Межрегиональный форум "Стратегии регионального развития-2002" вызвал неоднозначные отклики Одни из его участников высказывали претензии к излишней наукообразности излагаемого материала, полагая, что за терминологическим "новоязом" скрывается бедность практического содержания. В этом смысле особенно досталось термину "кластер", который, по мнению специалистов, подразумевает под собой не что иное, как известное еще с социалистических времен понятие территориально-производственного комплекса (с той лишь разницей, что раньше эти комплексы реально существовали, а сейчас мы имеем дело только с тем, что от них осталось). Другие участники форума сетовали на то, что представительство федеральных структур оказалось недостаточно весомым. Тем не менее, это мероприятие позволяет проследить ряд тенденций в развитии российской экономики, которые довольно подробно были изложены в выступлении полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. В частности, он на наглядных примерах объяснил, на что больше регионам не следует надеяться. Так, не стоит обращаться к полпреду с просьбами помочь включить в федеральный бюджет строку о строительстве Дворца культуры (оздоровительного комплекса, Культурно-делового центра и т. д.), поскольку руководитель одного из регионов на встречную просьбу обосновать, насколько это строительство эффективно и целесообразно, честно признался: "Если бы я мог доказать экономическую эффективность, я бы убедил в выделении денег своих депутатов и получил бы средства из областного или республиканского бюджетов". Но "своих" убедить невозможно, так как они очень хорошо представляют, что в этом нет никакой эффективности. Еще один пример. Несколько областей одновременно обратились в правительство с просьбой выделить им средства на строительство моста через Волгу, и каждая считает, что полный грузопоток пойдет именно по ее территории. По словам С. Кириенко, у подобных проектов шансов нет. Но самое главное даже не это. Сегодня все регионы написали свои предложения в федеральные целевые программы 2003 года. И все документы вернулись назад. Потому что разговор с федеральной властью идет на разных языках. Сергей КИРИЕНКО, полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе: - Развитие страны не может быть без развития региона. Федеральным приоритетам и федеральным целям должны соответствовать региональные стратегии развития. Главные вопросы: как должны строиться федеральные целевые программы, как в них должны быть учтены интересы регионов? Нестыковка при планировании существует на более серьезном уровне, нежели уровень экономической целесообразности и окупаемости проектов. Первая проблема - временной разрыв. Если взять пожелания, которые представили регионы, то они ограничены бюджетом 2003 года. А правительство сегодня строит свои программы с расчетом на 2010 год. Если регионы не находят своего места в этих планах и в принципах построения долгосрочных программ на 10 лет, то с ними не о чем разговаривать. Второй момент - разница в пространственных подходах. Большая часть регионов, строя программы развития, рассматривает экономику как изолированную, соответствующую только области или республике. Министерство же экономического развития, анализируя конкурентоспособную ситуацию в мире в рамках вступления страны в ВТО, принимает в расчет макроэкономические регионы. Не область, а, как минимум, большой Приволжско-Уральский макрорегион, в который попадает большая часть Приволжского округа, части Уральского, Центрального, Южного округов и Казахстана. Такими масштабами нужно сегодня мыслить, говоря о стратегии долгосрочного развития. Такая политика имеет под собой все основания. По словам С. Кириенко, сегодня две соседние республики просят выделить средства из федерального бюджета: одна, где имеется избыток нефтедобычи, - на строительство нефтеперерабатывающих мощностей, другая, где наличествуют излишки нефтеперерабатывающих мощностей, - на развитие нефтедобычи. При этом предложение объединить существующие мощности отклика не находит. Но для федеральной власти выделение средства республикам на заявленные цели представляется неразумным. Пообещав серьезную конкуренцию, С. Кириенко призвал регионы брать на себя бремя ответственности не только за развитие конкретных отраслей, но и всех институтов, обеспечивающих эффективность территорий. При этом он похвалил Пермскую область, поскольку она оказалась единственной из 15 регионов, руководство которой на совещании у президента РФ говорило не о бюджете 2003 года, а о перспективах на 5-10 лет вперед. Более того, ничего не просило, а просто хотело знать конкурентоспособные приоритеты экономики России на мировом рынке, чтобы сориентироваться, на какие отрасли делать ставку в региональном развитии. На форуме прозвучала мысль и о том, что федеральная власть должна принимать решение о поддержке региональных программ развития только на конкурсной основе. Губернатор Юрий Трутнев говорил о том, что нужна мотивация проведения реформ в регионах. Пока бизнес не вписывается в условия решения этой задачи. У федеральной власти сильно стремление забрать как можно больше бюджетных средств у регионов. В Пермской области из года в год остается все меньше денег, сильный регион теряет возможность развития. То есть выделение средств происходит в основном по принципу поощрения плохой работы: если у пермяков отнимается больше, значит - кому-то менее эффективному больше выделяется. Утверждение С. Кириенко о том, что инициатива должна исходить от регионов, ибо "под лежачий камень вода не течет", присутствующие восприняли с пониманием. Никто не возразил бы и против мысли о том, что "государство должно встать на один уровень с бизнесом". Но эти слова произносятся не впервые, а государство по-прежнему ведет игру с согражданами далеко не на равных. По большому счету, участники форума вели речь не столько о стратегиях, сколько о тактике, в лучшем случае - о среднесрочной политике. Но мысль о том, что надвигается неизбежное преобразование инфраструктуры в целом, прозвучала вполне отчетливо. Сергей КИРИЕНКО: - Я очень доволен прошедшим разговором. Мы обсудили, в чем приоритеты и задачи федеральной и региональной политики, что именно есть задачи федеральной власти. Мы сэкономили примерно полгода работы по утверждению будущих целевых федеральных программ. Иначе вся эта дискуссия проходила бы в кабинетах и в форме переписки. Мы получили возможность услышать друг друга. Главная задача форума - не придумать решение, а услышать точки зрения друг друга и договориться. Самым ярким доказательством того, что участникам форума удалось договориться, С. Кириенко считает произнесенные в кулуарах слова одного из представителей региональной элиты: "Я, кажется, понял требования к федеральным целевым программам: они должны выдаваться не "рыбой", а "удочками". И еще один момент. На вопрос о том, можно ли организовать проведение либеральной реформы в России в разумный период, к примеру, за 5-6 лет, с помощью среднего, а не олигархического бизнеса, председатель комитета по промышленной политике Совета федерации Валентин Завадников ответил однозначно: "Нет". Средний бизнес, хотя и окреп в последние годы, но для этого дела не созрел. Если так, то либеральными реформами должны заняться чиновники. А что нужно такого сделать, чтобы заставить чиновников проводить либеральную реформу? Есть только один реальный путь: убедить чиновника, что когда его роль в этом статусе закончится, он сам должен будет пойти в бизнес. Поэтому надо создать самому себе нормальные условия жизни на перспективу.