармацевтического персонала - всего на 17. Работники "особо ценных объектов культурного наследия" (Большой театр, Эрмитаж) получат прибавку в 30-50%. А сотрудники "ведущих федеральных учреждений" (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко или Новосибирский оперный театр) - в 20%. В сфере образования Минтруда выделило15 типов учреждений и пять стажевых групп, но насколько возрастут оклады, пока не подсчитало. Необходимый для трудовой реформы пакет законов Александр Починок обещает подготовить к началу следующего года. Но сначала свое заключение на проект концепции должны дать регионы. Предложенные Минтруда отраслевые системы будут распространяться на бюджетные организации федерального ведения. В проекте бюджета уже заложены 0,6 миллиарда рублей на повышение окладов, и, по расчетам министерства, дополнительных средств в связи с изменением системы оплаты не потребуется. Однако большинство госучреждений находится на попечении администраций территорий и муниципалитетов, которые доплачивают учителям и медикам из местной казны. Сейчас местные надбавки достигают 80% от общего размера зарплаты, что позволяет регионам оперативно "бороться" с проводимым центром повышением окладов. В прошлом году правительство против воли жалующихся на отсутствие денег губернаторов в 1,5 раза увеличило оклады бюджетникам. В итоге регионы сократили местные доплаты, и масштабная акция правительственной заботы о населении с треском провалилась. Одна из задач предлагаемой Минтруда реформы - повысить долю гарантируемой правительством тарифной части зарплаты минимум до 60% и упорядочить систему доплат за особые условия труда, непрерывный стаж, совмещение должностей и пр. Властям регионов и муниципалитетов будет предоставлено право корректировать федеральные системы, исходя из финансового положения и величины прожиточного минимума на конкретной территории. Как подчеркнул Александр Починок, только в сторону увеличения. Щедрым губернаторам правительство обещает особое отношение Минфина при обращении за финансовой помощью и трансфертами. У главы министерства Алексея Кудрина такая перспектива восторга не вызвала, и на заседании правительства он рекомендовал доработать концепцию. Минтруда подсчитало, что субъектам для перехода к отраслевым системам потребуется в октябре-декабре 2003 года дополнительно 28,6 млрд рублей. В то же время Минфин неоднократно заявлял, что территории без помощи центра справятся с повышением зарплат, и отказался предусмотреть в бюджет-2003 дополнительные деньги регионам на эти цели. Депутаты считают непродуманное повышение зарплат самым слабым местом бюджета и предрекают полное повторение ситуации текущего года. То есть долги по зарплатам опять вырастут, регионы будут сокращать финансирование ЖКХ, поднимать цены на коммунальные услуги и проезд в транспорте. А Минфину опять придется в срочном порядке затыкать дыры в местных бюджетах. Ему еще предстоит получить с территорий 20 миллиардов рублей ссуд, выданных на зарплаты в этом году. В Координационном совете союза работодателей России (КСОРР), которому вместе в профсоюзами предложено участвовать в обсуждении реформы, всерьез опасаются, что из-за нехватки денег на зарплаты правительство усилит налоговое давление на предприятия. "Реформа ЕТС назрела давно, - сказал директор КСОРР по связям с государственными и общественными организациями Вячеслав Рожков, - но опасность, что у регионов возникнут проблемы, есть".